• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


14.05.2019

Зарина Шиманская:« Игра с оркестром – это огромная движущая сила, абсолютно другая энергия».

Зарина Шиманская

Автор фото - Евгений Евтюхов

В Петербурге масштабно прошло празднование круглой даты со дня рождения русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Этому событию уделил внимание и Мариинский театр, на сцене которого прошли все оперы композитора, и Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр. В стенах Большого зала филармонии им. Д.Д. Шостаковича состоялся концерт музыки Н.А. Римского-Корсакова. Одним из участников концерта стала виртуозная пианистка, лауреат международных фортепианных конкурсов,  Зарина Шиманская. Сегодня Зарина – гость «Музыкального Клондайка».

- Зарина, 18 марта исполнилось 175 лет со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова. Вы участвовали в концерте в честь празднования этого события. Близко ли вам творчество композитора?

- Да. В детстве и юности я прослушала много опер выдающегося композитора в Мариинском театре. Естественно, оперы – главное наследие этого композитора. Творчество композитора мне близко еще и тем, что в детстве я часто выступала в музее-квартире Н.А. Римского-Корсакова. Это уникальная атмосфера, которая там царит, она, безусловно, вдохновляет юных музыкантов. И я должна признаться, что я даже не знала о том, что у него есть концерт для фортепиано. Представлялось, что он оперный и симфонический композитор. Когда мне предложили сыграть фортепианный концерт, я обрадовалась и сразу стала искать ноты.

- Будет ли этот концерт теперь у вас в репертуаре?

- Несомненно. С удовольствием, сыграю его еще столько раз, сколько потребуется.

- Помимо концерта для фортепиано с оркестром Н.А. Римского-Корсакова, который вы играли в сопровождении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, какие еще произведения Римского-Корсакова есть в вашем репертуаре?

- Пока их нет. Но я обязательно познакомлюсь поближе с его фортепианной и камерной музыкой. Хочу сыграть его фортепианное трио. Посетив большое количество концертов пианистов, я никогда не слышала, чтобы они исполняли музыку Н.А. Римского-Корсакова.

- Какие композиторы составляют основу вашего репертуара, и какие ближе всего вам по музыкальному мышлению?

- В моем репертуаре большое количество музыки В.А. Моцарта, И.С. Баха, Л. ван Бетховена, и особенно Ф.Шопена -наверное, каждому пианисту дорог этот композитор. Музыка Ф. Шуберта меня стала сейчас очень интересовать. Я думаю о том, чтобы сделать концерт только из произведений этого композитора. Очень люблю музыку С. Прокофьева, Б. Бриттена.

- Вы исполняли фортепианный концерт Галины Уствольской в пространстве «Порт Севкабель». Вас, как исполнителя, интересует современная музыка?

- Да, очень. В музыке Галине Уствольской я нашла нечто совершенно уникальное - она гениальный композитор!  Это очень красивый концерт, но, к сожалению, редко исполняемый. Его играет Алексей Любимов, собственно, ему и посвящено это произведение. Но в целом,  к сожалению, его незаслуженно редко исполняют. Также мне близко творчество Родиона Константиновича Щедрина, его концерт для фортепиано и струнного оркестра №6 (Concerto Lontano) я выучила этим летом, и в ближайшее время планирую его сыграть.

Автор фото - Даниил Рабовский

- У вас очень насыщенный образовательный путь. Вы закончили консерваторию (класс Нины Серегиной), аспирантуру (класс Сергея Урываева), магистратуру Гамбургской высшей школы музыки (класс Евгения Королева). Кого из преподавателей вы можете назвать своим главным учителем?

- Я благодарна всем своим учителям, потому что каждый из них внес особый вклад в мое развитие не только как музыканта, но и как человека. Сам процесс обучения музыки уникальный. У тебя есть возможность общаться с преподавателем индивидуально.  Это обогащает тебя не только как музыканта, пианиста, специалиста, но и как личность, ведь ты можешь брать пример со своего наставника. Хотелось бы вспомнить Нину Николаевну Серегину, которая, к сожалению, очень рано ушла от нас. Это большая потеря для нашего города и страны. Она, конечно, была редким профессионалом и прекрасным  музыкантом. Сергей Александрович Урываев – удивительный музыкант. В занятиях над камерной музыкой он дает так много импульсов, которые помогают развиваться и искать свое собственное звучание. Мне также невероятно повезло попасть в класс к Евгению Александровичу Королёву в Гамбургской высшей школе музыке, к наставнику, в лучшем понимании этого слова, который является источником восхищения и вдохновения как музыкант и личность.

- Помимо вашей активной сольной деятельности, вы много выступаете в ансамбле – со скрипачем Кристофом Барати, виолончелистом Иштваном Вардаи, певицей Надей Михаэль. Кем вы видите себя в будущем – сольным исполнителем или артистом ансамбля?

- Если брать глобально, мне, конечно, хочется играть больше сольной музыки и выступать с оркестром. Я думаю, любой пианист, который только приступает к обучению, видит себя за роялем с оркестром. Это огромная движущая сила, абсолютно другая энергия. Когда у тебя есть возможность подготовиться к сольному концерту или к концерту с оркестром, ты полностью погружен в себя, ты абсолютно свободен и можешь делать всё, что хочешь. Ты можешь полностью сконцентрироваться на том, что хочешь сказать именно ты.

Но когда ты занимаешься камерной музыкой и еще имеешь возможность выступать с певцами, со струнными музыкантами, а твоими партнерами являются такие выдающиеся люди, как Кристоф Барати, Иштван Вардай, Надя Михаэль, - это особенно ценно. Ведь они являются своего рода моими учителями. Этот обмен энергиями и музыкальными идеями придаёт толчок вперед, которого сложно добиться, когда сидишь один за инструментом. После каждого такого концерта, после каждой подготовки программы с такими музыкантами, ты чувствуешь себя на другом уровне, на новой ступени. Это тоже прекрасно. Естественно, это важная часть развития. Мне кажется, самое важное – это баланс этих частей. Игра с оркестром – наиболее сложный вид выступлений, у тебя немного времени на совместные репетиции, вместе с тобой играет большое количество музыкантов и управляет процессом дирижер. То, что у меня есть возможность выступать с оркестром, сольно, так и в составе ансамбля – это лучшее, что могло произойти в моей творческой жизни.

Зарина Шиманская

- Можете подробнее рассказать, каким образом выстраивается ваша работа с музыкантами?

- Расскажу про нашу историю с Надей Михаэль. Мы готовили программу музыки М. Мусоргского и А. фон Цемлинского на пароме в Персидском заливе. Это была очень насыщенная поездка, так как помимо посещения и краткого осмотра достопримечательностей разных стран, мы занимались каждый день по шесть часов. Ей, как выдающейся певице исполняющей партии вагнеровских богинь, абсолютно по плечу такой режим работы.

Однако некоторые моменты мне были не до конца понятны в музыке Цемлинского. После наших репетиций, Надя узнала о том, что в программе для молодых оперных певцов Мариинского театра «Аткинс» будет проходить мастер-классы выдающегося концертмейстера и вокального коуча из Метрополитен-опера Крейга Рутенберга, она настойчиво порекомендовала мне проконсультироваться с ним. Я осталась в полном восторге от нашей работы. Он мне дал несколько точных узкопрофессиональных советов, которые мне серьезно помогли. Он, буквально в нескольких предложениях многое мне объяснил, и все сразу встало на свои места.

Также хочется рассказать о своем последнем впечатлении от венгерского города Капошвар. Летом я была там на струнном фестивале Kaposfest устраиваемым Кристофом Барати и Иштваном Вардаем. Это место я могу охарактеризовать как оазис идеальной струнной игры. Если сравнивать с выставкой машин, то можно точно сказать, будто я попала на выставку Феррари или каких-то самых фантастических автомобилей. Потрясающая техника, невероятные скорости, музыкальное мышление. В Венгрии потрясающая школа струнников.

- Вы достаточно часто играете на фестивалях. Есть среди них какой-то особенный именно для вас?

- Мне нравится, что у нас, у музыкантов есть фестивали. Иногда ты попадаешь в семью, такое сообщество, где можешь чувствовать себя как дома, у тебя есть возможность общаться с артистами, обмениваться идеями, например, Фестиваль Вербье – потрясающее место, с невероятными ландшафтами, с самым звездным составом, необычный Дягилевский фестиваль, который проходит в Перми, масштабный фестиваль «Звезды белых ночей» в Петербурге. Это большое событие, в котором участвует огромное количество музыкантов. Но, тем не менее, это всегда связано с новым пространством и с новыми людьми, а это очень интересно… Это тоже даёт большой импульс.

- Вы выступали на многих престижных концертных площадках не только России, но и зарубежья. Есть ли у вас концертный зал, в котором вы чувствуете себя особенно?

- Из концертных площадок, я бы отметила Концертный зал Мариинского театра. Там соединение всех качеств с приставкой «супер», прежде всего, - это уникальная акустика, прекрасные инструменты, замечательная аудитория. И то, что он такой новый, светлый, там не чувствуется никакого стресса или давления. Там всегда очень легко выступать. Он появился относительно недавно, а все детство я ходила в филармонию – в Малый и Большой залы. Столько концертов Григория Соколова и многих других выдающихся музыкантов было прослушано. Мне также всегда хотелось выступить в Большом зале филармонии им. Д.Д. Шостаковича.

- Это было ваше первое выступление в Большом зале? Какие ощущения испытали?

- Да, мне очень понравилось. Я думала, что это «страшнее». Когда я туда ходила, будучи ребенком, было впечатление, что люстры огромные, сцена необъятная. А когда у меня появилась возможность выйти на сцену, оказалось, что он не такой большой и строгий.

Автор фото - Даниил Рабовский

- С кем бы вы хотели выступить в будущем?

- Мне очень понравилось выступать с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром - замечательный коллектив, сохраняющий традиции истинно петербургской симфонической музыки, надеюсь, буду выступать и с музыкантами из Петербурга в ансамбле с замечательным скрипачом Чингизом Османовым, с которым мы выступали на фестивале “Петербургские вечера” и прекрасным пианистом, композитором Эдуардом Кипрским с которым мы несколько раз выступали в ансамбле и с оркестром Мариинского театра. Хотелось бы чуть больше укорениться на родной петербургской земле. Но, и, конечно, искать новые импульсы в творчестве, работая с новыми людьми. Сейчас придумываю проект выступления с актером и танцорами. Но пока будущие проекты в стадии разработки. О них еще рано говорить.

- На вашем сайте написано, что в детстве вы мечтали стать композитором. Сочиняете музыку сейчас?

- Сейчас не сочиняю, до сих пор мечтаю. Я думаю, что мне стоит поменять свою биографию, так как не знаю, насколько хорошо писать о мечтах, которые не сбылись. Я действительно очень уважаю композиторский труд. Это не только огромный талант, но и скрупулезная последовательная работа. Точно так же как и мы, музыканты, ремесленники, занимаемся на инструменте с детства, фундаментально подходим к нашему образованию и профессиональному становлению, так и композиторы. Наверное, в детстве у меня неплохо получалось, плодотворно. Просто какой-то был момент в юношестве, наверное, это можно назвать максимализмом. Творчество композиторов, музыку которых ты хорошо знал, казалось недостижимым.

Например, Моцарт. Меня восхищала музыка этого гениального человека. И я решила, либо уж быть Моцартом, либо не быть композитором совсем. Сейчас я считаю, что это глупо. Ведь много людей, которые занимаются композицией, востребованы. У них интересная работа, в кино или в других сферах. То же самое происходит и с художниками, не все себя находят в живописи, кто-то может быть талантливым дизайнером. Точно так и в музыке. Часто это очень талантливые люди, которые нашли себя и прекрасно существуют. Сейчас я уже разочарована в том своем решении.

- Как вы считаете, какими качествами необходимо обладать современному музыканту?

- Я думаю, что активность, но это качество, к сожалению, совершено не формируется в наших учебных заведениях.

Автор фото - Евгений Евтюхов

- Как вы думаете, почему? Почему молодым музыкантам не объясняют, что общение – один из главных факторов успеха для музыканта?

- Просто не стоит такого вопроса. В этом плане, не хочу сказать ничего плохого, потому что наше музыкальное образование действительно очень хорошее, всеобъемлющее. Но существует отставание от того, что требует современный мир. И сейчас практически нет агента, который вдруг где-то найдет тебя. Ты сидишь в классе, занимаешься, он постучит в дверь и скажет: «Давай-ка я тобой займусь?». Это просто невозможно. Сейчас очень важно, чтобы каждый человек был сам себе немного менеджером. Чем активнее музыкант, чем ярче он заявляет о себе этому миру, тем лучше это для его карьеры. Мне кажется, что необходимо ввести предметы и формировать у студентов потребность в коммуникации. Как, например, это происходит в ВУЗах, где преподают бизнес и экономику. Еще существенное различие нашей образовательной системы и западной в том, что за границей ты можешь сам себе выбрать образовательную линию, в первую очередь, опираясь на свои желания. В некоторых ВУЗах это обязательно. Все-таки, я думаю, что многому мы должны учиться и у массовой музыки. У них это более развито. Там люди больше друг друга знают, больше общаются.

- Расскажите о своих ближайших творческих планах.

- На самом деле, мне бы очень хотелось что-то организовать. Например, фестиваль, но об это я еще ничего не могу сказать, мысли только формируются. Когда они обретут какую-либо форму, тогда, надеюсь, появится площадка, возможности. Когда это случится, тогда я начну об этом говорить.

У меня будет несколько выступлений с сольной программой из произведений Шуберта и Листа в конце мая, также будет концерт на Пятом музыкальном фестивале им. П. И. Чайковского в Клину с замечательным американско-русским скрипачом Филиппом Квинтом. Это будет концерт под названием „Chaplins smile“, посвященный музыке из кинофильмов Чарли Чаплина. Очень интересный проект. Также мы хотели поехать с Надей Михаэль летом в Нью-Йорк. Я надеюсь, что все получится.

Беседовал Антон ИВАНОВ

Фотографии из личного архива Зарины Шиманской

14.05.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей