• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


17.05.2019

Наиля Глазунова: «Сохранить традиционное народное искусство не как реликт, а как живой, функционирующий пласт культуры».

Наше издание продолжает разговор о традиционной культуре, который мы начали размышлениями замечательного музыканта, этнографа, собирателя и исполнителя русского фольклора Сергея Старостина (см. «Музыкальный Клондайк», февраль и март 2019г). Сегодня наша тема - проблемы фольклорного образования в России, работа сектора фольклора Российского института истории искусств и деятельность Международной школы молодых фольклористов. Собеседник «Музыкального Клондайка» - выдающийся этномузыколог, профессор, заслуженный деятель искусств Туркменистана, член Союза композиторов России, старший научный сотрудник сектора фольклора Российского института истории искусств, заведующая аспирантурой РИИИ Наиля Нигматовна Глазунова.

- Наиля Нигматовна, существует ли проблема сохранения традиционной культуры в сегодняшних реалиях, когда все больше людей активно мигрируют, переезжают из сельской местности в города?

- Сегодня города, особенно мегаполисы, каких в нашей стране немало, имеют смешанное население – разное по национальной, этнической, конфессиональной принадлежности.  Жители городов, возведенных в годы советской индустриализации, как правило, являются потомками людей, прибывших из самых разных уголков огромной страны. Понятно, что они никоим образом не связаны с традициями местного, исконного населения (если таковое вообще имелось на данной территории). В настоящее время обычны и семьи, где родители – выходцы из разных регионов, нередко разной национальности, разной веры, каждый – носитель своей культуры, приверженец своих традиций. Миграционные процессы, действительно, приняли небывалый размах, люди перемещаются внутри страны и за ее пределами. Если учесть все это, то проблема  сохранения традиционной культуры, особенно в условиях мегаполиса, безусловно, представляет большую сложность.

- Как вы считаете, что позволило бы в таких условиях сохранить традиционное народное искусство?

- Современная культурная ситуация поставила в кризисное положение некоторые формы традиционного фольклора, но не уничтожила  художественного творческого фольклорного типа как такового. Происходящие в наши дни процессы обращения к традиционной культуре обязывают к чуткой и заинтересованной культурной политике, основанной на знании законов функционирования фольклора и возможностей его адаптации к стремительным преобразованиям, характерным для нашей эпохи. Это позволило бы сохранить традиционное народное искусство не как реликт, а как живой, функционирующий пласт культуры.

Наиля Глазунова Нигматовна

- Как в настоящее время развивается народная культура?

- Мои  многолетние наблюдения над процессами, происходящими в области народной культуры, позволяют считать, что традиция продолжается, если она не канонизируется, а находится в постоянном взаимодействии с пульсирующей художественной жизнью народа.

- Важно ли заниматься в настоящее время фольклорным образованием, и с какого возраста?

- Одно из важнейших условий формирования подрастающего поколения -  этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи ребенку культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет. Это - неразрывная часть многомерного процесса становления личности человека в поликультурном обществе. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности  подрастающего поколения позволяет оказать влияние на их социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие. Однако, следует учитывать, что в современных условиях феномен этнокультурного воспитания содержит немало проблем. Это связано со многими причинами. Одна из них обусловлена развитием процессов глобализации, характерных  для современного мира.

Процесс формирования этнокультуры целесообразно начинать с первых дней жизни в рамках семьи, а затем продолжать в системе образования – детских садах, школах, кружках, студиях, внедряя в образовательный процесс программы этнокультурного направления, что нашло отражение и в современном законодательстве в сфере образования и национальной политики.

- С какими проблемами сегодня сталкивается сектор фольклора Российского института истории искусств?

- В ХХI веке, в период интенсивного угасания классической фольклорной культуры и перехода ее в иные формы существования, особенно остро ощущается необходимость выхода на новые рубежи в осмыслении фольклорно-этнографического наследия, в нахождении новых нетрадиционных подходов к явлениям народной культуры. Современная фольклористика ориентируется на понимание традиционной культуры как важнейшей динамической системы, для познания которой необходимо обращение к смежным наукам с их методами и базой исследования. Приоритетными в изучении традиционной культуры оказываются несколько проблем, к исследованию которых и обращаются  ученые сектора фольклора РИИИ. Прежде всего, это проблема сохранения научного пространства СНГ,   изучение особенностей существования русской культуры в соседстве с культурами других народов. Разрабатывается историко-теоретическая концепция фольклорного двуязычия как ядро проблемы межэтнических контактов в сфере традиционной культуры. Нуждается в разработке проблема фольклорной личности во всевозможных ее проявлениях (феномен мастера, хранителя и передатчика традиционных знаний, носителя новых фольклорных форм), так как только через всестороннее изучение личности того, кто может называться носителем фольклорной традиции, лежит путь к разрешению чрезвычайно важных для науки проблем, связанных с сохранением изменений идеалов, законов функционирования фольклорного наследия, "работающих" сегодня механизмов фольклорной памяти.

- Как осуществляется основная деятельность сектора фольклора РИИИ?     

- Концептуальная основа нашей деятельности— полиэтничность объектов изучения и междисциплинарность исследований. Применяя комплексный подход, исследователи исходят из того, что любое явление фольклора многогранно, неисчерпаемо и в силу этого может и должно изучаться разнообразными дисциплинами. Сектор фольклора РИИИ, обладая большим научным потенциалом специалистов-фольклористов в области этномузыкознания, филологии, инструментоведения, народного театра, а также специалистов, изучающих различные пласты национальных культур,  мог бы взять на себя функции координационного центра в изучении фольклора народов России и сопредельных стран. Конференции, обучающие семинары и Международные школы молодых фольклористов, направленные на работу с учеными России и СНГ, проводятся сектором уже много лет.

- Существуют ли в рамках РИИИ творческие мастерские народной культуры?

- Нет, постоянно действующих творческих мастерских в институте нет, но  был опыт проведения  семинара-лектория для руководителей фольклорных ансамблей «Обрядовый фольклор на сцене». Учитывая большое количество фольклорных центров, занимающихся популяризацией фольклора через сцену, необходимо соединить инициативу работников таких центров и существующие научные наработки в этой области. В таком соединении науки и практики эффективным будет регулярно проводимый научно-методический семинар-лекторий для работников домов фольклора и руководителей/участников фольклорных ансамблей силами фольклористов РИИИ с целью повышения уровня подготовки работников научно-методических фольклорных центров и органов культурной жизни в регионах России.

- В стенах РИИИ проходит Международная школа молодых фольклористов, расскажите подробнее о ее деятельности.

- Ученые-фольклористы нашего института не только ездят в экспедиции по сбору фольклора в различные регионы России, пишут исследования, занимающие значительное место в  мировой фольклористике, но и стремятся к передаче своих знаний и опыта следующим поколениям фольклористов. Одной из таких форм является проект, осуществляемый с 2001 года «Международная школа молодых фольклористов». Необходимость проведения школы фольклористов, представляющей сферы научных интересов молодых ученых самых различных областей знания народной культуры, определяется актуальностью подготовки высокопрофессиональных фольклористов. Пристальное внимание к истории России и сопредельных стран, участие многочисленных народов в ее создании, ее интерпретации, восстановлению этнокультурной составляющей народов, проживающих как в России, так и за рубежом, воспитание уважения к народам, их культурам и  традициям, укрепление установок толерантности сознания и поведения среди молодежи  являются предметом обсуждения на школе.

Реализация данного проекта позволяет, с одной стороны, привлечь молодых фольклористов, специализирующихся в узких разделах науки о фольклоре, с другой – обеспечить комплексное обучение начинающих ученых в плане освоения ими современных методов исследования фольклора.

Беседовал Антон ИВАНОВ

Фото из личного архива Н.Глазуновой.

17.05.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей