• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


18.06.2019

Ольга Панюшкина:
«Шукшин рвёт сердце искренностью»

Дважды лауреат Всероссийского фестиваля «Русский лад», лауреат премии «Жемчужный Дюк», «Славянские традиции», обладатель Серебряной медали литературного фестиваля «ЛиФФт», заслуженный работник культуры Монголии, певица, композитор, поэт, автор замечательных песен Ольга Панюшкина готовит уникальный проект, посвященный Василию Макаровичу Шукшину. 85-й сезон Центрального дома кино откроется вечером «Посвящение Шукшину» 6 ноября 2019 года, где вокальный цикл «Хочется жить» на стихи В.М.Шукшина прозвучит полностью. Ольга Панюшкина рассказывает о своей работе над песнями и творческих планах.

- Ольга, как произошло ваше обращение к поэзии Василия Макаровича Шукшина? Ведь этот пласт его творчества малоизвестен.

- Действительно, первая реакция у всех, кто узнаёт, что я написала песни на стихи великого Шукшина – это вопрос: неужели он писал и стихи?! Да, весной прошлого года я услышала, как Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина рассказывала об этом в одной телевизионной программе, а в новогодние каникулы узнала, что в 2019 году исполняется 90 лет со дня рождения Василия Макаровича, и сразу вспомнила о его стихах. Сначала никак не могла их найти, но помогла дочь Василия Макаровича - Мария Шукшина, прислала мне всё, что опубликовано, – это 13 стихотворений. Меня, правда, останавливали, говорили, что моё желание сделать подарок к юбилею семье Шукшина и всем, кто его любит, – это глупая затея, что я напрасно потрачу силы. Получить разрешение от всех наследников на публичное исполнение песен всё равно не удастся, и вся моя работа будет в корзину. Но я не люблю рассуждать о том, что ещё не сделано, а главное, я не сомневалась, что не зря меня подтолкнуло к этому озарение, что у меня получится написать такие песни, когда возникает ощущение, будто музыка и слова родились вместе, и тогда они будут жить, что бы ни случилось. Главное, «поймать состояние», как говорил Михаил Михайлович Казаков: «Исполняя песни, шепчи на ухо Богу», а тут другое, надо молиться, чтобы Бог тебе шепнул и успеть услышать, а там – будь, что будет. Думаю, что этот посыл и помогал мне «поймать», «намолить» состояние, в котором родились на свет 8 песен. Как потом сказала теми же словами одна из дочерей Василия Макаровича: «Как ты это сделала?! Такое чувство, что это ангелы тебе нашептали!» Думаю, без них не обошлось, писала на одном дыхании, завершила работу за несколько дней, а бывало так, что в день по две песни сочиняла, а хотелось писать ещё и ещё, настолько слова Василия Макаровича отзывались в душе, настолько было сильным ощущение совместного творчества! Его слова - это то, о чём сама хотела бы говорить со зрителем, слова, которые я искала в себе, но никогда не смогла бы так сказать, как он, с такой мужской силой, так эмоционально и ярко.

В песне «Зори, зори», которая родилась сразу и будто очень легко, первое четверостишие стихотворения стало припевом, а уменьшительно-ласкательное «ливенки» от слова ливни – моим любимым образом. Совершенное наслаждение петь эти строчки, сразу слышится звон колоколов, видится заря над рекой, запах травы после дождя. А ещё у Шукшина везде кони, они абсолютно живые – рвутся, мечутся, топчут «землю, как грудь», а это необыкновенное - «поископытили да всю зарю» в песне «Разыгрались кони» («Да-ри-да»)?

- Существует достаточно большой разрыв во времени между созданием стихов и созданием песен, но есть люди, которые близко знали Василия Макаровича - и дочери, в первую очередь, конечно. Какова их реакция на создание песен? Насколько музыка и слово Шукшина в ваших песнях созвучны, по их мнению? Как рождается музыка к стихам, поделитесь вашим секретом.

- Конечно, когда возникает порыв души написать песни – это одно, но ты сочиняешь всё-таки с надеждой, что они понравятся зрителям и автору слов, в данном случае – наследникам Шукшина. Особенная радость, когда ты поёшь уже с одобрения правообладателей. Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина и все дочери Василия Макаровича приняли песни, главное, что они им понравились, для меня это очень важно. Так всё быстро, даже стремительно, происходило, что 21 марта (всего лишь через два месяца после того, как у меня возникла сама идея сочинить хотя бы одну песню), я уже представила несколько композиций из этого цикла в оригинальных аранжировках (студия Алексея Хвацкого) в своём сольном концерте в Центральном Доме работников искусств.

Чудо, которое случилось со мной в этой работе, на что я даже не могла рассчитывать, что примут к регистрации и те две песни, где я позволила себе написать слова в куплетах. Так мне хотелось из каждого, даже самого короткого стихотворения Шукшина «вытащить» песню, пусть даже это четверостишие, я пошла на такой риск – не знала, примут ли эти песни, но работала, искала точную интонацию, чтобы мои слова в куплетах «сливались» с шукшинскими в припевах. Писала и очень верила, что смогу создать такие произведения, когда невозможно не полюбить их, и всё получилось, эти песни тоже приняты правообладателями, как совместно написанные, но в них мы делим авторство и по словам. Вокальный цикл «Хочется жить» уже задепонирован в Российском Авторском Обществе. Несколько песен из него даже прозвучали на телевидении: 10 июня в программе «Рождённые в СССР» в гостях у Владимира Глазунова на телеканале «Ностальгия».

Это высокая честь и ответственность, что правообладатели передали мне право на переработку стихотворений Шукшина. Видимо, я всё-таки смогла «перепрыгнуть планку», которую всегда ставлю себе, чтобы музыка ощущалась как бы «приклеенной» к словам, будто они рождались одновременно. Теперь зритель скажет, получилось ли у нас.

По поводу регистрации песен, со стороны казалось, что всё у меня идёт, как по маслу, и действительно, процесс утверждения песен шёл достаточно комплиментарно, всем они нравились и всё было хорошо, но в двух случаях всё-таки у нас возникли разногласия с наследниками творчества Василия Макаровича. В одной кадрили, где слова зарегистрированы, как написанные совместно с Шукшиным, я сначала убрала из припева слово «сволочь», подумала, что из моих уст будет звучать грубо, но разрешение на это не получила, поэтому дерзкий образ «счастье-сволочь» пою в концертах по-хулигански весело, смело и хором со зрителями! Мною, конечно, привнесено в материал много женского - через музыкальную драматургию, исполнительскую манеру я смягчаю шукшинские образы, но яркий аромат, перчинка всё равно остаются. Пою и чувствую Шукшина рядом, в его присутствии такая сила, будто это и есть главное зерно, ради чего затевалась такая музыкальная история – мужчина и женщина стоят рядом вместе.

Песня «Тары-бары» («Сотвори невозможное чудо»), в которой я тоже безуспешно пыталась изменить строку: «Я приду поклониться твоей красоте, А потом Тебя уничтожу...» Песня написана из двух стихотворений, одно из них стало припевом, а другое куплетами (таких песен ещё две, в основу которых легли по два стихотворных произведения - «Кабы не кабы» и «Вот так номер!»). Когда в первый раз запела: «Сотвори невозможное, дерзкое чудо. Воскреси меня тоже, Праведный Боже!», как-то естественно, вдруг вместо «Я приду поклониться твоей красоте, А потом Тебя уничтожу», спела, заменив последнее на: «Я приду поклониться Тебе», но мою идею не поддержали, и я пока ищу в себе оправдание произнесения со сцены оригинальных слов. Честно говоря, процесс даётся мне с трудом ещё и оттого, что четверостишие, о котором идёт речь, соединённое мной со вторым стихотворением в куплетах («Тары-бары, растабары, чары-чары, в сердце звень…»), в песне приобретает другую интонацию, звучит философски отстранённо, как воспоминание, а не как борьба человека с самим собой в настоящем. Понимаю, что эти слова несут в себе смысл, что мы каждый день грешим, каемся, вымаливаем у Бога прощения за свои грехи, вновь грешим, тем самым убивая, уничтожая Его в себе. Но песня-то у меня получилась о человеке, который уже всё осознал, живёт в принятии Бога в себе, поэтому пока мне трудно, ищу внутреннюю органику, чтобы найти ощущение целостности произведения между тем, что чувствую я и какой здесь вкладывал смысл сам Шукшин.

"Плачет русская мать" (музыка О.Панюшкиной, сл. В.М.Шукшина)

Видео из программы «Рождённые в СССР» от 11 июня 2019 года, телеканал "Ностальгия".

А главная песня в цикле для меня всё-таки «Плачет русская мать», где вновь звучит важная для меня тема, обращение к Всевышнему. Давно искала слова, которые могли бы выразить меня, искала и не находила ни в себе, ни у других авторов, хотелось такого слова, от которого раскрывается душа и плачет над сокровенным, и вот оно найдено - в Шукшине, да такое сильное, что каждый раз до слёз, навзрыд. И оно было самым первым стихотворением, на которое упал взгляд, сразу поняла, что будет песня, но всё откладывала, отодвигала в самый конец, когда все другие стихи уже будут переработаны в песни. Был страх, что услышу не ту музыку, что как-то пойдёт не так, но когда отступать уже некуда, всё получается. И вот во мне, будто и был всегда, зазвучал припев, такое состояние, когда ты попадаешь «в яблочко» - это всегда понятно, главное, не отпуская, держаться за вдохновение, но страшные творческие муки я всё-таки хлебнула, безумный поиск, когда ты не знаешь, как оживить слова в куплетах и какая у них мелодия?! Всё никак не могла понять, в каком жанре можно петь: «Заслонила мне свет рубаха красная, мир перевернулся, тихо перевернулся мир, и кони тело топчут моё, чужие кони!» Но это уже отредактированный мною текст и в нём сейчас сразу слышна цыганская мелодия, но пока мне это не приснилось, я мучилась, как же вставить его в ритмическую структуру песни: «А смерть не баба, смерть не баба, и несли мы топор, несли не ласку. А голова ты моя - чердак славянский, покатилась с плеч, да в анютины глазки.» Услышала во сне, что это цыганский романс, поняла, что именно такой жанр подходит шукшинскому «рэпу» и сразу каждое слово «легло» на своё место. Скажу, что на сегодняшний момент – это главная песня не только цикла, но и моей жизни. Шукшин рвёт мне сердце искренностью, энергией своей алтайской, произношу его слова и чувствую, как свои, но в них выражение боли души настоящего алтайского мужика, будто ещё слово и захлебнёшься вместе с ним этой силой мужицкой, глубиной его страданий. Для меня «Плачет русская мать» - это такая высокая молитва, которую слышу, как обращение и к Богу, и к матери!  Каждый раз пою и не могу сдержать слёз, восторг и благодарность Шукшину за эти его слова! Трудно представить, не умещается в голове, как болела, кричала его душа, как рвалась на свободу, будто стянутая путами, и это всё в его стихах, а теперь ещё и в песнях.

Как хорошо, что образование дирижёра народного хора позволило мне выразить народную тему и чувства Шукшина, что именно здесь особенно пригодились мои знания, полученные в Академии имени Гнесиных у великих мастеров народного пения Нины Константиновны Мешко, Людмилы Васильевны Шаминой, Надежды Николаевны Ламановой и у педагога по дирижированию Елены Николаевны Байковой.

Спасибо наследникам В.М.Шукшина за предоставленное право на переработку его стихов, за поддержку моей идеи. Они мне очень этим помогли, поэтому чувствую произошедшее, как нашу общую победу! А ещё то, что моя мама тоже родом с Алтая, как и Василий Макарович, наверняка тоже сыграло свою роль. Это посвящение и мамочке моей, и всем Шукшиным - с Любовью!

- Вы уже исполнили на концерте в ЦДРИ несколько песен этого цикла. Какова была реакция зрителей?

 - Когда зрители говорят, что в шукшинском цикле в моей вокальной подаче, в манере исполнения им слышатся и Людмила Зыкина, и Ольга Воронец, что кажется, вот сейчас запоёт хор имени Пятницкого, и выплывет  на сцену хоровод ансамбля «Берёзка», чего ещё желать, после премьерного исполнения в ЦДРИ? Только чтобы песни полюбились широкому зрителю, чтобы их запел народ!

- Расскажите немного о своих планах и концертах – недавних и будущих.

- Когда большая, очень важная работа завершена, наступает опустошение, и чтобы не упасть совсем на дно, надо искать материал, с которым снова можешь подняться. После Шукшина было тяжело, душу разворотил, но было ясно, что у меня произошёл такой сильный качественный рывок и в духовном развитии в том числе, что все муки послевкусия только в творческую копилку. Я начала искать новый материал, с кем я могу «выйти из штопора» после такой работы? И знаете, что интересно, после Василия Макаровича прекрасно пошла работа с нашими классиками, что раньше никак не получалось - 15 мая 2019 года в Театральном зале Москонцерта на моём сольном вечере состоялась ещё одна композиторская премьера, романсы на стихи А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

18 мая состоялся мой дебют на главной сцене страны в Государственном Кремлёвском Дворце в гала-концерте фестиваля «Новые лица – прежние идеалы», в программе, в которой звучали лучшие песни советских композиторов, я исполнила свою авторскую песню «Мальчишки СССР».

17 июня в Государственной Ленинской библиотеке на церемонии награждения литературной премии «Антоновка» представила новые песни на стихи педагога Литературного Института имени Горького Алексея Антонова, которые сочинила по просьбе его учеников, учредивших эту премию его памяти, в честь своего учителя.

6 ноября 2019 года при участии и поддержке Гильдии актеров кино (Президент народный артист России Сергей Петрович Никоненко) и Московского отделения Союза кинематографистов России (Председатель народный артист России Евгений Герасимов), вместе с известными и любимыми актёрами, которые будут читать произведения Василия Макаровича Шукшина и вспоминать своего друга, мы откроем 85-й концертный сезон в Большом зале Центрального дома кино творческим вечером «Посвящение Шукшину», где в честь 90-летия Василия Макаровича прозвучит весь вокальный цикл «Хочется жить». Мы будем чтить его память, радоваться, что он у нас есть - наш великий соотечественник, актёр, режиссёр, писатель и поэт-песенник – наш Шукшин!

Татьяна СВИРИДОВА
фотоматериалы из личного архива Ольги Панюшкиной

 

Вокальный цикл Ольги Панюшкиной на стихи Василия Макаровича Шукшина:

1.Зори, зори 2.Разыгрались кони (Да-ри-да) 3.Счастье плачет 4.Кабы-не кабы 5.Вот так номер! 6.Тары-бары 7.Плачет русская мать 8. Хочется жить


25 июня 2019 года в 19:00 в Большом зале клуба «Гнездо глухаря» состоится премьера двух песен на стихи В.М.Шукшина, Ольга Панюшкина исполнит нигде ранее не звучавшие «Кабы не кабы» и «Вот так номер!»

Билеты доступны по ссыке: gnezdogluharya.ru

Официальный сайт: www.olgapanyushkina.ru

 

18.06.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей