• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


01.04.2019

Ирина Чернова:
«Конкурсы – важная составляющая профессионального роста юного музыканта»

30 и 31 марта в Санкт-Петербурге состоялся Первый Всероссийский конкурс вокально-инструментального искусства на Приз Культурного центра Елены Образцовой, в котором приняли участие юные музыканты – вокалисты, вокальные коллективы, фортепианные и инструментальные ансамбли. Конкурс прошел в рамках Международной творческой школы вокального мастерства Елены Образцовой, основанной в 2005 году великой русской певицей.

О том, для чего создавался новый конкурс, какие задачи решает проходящая в эти дни Международная творческая школа вокального мастерства Елены Образцовой рассказывает директор Культурного центра Елены Образцовой Ирина Чернова.

– Ирина Алексеевна, в этом году исполняется 80 лет со дня рождения Елены Образцовой. Как Культурный центр будет отмечать юбилей великой певицы?

– Этот год для нас особенный. Ряд мероприятий, в том числе и проходящая в эти дни Международная творческая школа вокального мастерства Елены Образцовой, посвящены ее юбилею. Одну из важнейших задач существования Культурного центра мы видим в сохранении памяти о великой певице. И мы пригласили на нашу Школу известного музыкального критика и биографа Елены Васильевны Алексея Парина, который в 2009 году издал книгу «Елена Образцова. Голос и судьба». Он изучал творчество Елены Образцовой со времени ее поступления в состав оперной труппы Большого театра, был свидетелем того, как певица в союзе с концертмейстером Александром Ерохиным готовилась к Международному конкурсу имени Чайковского, где она стала лауреатом первой премии, как она готовила свои знаменитые концертные программы. Алексей Парин присутствовал на ее репетициях с Важей Чачавой. На своей лекции «Елена Образцова. Почему она стала легендой?» Алексей Парин поведает юным музыкантам историю восхождения на оперный Олимп великой оперной певицы, представит ретроспективу камерного и оперного творчества Елены Васильевны.

– В Петербурге регулярно проводятся конкурсы Елены Образцовой, в том числе и Международный конкурс юных вокалистов. Чем от него отличается Всероссийский конкурс вокально-инструментального искусства на приз Культурного центра Елены Образцовой, и какие цели Вы ставили, организуя новый форум?

– Конкурсы – важная составляющая профессионального роста детей, которые занимаются музыкой. Потребность в конкурсах ощутимая, и мы на этапе подготовки к вокальной части конкурса нашли союзников. Руководители Лицея искусств «Санкт-Петербург» сочли идею проведения конкурса актуальной и присоединились к нам, они приняли решение провести наш конкурс для детей-инструменталистов. В конкурсе примут участие юные музыканты от 7 до 18 лет, как солисты, так и вокальные и инструментальные ансамбли. Прослушивания конкурсантов в номинации «вокальное искусство» пройдут в Культурном центре Елены Образцовой, в номинации «Инструментальные ансамбли» – в Лицее искусств «Санкт-Петербург».

Проводя конкурс в один тур, мы даем возможность детям проявить себя в камерной, почти домашней обстановке Культурного центра. Программа конкурса не сложная, но разнообразная – народные песни, романсы русских и зарубежных композиторов. В этом году исполняется 220 лет со дня рождения А.С.Пушкина, и мы включили в программу обязательное исполнение произведения на стихи великого поэта. По результатам конкурса мы отметим лучших, в дальнейшем будем следить за их творчеством и развитием этих детей, и приглашать на Международный конкурс юных вокалистов.

– В Международном конкурсе юных вокалистов принимают участие солисты, а во Всероссийском конкурсе вокально-инструментального искусства основной акцент сделан на ансамблях…

– Да, это так. Тому есть несколько причин. Часто процесс обучения пению начинается именно с групповых занятий. Маленькие дети иногда боятся выступать сольно. Когда педагог начинает с ними заниматься, зачастую он проводит групповые занятия. Дети привыкают к пению в коллективе, чувствуют себя активно. В процессе ансамблевого пения они могут разыграть любую сценку, у детей развиваются артистические способности.

Кроме того, ансамбли – важная составляющая работы профессионального вокалиста, и способность к ансамблевому пению непременно необходимо развивать с юного возраста. Работа в ансамбле – важная часть работы вокалиста в оперном спектакле. В любой опере есть выходные арии, которых немного – 2 или 3. Все остальное действие опер сосредоточено в ансамблевых и групповых сценах. Если мы говорим о предпрофессиональной подготовке, то мы бы хотели, чтобы дети, которые выходят из нашей школы, – а мы ориентируется на талантливых детей, – обладали всеми умениями и навыками, необходимыми для профессиональной работы вокалиста. Это один из этапов становления профессионального певца. Режиссеры и дирижеры, производящие отбор певцов для работы в театре, в первую очередь смотрят, как певцы работают в ансамбле. И мы должны уделять особое внимание обучению ансамблевому пению.

– Конкурс проводится в рамках Международной школы вокального мастерства Елены Образцовой.

– Интерес к проводимой нами школе велик, два раза в год к нам приезжают слушатели из разных регионов России и из-за рубежа. На этот раз в Школе принимают участие 67 человек. Более 100 юных музыкантов заявились к участию во Всероссийском конкурсе вокально-инструментального искусства. Приехала юная исполнительница из Канады, которая хочет научиться петь на русском языке. Она готовится к участию в Международном конкурсе юных вокалистов в 2020 году, а сейчас примет участие в нынешнем конкурсе. Приехали молодые вокалисты из Казахстана, Туркменистана и Белоруссии. Широка география российских участников, представляющих Санкт-Петербург, Москву, Курск, Челябинск, Оренбург, Вятку, Иркутск, Алтайский край, Ленинградскую область и другие регионы России.

– Какие практические знания, навыки, важные для работы вокалиста, приобретут слушатели школы?

– Создавая Школу вокального мастерства, а Школа была организована самой Еленой Образцовой в 2005 году, Елена Васильевна прежде всего ратовала за то, чтобы передать юным музыкантам те знания, которые, на ее взгляд, она сама недополучила в консерватории, и которые важны для практической деятельности каждого вокалиста. Модель Школы вокального мастерства является авторским проектом Елены Образцовой и ее Культурного центра. Начиная с 2005 года, певица проводила свои творческие школы, основу которых составляли ее мастер-классы для молодых певцов. Индивидуальные мастер-классы со временем переросли в циклы семинаров и методических занятий. Составляя программу Школы сейчас, мы следуем тем же принципам, которыми руководствовалась Елена Васильевна. Например, для вокалиста важна подготовка камерных программ с концертмейстерами – этому будут посвящены занятия заведующей кафедрой концертмейстерского мастерства Санкт-Петербургской консерватории Елены Гаудасинской и концертмейстера Санкт-Петербургской консерватории Елены Серовой. Важным в работе певцов в процессе подготовки оперного спектакля является работа с режиссером. Мы пригласили провести занятия режиссера Мариинского театра, преподавателя РГИСИ Александра Маскалина. Составной частью творческого процесса в профессиональной деятельности певцов является взаимодействие с дирижером. Занятия для начинающих вокалистов ведет дирижер Мариинского театра Александр Кнапп – один из лучших дирижеров русского репертуара в Мариинском театре. Для каждого певца первостепенной задачей является знание иностранных языков. Доцент кафедры сольного пения РГПУ имени А.И.Герцена Дарья Митрофанова ведет занятия по итальянскому и французскому языкам, представляя свою авторскую работу. При сотрудничестве с компанией «Буарон» проводится большое практическое занятие фониатра Мариинского и Михайловского театров Николая Швалева по охране певческого голоса, с демонстрацией фильма.

Очень важным в профессиональном становлении любого музыканта является этап подготовки и поступления в учебные заведения. Ряд занятий Школы посвящен условиям приема в музыкальные колледжи и вузы. О том, на что надо обратить внимание начинающим вокалистам при подготовке к поступлению в консерваторию, расскажет легендарная певица, народная артистка СССР, профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова Ирина Богачева. Мы пригласили профессора Московской консерватории имени П.И.Чайковского Ларису Рудакову, занятие которой посвящено особенностям поступления вокалистов в Московскую консерваторию. Наталья Суханова делится опытом работы с начинающими вокалистами на этапе их поступления в средние учебные заведения.

Наш Культурный центр занимается благотворительной деятельностью, проводя занятия для детей с особенностями развития. Дети обучаются в работающем на базе Центра Детском музыкальном театре «Золотой ключик». Музыкальный руководитель театра Нонна Яновская демонстрирует свою работу со слабовидящими детьми на примере занятий с двумя нашими воспитанниками.

– Ваша школа выполняет функцию курсов повышения квалификации для преподавателей вокала. Какие занятия проходят на Школе педагоги?

– Благодаря методической помощи Дома народного творчества Ленинградской области наша Школа получила статус официальных лицензированных курсов повышения квалификации государственного образца. В рамках школы проводится ряд открытых уроков опытных педагогов, владеющих собственными авторскими методиками преподавания вокала. Открытый урок ведет директор Тюменского колледжа искусств, заведующая кафедрой вокального искусства Тюменского института культуры  Наталья Семешко, она также рассказывает об особенностях подготовки вокалистов к конкурсам. Свою авторскую школу вокала презентует Ольга Буната из Челябинска, она делится своим опытом занятий с маленькими детьми, демонстрируя работу с 3-хлетками и 4-хлетками.

Наталия Комарова, которая является ведущим преподавателем по вокалу в Санкт-Петербурге, членом жюри многих европейских конкурсов, представила свою авторскую программу обучения сольному пению в ДМШ и ДШИ. При поддержке Культурного центра эта программа опубликована в издательстве «Планета музыки», и мы хотим представить ее в Министерство культуры Российской Федерации, чтобы инициировать вопрос о восстановлении направления «вокальное искусство» в федеральных государственных требованиях к образовательным программам на начальном этапе обучения – в Детских музыкальных школах и Детских школах искусств. Необходимо, на наш взгляд, чтобы цепочка обучения «школа – училище – вуз» – была восстановлена в том числе и для тех, кто профессионально обучается вокалу.

– Какие призы приготовил Культурный центр Елены Образцовой победителям конкурса?

- Конкурс детский, и всем участникам необходимо уделить внимание. Мы должны стимулировать их желание продолжать работу над совершенствованием своих музыкальных способностей. Для всех участников у нас предусмотрены памятные сувениры с изображением Елены Васильевны, а также грамоты об участии в конкурсе. Также при помощи наших партнеров мы организовали культурную программу для участников – посещение Русского музея и Музея железных дорог России. Главный приз конкурса – денежное вознаграждение и диплом лауреата. А партнер нашего конкурса, Царскосельская янтарная мастерская, подготовила особые памятные призы – красивые янтарные кубки для главных победителей в вокальной и инструментальной номинациях. Конкурс должен запомниться детям как незабываемое событие в их творческой жизни.

 

Беседовала Динара БУЛАТОВА

Фотографии предоставлены
Культурным центром Елены Образцовой

01.04.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей