• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


03.04.2019

Есть такая народная песня... Продолжение.

Окончание

Начало см. «Музыкальный Клондайк» № 2 (февраль)

 

Ежедневно аутентичная народная песня сталкивается с агрессивными внешними факторами: с мультикультурной городской средой, целой армией желающих внедрить традиционную песню (вопреки её природе) в чуждый ей урбанистический ландшафт. Существует и другая серьёзная проблема взаимодействия различных культур, стихийно бытующих и соприкасающихся в одной музыкальной среде – аккультурация. Активные возрожденческие действия традиций отдельных регионов, народностей, по мнению интерпретаторов этих традиций, в недалёком будущем могут быть поглощены тенденциями глобализма, раствориться в мультикультурализме, или в т. н. world music. Творчество Сергея Старостина – некая охранная грамота для русской песни. Участник ансамблей и групп самых различных жанрово-стилевых ориентаций («Moscow Art Trio», «Жили-были», сессионные союзы с «Волков-трио» и др. конгломерациями), он в любой «компании» остаётся комфортным ансамблистом и ярким музыкантом с неповторимой индивидуальностью. Его проживание в русской песне стало не просто частью его бытования, – теперь он сам частица традиционной культуры. И порой нелегко определить, где он выносит песню, услышанную и записанную в деревне, а где – авторскую композицию.

Мне приходится слышать, что Сергей Старостин поёт обработки, осовремененные песни, вовсе не аутентичные. Но за что могу ручаться, в чём я уверена, – что с первоисточниками Сергей Николаевич работает по-настоящему, используя аналитический подход и пытаясь не навредить. Хотя даже он сам признаётся, что проблемы интерпретации традиционной музыки есть. В репертуаре Старостина – песни разных российских регионов, и у каждого региона своя специфика. Но абсолютно всем арсеналом технических и выразительных средств овладеть невозможно по целому ряду причин. Начинается работа по освоению эвентуальных способов – ведь даже самая древняя песня должна исполняться и в наши дни!

А как вообще появляются те или иные песни в репертуаре Сергея Старостина? Сергей Николаевич говорит, что песни он отбирает каким-то неведомым ему способом, это что-то... внутреннее, сидящее глубоко в душе. И его внутренний голос словно подсказывает ему: эта песня для тебя, а эта ждёт своего часа… Но одного выбора недостаточно: должно пройти какое-то время, наполнение, насыщение, проживание песни в человеке, и когда уже определённо закончилось это проживание, можно считать, что песня выпестована, созрела, она останется с тобой навсегда. Мне кажется, авторские композиции Старостина рождаются похожим способом: он проживает мир русской песни настолько глубоко, что вследствие этих душевных, музыкальных, эстетических переживаний появляется новое зерно. Сергея Николаевича не только со сцены слушать большое счастье, но и беседовать с ним о русской песне…

- Какой вид традиционного музыкального творчества наиболее подвержен инновациям? Какой жанр самый «быстрый», оперативный?

- Своеобразные новаторские изменения в сфере традиционной культуры проявляются в простых жанрах. В частушках, например, куда легче вмонтировать сиюминутность, некую актуальность. Какую-то примету взял… и сконструировал композицию. Частушки в этом плане не особенно требовательные, и человек, у которого хорошо настроен «механизм» словотворчества, быстро откликается на злобу дня. Частушечники имеют особый склад ума, это люди, которые действительно в карман за словом не лезут, у них все прямо здесь, на подхвате. То есть они могут буквально из воздуха выловить флюиды и тут же их выдать в виде двух или четырех строчек – рифмованных и по смыслу гладко сложенных. Это особый талант! Не всем это дано, и, поверьте, частушки петь гораздо сложнее, чем даже самую глубокую лирическую песню. Потому что оперативная работа – она колоссальная, требует не только сообразительности, но и осведомлённости.

- В советское время среди всех статусных государственных коллективов выделялась своей оригинальностью, подлинностью частушечная группа Воронежского государственного русского народного хора, группой руководила Мария Мордасова.

- Мордасова – выдающаяся певица. Она была в настоящем смысле самородком, из разряда тех талантливых находчивых людей, у которых богатый опыт и отточенные методы работы с музыкальным материалом.

- Одна из немногих, которых знала вся страна…

- Вот именно, что одна из немногих… У нас тогда своеобразная система работала… Да и мало что изменилось сегодня: «звезд не должно быть много». Но подобными формами владели очень многие люди. Это все равно, как в поэзии. Если мы думаем, что в эпоху Пушкина не было других поэтов, равных ему, то мы, конечно же, ошибаемся. Просто в истории остался Александр Сергеевич. Он, конечно, безусловный гений! И был, как никакой другой поэт, созвучен своей эпохе. Я также интересуюсь поэзией – как советского, так и дореволюционного периода. Знакомые периодически подбрасывают мне стихи неизвестных широкому кругу поэтов, которые оставили яркий след. Хотя в истории эти поэты почему-то не зафиксировались. Но это не значит, что другой поэзии у нас, кроме официальной, не было.

- Великая русская культура… Без преувеличения, мы наблюдаем огромный всплеск интереса к ней нашей молодёжи. С чем это связано?

- С поиском национальной идеи, самоидентификации. А потом… не будем умалять достоинство нашей культуры. Она и вправду великая. Великая русская культура, которая дала миру огромную плеяду выдающихся людей в лице наших писателей, поэтов, композиторов, художников. Она является неотъемлемой частью мира! И в основе, в базисе этой великой мировой культуры – народная культура. Так значит, в ней есть какие-то важнейшие компоненты.

- Зёрна…

- … зёрна, минералы, витамины, и всё, что могло питать всю «верхушку». Я не удивляюсь тому, что молодые обращаются к традиционным истокам и начинают «копаться». Причем, они копают глубже, чем мы сорок лет назад, когда только вступали на этот путь. То есть, они смотрят в корень. Мы тогда просто восхищались, что открыли для себя новый художественный мир, новое пространство, космос… И мы словно летали в этот космос и любовались им. А современная молодёжь по-иному воспринимает тот наш космос – не столь экзальтированно, пробует самостоятельно разобраться в деталях. Это очень хороший знак, внушающий оптимизм.

- Тем не менее, не всё так безоблачно и лучезарно. С каждым годом всё меньше на карте нашей страны становится деревень и сёл, скоро некуда будет ездить за знаниями о традиционной культуре нашей пытливой молодёжи…

- Согласен, что живые первоисточники не вечны, нужен звуковой архив. Всем собраниям народной музыки, народным коллекциям необходим реальный юридический статус! Для этого должно быть волеизъявление наших законотворцев, которые должны написать соответствующие законы и в соответствие этим законам принять меры. Звуковые архивы должны охраняться государством.

- А не попросить ли Вам, Сергей Николаевич, слова в Государственной Думе с разъяснениями, как когда-то подобным образом сделал Михаил Казиник, прочитав в Совете Федерации лекцию о музыке?

- Я видел это чудесное выступление! Передо мной стоит такая задача – нанести визит с фольклорными музыкантами в Госдуму или Совфед, и я буду двигаться в этом направлении.

- Возвращаясь к теме освоения традиционной культуры молодёжью… Кто из современных молодых артистов наиболее приближен к оригинальной природе русской песни?

- Выделить кого-то трудно… Когда мы говорим об искусстве народной песни, мы вынуждены делать скидку на то, что человек, выходящий на сцену, на подиум, он уже артист! Не столько народный певец, сколько артист. В какой степени ему удастся очаровать или обмануть аудиторию относительно своей принадлежности, своего существа… Это зависит от многих обстоятельств, от его таланта в первую очередь. Набор этих артистов дифференцирован: кто-то совершенно не претендует на роль какого-то там деревенского исполнителя. Хуже, когда появляется эта претензия. Вот тут результат неочевиден. То есть, я претендую, я веду себя так, как вели бы себя деревенские музыканты на сцене. Но на мой взгляд, это заведомо ущербная, заведомо проигранная сценическая ситуация.  Так вот, эти персонажи на сцене по-разному себя позиционируют, хотя и те, и другие (кто в большей степени, кто в меньшей степени), опираются на народную песню, и считают ее еще достаточно сильным аргументом для конкурентной борьбы на эстраде с другими жанрами. Вот, например, Тина Кузнецова, она из Казани. Помимо классического, у нее очень хорошее джазовое образование. Она прекрасно знает американскую джазовую культуру, традицию джазовую. У неё очень хорошие данные, она делает симпатичные аранжировки. Когда я впервые услышал ее, поразился виртуозности и мастерству, с которым она исполняла джазовые стандарты. Но она не могла не обратить внимание на то, что я стою на других позициях и являюсь пропагандистом народной культуры, русской народной песни, в частности. Она попросила меня что-то ей подсказать, что-то предложить в плане фольклора. Я пытался донести до нее какие-то народные истории, народные песни, формы, определенные типы народных песен. И она отбирала… Мне очень радостно, например, что она сейчас поет песню моей бабушки – со сцены с симфоническим оркестром в очень оригинальной аранжировке. Это, конечно, уже совсем другая история, чем та песня, которую пела мне бабушка. Но то, что в основе лежит моя «родовая» песня, мне очень приятно. И что ещё важно: Тина - участница телевизионных проектов, и она даёт нужную информацию на эту большую многомиллионную молодёжную аудиторию.

- Я внимательно слежу за творчеством пермячки Ирины Пыжьяновой, она невероятно активна…

- Я очень трогательно к ней отношусь. Потому что она в постоянном поиске, в процессе работы, открытия новых форм и горизонтов.

- От чего зависит будущее традиционной музыки?

- От людей. Если у у этой культуры, музыки будут преемники, значит, все будет хорошо. А не будет преемников – она просто погибнет. Пока, слава Богу, с точки зрения преемственности прогнозы оптимистичные! Они даже более оптимистичные, чем в семидесятые годы прошлого века.

Беседовала Людмила ОСИПОВА

Фото А.Белицкого из архива автора.

03.04.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей