• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


12.05.2011

ГОСТЬ МАЙСКОГО НОМЕРА

Ричард Родзинский:
«Для пианистов конкурс - это еще более важно, чем для певцов»
 
XIV Международный конкурс имени П.Чайковского, который пройдет в нынешнем году, обещает стать особо масштабным культурным событием. К его подготовке впервые привлечены опытные зарубежные специалисты. Рабочую группу конкурса возглавил американец Ричард Родзинский, имеющий огромный опыт подобной деятельности. Г-н Родзинский более десяти лет был художественным администратором оперы Сан-Франциско, а затем «Метрополитен-опера», в настоящее время он является президентом Ассоциации Вана Клиберна, первым вице-президентом Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов и Международного конгресса особых премий, а также членом Совета директоров Международного общества исполнительских искусств.
Не секрет, что в последние годы под влиянием различных, в том числе социальных и политических факторов международный авторитет Конкурса имени П.Чайковского, который более полувека является одним из самых ярких культурных брендов нашей страны, пошатнулся. Для возвращения конкурсу былого престижа предприняты беспрецедентные меры на государственном уровне. Ввиду сложившихся экстраординарных обстоятельств нынешний конкурс будет проходить в двух городах: в Москве – фортепиано и виолончель, в Санкт-Петербурге – сольное пение и скрипка.
Председателем оргкомитета конкурса согласился стать директор и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, мировая репутация которого как выдающегося исполнителя и менеджера в сфере культуры является безусловным гарантом радикальных качественных перемен во всем, что касается подготовки и проведения конкурса. Именно по инициативе Валерия Гергиева Ричард Родзинский возглавил рабочую группу конкурса.
- Вы, господин Родзинский, замечательно говорите по-русски. Расскажите, пожалуйста, о Ваших семейных корнях.
     - Дело в том, что я родился в Нью-Йорке, но мой отец - из Львова. Моя мама из Варшавы, дед – генерал австро-венгерской армии. Родным братом деда был известный композитор Генрик Венявский. Отец работал дирижером Варшавской оперы, где его увидел Леопольд Стоковский, предложивший стать своим ассистентом в Филадельфии. Отец был у истоков оперного дела в этом городе, после чего работал дирижером в Лос-Анжелесе, Кливленде и Чикаго, являлся музыкальным директором Нью-Йоркской филармонии. Отец был очень принципиальным человеком, и его жизнь в Америке складывалась непросто. Уехав в Италию, он получил большую свободу творчества, поставил много опер во Флоренции, в том числе «Войну и мир» Сергея Прокофьева. Именно там я познакомился с Дмитрием Шостаковичем.
- Вы долгие годы работали художественным администратором крупнейших оперных театров. Каковы были Ваши функции?
- В мои обязанности входило формированием репертуара, утверждение исполнителей на ведущие партии, составление контрактов. В «Мет», фактически, я был помощником главного дирижера Джеймса Ливайна.
- Пожалуйста, несколько слов об этом легендарном театре, в котором выступали все великие мировые знаменитости. Как формируется его репертуар?
- Это очень трудный вопрос. В афише «Мет» постоянно присутствует 23-24 оперных спектакля: в этом театре идут только оперы. Сделать в течение сезона более четырех - пяти премьер невозможно. На каждую постановку уходит месяц напряженной работы. Мы, например, ставили задачу обновить вердиевский репертуар или делали постановки специально для Пласидо Доминго или Лучано Паваротти. Иногда хочется поставить, скажем, «Мадам Баттерфляй», но достойной исполнительницы главной роли нет, и приходится откладывать эту идею на потом. Кроме того, афиша театра должна быть разнообразной, так сказать, на все вкусы.
- Сколько времени держится в репертуаре «Мет» новый спектакль?
- Обычно не более двух - трех сезонов.
- Какова в «Мет» роль оперного режиссера?
     - В былые годы в театре безраздельно властвовал дирижер, затем певцы. Но сейчас ситуация изменилась. Это связано с появлением таких выдающихся режиссеров, как, например, Джон Экстер. А вообще все зависит от личности человека.
- Доступны ли спектакли «Мет» для широкой публики?
- В этом нет проблемы. Существуют не только очень дорогие, но и дешевые билеты. Их стоимость колеблется от 80-100 до 6-8 долларов. Для сравнения: билет в кинотеатр стоит 5-7 долларов. В оперном зале 3000 мест и пустых мест обычно не бывает. Но огромный зал - большая проблема этого театра: многим хорошим певцам просто не хватает силы звучания.
- Если не секрет, сколько получают в «Мет» за один спектакль звезды экстра-класса?
- В мое время гонорар не превышал 6000 долларов. Столько получали Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Джоан Сазерленд. Это не так много, как в Европе, например, в Германии. Дело в том, что государство не дает деньги на содержание «Мет». Театр существует на частные средства спонсоров и за счет продажи билетов.
- Пользуется ли авторитетом на Западе русская вокальная школа?
- Конечно. Для нас особенно интересным является исполнение певцами из России русского репертуара. Они делают это гениально, в то время как мы многого не знаем. К сожалению, в Америке долгое время совсем не знали русских опер. Не ставились ни «Борис Годунов», ни «Князь Игорь», ни «Евгений Онегин», ни «Пиковая дама». Зато в западном репертуаре русским артистам не всегда достает знания наших традиций.
- Что побудило вас, г-н Родзинский, сменить поприще деятельности и перейти в ассоциацию любимого в России Вана Клиберна - именно так по сложившейся традиции мы привыкли называть знаменитого пианиста, победителя самого первого Конкурса имени Чайковского?
- Дело в том, что у меня была просто сумасшедшая жизнь. Каждый день спектакли, проблемы, кризисы, огромная ответственность. И по истечении десяти лет я сказал себе: хватит.
А Клиберн - мой давний друг. Это замечательный, интересный человек. Его пианистический конкурс пользуется большим авторитетом в мире. Сотрудничество с Клиберном для меня очень интересно. По моему мнению, для пианистов конкурс - это еще более важно, чем для певцов, потому что пианистам труднее самоутвердиться и они нуждаются в помощи и поддержке...

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ИНТЕРВЬЮ Валерия ИВАНОВА

 

 

 

 

 

 

ЧИТАЙТЕ В МАЙСКОМ НОМЕРЕ ГАЗЕТЫ
"МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК"

ПОДПИСКА С ЛЮБОГО МЕСЯЦА ⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒

 

12.05.2011



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей