• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


17.03.2019

ЛАРИСА ГЕРГИЕВА:
«ЧТОБЫ ПЕТЬ РИМСКОГО-КОРСАКОВА,
НУЖНО БЫТЬ ПОЭТОМ!»

18 марта исполнится 175 лет со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова. Юбилейная дата – всегда рубеж, точка на ленте истории, оказавшись в которой, в очередной раз осознаешь: творчество великого композитора – настоящее сокровище. В преддверии праздничных торжеств мы беседуем с Народной артисткой России, художественным руководителем Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Ларисой Гергиевой.  

Л.А.Гергиева. Фото предоставлено Мариинским театром.

– Лариса Абисаловна, фактически, весь этот театрально-концертный сезон проходит под знаком Римского-Корсакова. В декабре в Тихвине состоялся фестиваль и конкурс Римского-Корсакова, в марте в Мариинском театре стартует фестиваль «Римский-Корсаков - 175». Наконец, нынешний Московский Пасхальный фестиваль также будет посвящен творчеству композитора. Хочется воскликнуть: Римский-Корсаков – наше все!

– Готова присоединиться к этим словам. Я не раз повторяла, что Римский-Корсаков - мой любимый композитор. Мне кажется, нужно весь год посвятить празднованию юбилея композитора. Радует колоссальный масштаб задуманного Мариинским театром. Это замечательно, учитывая «адресность» этого композитора. Я надеюсь, что именно в этом году прозвучат все те произведения, которые в течение долгого времени оставались в тени. Это и сочинения крупной формы, и оперы, которые нигде не идут, и, конечно же, его камерная музыка. Я, в частности, готовлю грандиозную «вокальную эпопею» Римского-Корсакова. Многие его романсы незаслуженно забыты, и хотя не каждый из них может быть поставлен в один ряд с такими шедеврами, как «Редеет облаков летучая гряда», есть по-настоящему прекрасные.

Фотопортрет Н.А. Римского-Корсакова с автографом, из фондов Государственного Дома-музея Н.А. Римского-Корсакова (г.Тихвин).

– Антология романсов Римского-Корсакова – отдельный проект внутри фестиваля «Римский-Корсаков - 175»?

– Да, это так.

Вы ведь сами играли многие из этих романсов, какие-то из них записывали.

– Когда много лет назад возникла идея проведения вокального конкурса имени Римского-Корсакова, с самого начала было задумано, что в ходе подготовки к состязанию, выбирая для исполнения два-три подходящих романса, участники посмотрят, перелистают всё камерно-вокальное творчество, познакомятся с большим количеством музыки. На мой взгляд, она очень удобна для вокалистов. Однако, все романсы Римского-Корсакова требуют виртуозного владения дыханием. Начинающие певцы с этим не справляются. Нужны голоса определенного тембра, ведь его сочинения зачастую посвящены природе, ее состоянию, природным явлениям. Нужно уметь делать свой голос послушным, эластичным, гибким, чтобы выявить многоцветие Римского-Корсакова и его тончайшую нюансировку – пиано, два, три пиано... Например, романс «Нимфа». Нужно быть мастером звуковедения, иметь красивейшее легато и, решив технические задачи, наполнить музыкальный текст содержанием. Нужно хоть немного быть поэтом!

В моей практике были случаи, когда мы исполняли все романсы Римского-Корсакова. Эта музыка мне близка, понятна. Мне повезло, я записывала романсы Римского-Корсакова с настоящими мастерами. Замечательный диск мы записали с Даниилом Штодой на фирме EMI. Интересная работа – «Songs Of Desire» с Ольгой Бородиной, где представлены романсы композиторов «Могучей кучки». Потрясающе подходят для Римского-Корсакова голоса Галины Горчаковой, Людмилы Шемчук, Дмитрия Воропаева... Работа над романсами Римского-Корсакова может длиться бесконечно. Чтобы добиться совершенства, сделать каждое слово понятным и слышимым, нужно невероятно много потрудиться. Зато как это полезно!

– Хочется вспомнить последний конкурс Римского-Корсакова, в камерной программе которого были настоящие открытия. Энхболд Анхбаяр из Монголии стал лауреатом I премии и в оперном, и в камерном разделе, а кроме того, получил специальный приз за лучшее исполнение романса Римского-Корсакова.

– Он меня просто поразил. Среди иностранцев я никогда не слышала ничего подобного. Как может тот, кому труднее, нежели нам, понять смысл поэтического слова, дойти до самой сути, показать тончайшую нюансировку, создать образ, нарисовать картину? У этого певца идеальное произношение, невероятное легато. При этом он готовился к конкурсу у себя дома, в Монголии. Думаю, он победил заслуженно.

– Римский родился в Тихвине, умер в Любенске. Солисты Академии молодых оперных певцов там регулярно бывают, дают концерты. Эти места для вас особенные?

– Конечно. Но для меня город Римского-Корсакова - это Санкт-Петербург. Это Загородный проспект, где жил Римский-Корсаков, где сейчас находится его мемориальная квартира. Я представляю, сколько раз Николай Андреевич переходил площадь между консерваторией и Мариинским театром. Здесь все пронизано памятью о Римском-Корсакове

Александр III не был поклонником его музыки. Известен факт, что император не любил, к примеру, «Светлый праздник», просил в его присутствии не исполнять эту увертюру. Потому оперы Римского-Корсакова, как правило, исполнялись сначала в Москве. Замечательно, что в Мариинском театре на фестивале «Римский-Корсаков-175» прозвучат все его оперы. Я думаю, это то, о чем композитор мечтал.

– «Царскую невесту», «Снегурочку», «Садко», «Сказку о царе Салтане», «Золотого петушка» знаем неплохо… Но ведь всего в списке 15 опер. Что не так?

– В разные годы шли «Кащей Бессмертный», «Моцарт и Сальери». Исполнялась и «Млада». Сейчас должны появиться два новых названия – «Пан Воевода» и «Сервилия». Этими замечательными произведениями почему-то интересуются редко. Мне кажется, для поклонников Римского-Корсакова будет прекрасная возможность оценить всю панораму его оперного творчества.

– Лариса Абисаловна, вы говорите о репертуаре Мариинского театра. В мировом оперном репертуаре названий опер Римского-Корсакова, я думаю, не так много.

– Вспоминаю, когда мы впервые, лет пятнадцать назад повезли в Париж, в театр Шатле оперу «Снегурочка». Это было изумительно! Пели молодые вокалисты, за пультом стоял Валерий Гергиев. Эта опера очень длинная. Порой не все могут дослушать ее до конца, но французская публика восприняла ее с живым, неподдельным интересом. Как ни странно, чаще, чем остальные оперы Римского-Корсакова, идет за рубежом «Золотой петушок». У нас, наоборот, эта трудная опера исполняется редко.

Рояль Н.А.Римского-Корсакова в Доме-музее в Тихвине. Композитор работал за этим роялем на протяжении 30 лет. На рояле – подлинная лампа, которая освещала ноты. На заднем плане - портрет Н.А. Римского-Корсакова с автографом. Фото Владимира  Москалёва.(Тихвин).

– Вы сказали, что в его романсах очень удобные вокальные партии. А оперные партии? При потрясающей оркестровке, они удобны для исполнителя?

– Оркестровка плотная, насыщенная, красочная. Поэтому нужен настоящий масштабный оперный голос, который летит в зал. Даже для партий, написанных для высоких голосов, вроде бы нежных и хрупких, таких как Шемаханская царица, необходима хорошая подача, большой голос. 

– Римского иногда сравнивают с Вагнером. Согласитесь?

– Я больше люблю Римского-Корсакова.

– Санкт-Петербургская консерватория носит имя Римского-Корсакова, что понятно – вклад композитора в музыкальное образование огромен, число его учеников потрясает. Но, главное, колоссально его музыкальное наследие. Сложно понять, насколько оно велико. Еще сложнее представить, как, когда было столько написано?

– Он был человеком невероятного трудолюбия, огромного таланта. Им руководило желание воспеть родную землю. Это был человек с характером. Читая его письма, «Летопись жизни и творчества», можно понять, что он был очень принципиальным, не любил, когда в его сочинениях делают купюры, много спорил с дирижерами. Его произведения, действительно, очень длинны, также как и сочинения Танеева. Его не все понимают, но есть особая прелесть в этих длиннотах. Мы ведь слушаем с удовольствием оперы Вагнера, а Римского-Корсакова было принято «резать». Я считаю, что время его музыки еще впереди. У его опер непростая судьба, ведь они таят загадки, к которым сложно подобрать ключи. 

– То есть, нельзя сказать, что Римский-Корсаков – открытая книга?

– С течением времени, обращаясь снова и снова к его творчеству, словно начинаешь понемногу его расшифровывать. Можно бесконечно что-то искать, находить, потом от чего-то отказываться. Понимание зреет в тебе. Своим ученикам я всегда советую иметь в своем репертуаре больше романсов Римского-Корсакова. Удивительная, неповторимая красота! Он живописец, рисовавший звуком.

– Мне кажется, однажды влюбившись в музыку Римского-Корсакова, заболев ею, нельзя от нее оторваться. Многие музыканты и слушатели становятся преданными поклонниками творчества композитора.

– О да! Я вспоминаю, как услышав первый раз романс Римского-Корсакова «Сон в летнюю ночь», навсегда в него влюбилась. Я исполняла его со многими вокалистами. Но чем больше над ним работаешь, тем больше понимаешь, что нужно продолжать поиски. Этот романс словно маленькая опера. Нужна пылкость, страстность, голос красивого тембра... Я все пытаюсь найти тот самый тембр, на который этот романс ляжет. Как-то мы работали с моей ученицей Натальей Павловой над этим романсом, и когда она спела его в Полковой церкви в Тихвине на фестивале Римского-Корсакова, я просто обомлела. Наталья на сегодняшний день для меня остается лучшей исполнительницей этого романса.

– Лариса Абисаловна, еще раз хочется поблагодарить вас за все, что вы делаете, чтобы имя Римского-Корсакова было по-настоящему увековечено, чтобы его музыка звучала, чтобы он был популярен настолько, насколько заслуживает.

– Спасибо. Говоря о Римском-Корсакове, о фестивале, концерты которого прошли в разных городах Ленинградской области, о конкурсе его имени, я хотела бы поблагодарить всех, кто любит музыку Римского-Корсакова и помогает во всех начинаниях, связанных с его именем. Дизайнер, ювелир Юлия Пузырева создает удивительные по мастерству драгоценные призы. Прекрасно, когда лауреат конкурса получает премию, сертификат, но я заметила, что с особым трепетом все они берут в руки символ нашего конкурса – бронзового шмеля. Замечательный человек, подвижник, фанат Римского-Корсакова – почетный гражданин Тихвина Виктор Николаевич Кирьянов. Без него мы ничего не смогли бы сделать. Мы благодарны губернатору области, Комитету по культуре. Важно, что гала-концерт конкурса Римского-Корсакова проходит в Концертном зале Мариинского театра. Это очень почетно для лауреатов конкурса.

Беседовала Татьяна ЦВЕТКОВСКАЯ

17.03.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей