• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


06.06.2019

Витаутас Сондецкис: «Мы старались взглянуть назад и вспомнить те символические даты, концерты, которые были важны в творчестве моего отца».

Витаутас Сондецкис

В Санкт-Петербурге в течение почти двух месяцев проходили концерты Международного музыкального фестиваля «Камерата», посвященного 90-летию со дня рождения Саулюса Сондецкиса и 30-летию создания оркестра «Санкт-Петербург Камерата». Художественным руководителем фестиваля выступил сын знаменитого дирижера Витаутас Сондецкис. Судьба музыканта, кажется, была предопределена. После окончания Санкт-Петербургской консерватории Витаутас учился в Любекской высшей школе музыки у Давида Герингаса. Затем были яркие победы на конкурсах по всему миру, и в настоящий момент виолончелист живет в Гамбурге, где работает солистом и ассистентом концертмейстера Симфонического оркестра Северогерманского радио (NDR Elbphilharmonie Orchesters).

- Витаутас, вы родились в музыкальной семье. Как вы считаете, , вы были обречены стать музыкантом?

- В какой-то мере, я, конечно, был обречен. Родители всегда стараются помочь своим детям стать тем, кем они сами являются. И нет предела радости, если ты решил продолжить их дело. Это имеет, безусловно, свои плюсы, но и минусы тоже. Зачастую происходит так, что многие коллеги считают, будто дети музыкантов должны быть такими же, как их родители. И воспринимают их в совокупности. Это, конечно, очень сложно. Потому что у каждого человека свои интересы, взгляды, мечты и желания. Но, несмотря на эту обреченность, я очень рад, что стал музыкантом. Это давалось мне не так сложно, как это, может быть, дается детям из семей, где родители не связаны с музыкой. Конечно, члены моей семьи имели четкое представление – у кого мне учиться, как достичь определенного результата, и у меня не было необходимости о чем-то переживать. Для меня более или менее все было ясно. Сейчас я чувствую себя в этой профессии как дома. Но с другой стороны, постоянно присутствует такое легкое давление, ведь мой отец – Саулюс Сондецкис. Необходимо быть достойным его имени, это с одной стороны обременяет, а с другой, мотивирует работать, достигать новых вершин и никогда не останавливаться на достигнутом.

- Как возникла идея создания Международного фестиваля «Камерата»?

- В сотрудничестве с Надеждой Рогожиной, в сезоне 2017-2018 у нас получилось много интересных совместных проектов в Петербурге. И я предложил сделать не просто отдельные концерты, которые не имеют концепции, а соединить их в один фестиваль. И у нас как-то очень удачно все получилось. В этом году у нас было две знаменательные даты: 90-летие со дня рождения отца и 30-летие «Камераты».

- В чем заключается главная идея фестиваля «Камерата»?

- Для меня важно почтить память отца и привлечь внимание к его детищу – оркестру «Камерата». Я мечтаю, чтобы мы с друзьями-музыкантами собирались на этом фестивале каждый год.

- Расскажите подробнее о программе фестиваля. По какому принципу вы отбирали музыкантов?

- Мы старались взглянуть назад и вспомнить те символические даты, концерты, которые были важны в творчестве Саулюса Сондецкиса, в творчестве оркестра «Камерата». В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии на открытии фестиваля выступали многие знаменитые музыканты. Среди них – виолончелист Давид Герингас, который, кстати, в свое время был учеником моего отца, а я был учеником Давида. Трубач Сергей Накаряков, который тоже был связан тесными узами с отцом. Первые гастроли за рубежом для Сергея состоялись благодаря моему отцу. Это было на Зальцбургском фестивале. И уже в личной беседе, Сергей мне рассказывал, что он безумно благодарен Саулюсу Сондецкису за предоставленную возможность выступить на таком престижном фестивале. Молодые исполнители и композиторы Августа Юсионите и Гедиминас Гелготас - представители современного музыкального искусства Литвы. Отец высоко ценил этих музыкантов, и для меня они – продолжение дела Саулюса Сондецкиса. Они создали оркестр New Ideas Chamber Orchestra, с которым открывают новые звуковые, интерпретационные и композиторские горизонты. Хочется заметить, что это им удается. Они выступают во всем мире, и я рад, что они смогли выступить также на фестивале памяти Сондецкиса.

На концерте, который прошел 18 апреля в Малом зале филармонии, с нами в ансамбле выступила Людмила Берлинская – одна из моих любимых пианисток. И здесь тоже все символично. Мой отец был большим поклонником создателя Квартета им. Бородина, виолончелиста Валентина Берлинского – отца Людмилы.  Валентин Берлинский был одним из первопроходцев в искусстве камерного музицирования в СССР. Саулюс Сондецкис научился у Берлинского неподкупному служению музыке. Также в фестивале принимала участие французская певица, которая обладает русскими корнями, Верен Андроникофф. В 20-х годах ХХ века, после революции, ее семья была вынуждена покинуть Россию. Они через Константинополь переехали во Францию и обосновались в Каннах. Я очень рад, что эта одаренная певица выступила на нашем фестивале. Также с нами был широко известный дирижер и кларнетист Валентин Урюпин. Я очень счастлив, что он согласился принять участие в концерте. На закрытии фестиваля, 20 апреля, в Эрмитажном театре тоже была определенная символика. Полина Осетинская когда-то играла свой первый концерт с оркестром с Литовским камерным оркестром под руководством Саулюса Сондецкиса в восьмилетнем возрасте. Она играла Концерт Баха. Этот же концерт мы и исполнили вместе. Также с нами в тандеме был скрипач Алексей Лундин – музыкант, выступавший одним из последних с моим отцом.

- Как вам удаётся совмещать сольную карьеру и работу в качестве ассистента концертмейстера в Симфоническом оркестре Северогерманского радио?

- Совмещать сольную карьеру с работой в оркестре мне очень легко, потому что я люблю и то, и другое. Достаточно трудно бывает, когда ты что-то делаешь вопреки своим желаниям, или когда что-то тебя обременяет. А мне и одна, и другая деятельность по душе, я очень люблю свою работу. Думаю, что мне было бы сложно без одной из этих составляющих, поэтому я действительно очень счастлив, что мне удается выступать как солисту, а также регулярно играть в прекрасном коллективе Северогерманского радио.

- Помимо фестиваля, часто ли вы бываете в России с концертами?

- Я регулярно приезжаю в Россию, по мере приглашения. Мои концерты были в Москве, в Петербурге, в Петрозаводске, но так как у меня не слишком много свободного времени, мне достаточно трудно откликаться на все предложения, которые поступают. В первую очередь, я участвую в тех проектах, которые мне по душе. И, естественно, Петербург стоит на первом месте. Если честно, мы организовали этот фестиваль и потому, что безумно любим с семьей приезжать в Петербург.

- С вашей точки зрения, что необходимо сегодня делать, чтобы вызвать у молодежи интерес к академической музыке?

- Чтобы привлечь молодежь к академической музыке, всего-то надо хорошо играть. Я думаю, что это единственный секрет. Нередко слышу коллег, которые не очень ответственно готовятся к концертам, и это, на мой взгляд, отпугивает публику. Необходимо сделать так, чтобы каждый концерт был чем-то особенным, чтобы публике предлагать только наивысшее качество исполнения. Подготовка к концерту не должна быть рутинным текущим делом. Невозможно бесконечно «скакать» на своем имени и думать, что люди будут бесконечно хлопать. Попав несколько раз на среднее исполнение, публика перестанет ходить на концерты, и нам надо об этом очень серьезно задуматься. В музыкальной иерархии классическая музыка – это самое высокое достижение человечества. И любое мыслящее создание не может обойти стороной классическую музыку.

Беседовал Антон ИВАНОВ

Фото А.Юрьева из личного архива В.Сондецкиса.

06.06.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей