• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


19.06.2019

Слово Мастера. Валерий Гергиев:
«Всегда можно попытаться
сделать что-то большее»

Дирижера Валерия Гергиева нет нужды представлять даже людям, не связанным тесно с музыкой и театром. Выдающийся музыкант и организатор, художественный руководитель Мариинского театра, он сумел в буквальном смысле слова вознести этот коллектив на высочайший мировой уровень.

Гергиев - инициатор и художественный руководитель многих проходящих в разных странах международных музыкальных фестивалей. На протяжении многих лет мне посчастливилось встречаться и беседовать с Валерием Гергиевым. Вот несколько высказываний мастера, в которых проявляется его жизненное и творческое кредо человека и гражданина.

О Мариинском театре

Художественным руководителем Мариинского театра я стал в 1983 году. То была совершенно другая эпоха. Мне посчастливилось возглавить Мариинский театр в  возрасте неполных 35 лет, и чего угодно, но сил не надо было занимать ни у кого. Бывали трудные моменты, как правило, связанные с недостаточным финансированием. И все же скромное, но надежное финансирование в советскую эпоху было, как выяснилось после 1990-х годов, манной небесной. Когда руководитель насчитывающего более двух тысяч человек театрального коллектива знает, что в кассе едва хватает на минимальную зарплату для двухсот человек - это, поверьте, не очень приятное ощущение, и глядеть в завтра нелегко. А спонсоров тогда, в 1989 - 1991 годы, не было по определению. На наш первый фестиваль «Звезды белых ночей» было выделено шесть тысяч рублей, по тогдашнему курсу - одна тысяча (!) долларов. Как руководитель я прошел через это.

Я очень, очень осторожен, когда думаю о судьбе Мариинского театра. Это театр огромных традиций, которые мы обязаны хранить. Я прекрасно отдаю себе отчет, что за пультом оркестра Мариинского театра стояли великие Малер, Никиш, Берлиоз, Рахманинов, Направник, Симеонов, которого я боготворю. Я не могу себе позволить безобразную вольность - зачеркнуть традицию. Нам не разрешено забыть наши корни. Нужно посыпать дустом тех, кто будет этим заниматься. Порушить связь с прошлым - это смерть. Это значит - стать рядовым театром, одним из сотен других. Я лично на это никогда не пойду.

О культурном потенциале России

Мы, музыканты, находим способ демонстрировать и нашим людям, и всему миру, насколько богат, могуч культурный потенциал России. Меня не оставляет мысль о том, как много хорошего можно сделать. Представьте, читаешь  о том, что где-то идет война, где-то что-то взорвали, а потом – об организованном нами фестивале. Это то, что уравновешивает больную, ненормальную обстановку.

Музыка бывает очень хорошая, просто хорошая, неплохая и плохая. Попасть под колеса машины, когда играешь плохую музыку и делаешь это все чаще и чаще, а затем уже и все время, думая при этом, что она хорошая, для меня было бы весьма плачевным. Стараюсь готовить высококлассные вещи крупных композиторов, принадлежащих всему человечеству. Это совершенно определенно относится к Прокофьеву, Шостаковичу, Стравинскому, не говоря уже о Чайковском и Мусоргском - грандиозных композиторах, которые давным-давно стали частью самой изумительной коллекции мировой музыкальной культуры. Для меня нет понятия «модерн» - это тоже наша классика. В России должно быть по крайней мере десять дирижеров, которым, как мне, интересно исполнять музыку наших современников. Это, безусловно, относится и к Шнитке, и к Губайдулиной. Но есть еще Тищенко, Каретников, Щедрин…

О фестивале «Звезды белых ночей»

Фестиваль «Звезды белых ночей» дает Санкт-Петербургу, всей России редкую по разнообразию, по своим краскам картину. Фестиваль собирает звезд первой величины, но самой первой звездой всегда является Мариинский театр. Как только этого не будет, не будет и такого фестиваля. Мы приглашаем звезд высочайшего класса, мирового уровня, и когда вместе с ними поют наши отечественные певцы, становится понятно, что и они не хуже, на такой же высоте.

В Санкт-Петербурге огромные инвестиции в культуру. В течение последних десятилетий город превратился в одну из красивейших столиц мира. Музыка, театр, художественное творчество чудесным образом объединяют нас вместе, чтобы сделать этот мир лучше.

О Пасхальном фестивале

Идея фестиваля родилась у меня в 2001 году. С первых своих шагов он стал интересным, создал у людей ощущение праздника, и я решил сделать его общенациональным. Если бы мы жили в Люксембурге, все было бы просто. А в нашей огромной стране осуществить это намного сложнее. Нужно иметь большую смелость, чтобы большинство концертов сделать вообще бесплатными, а у нас из ста двадцати фестивальных концертов около ста - открытые. Немалый труд перевозить артистов, инструментарий, обеспечивать всех гостиницей - все это очень дорого. В свои турне я постоянно включаю молодых артистов российского происхождения. Нам оказывают содействие и государство, и спонсоры на местах.

Помню незабываемое, легендарное исполнение на одном из Пасхальных фестивалей «Бориса Годунова» на Красной площади. Был страшный холод, шел снег, дул чудовищный ветер. Многие певцы после этого заболели, и я им всем морально задолжал. Но публика не уходила, и никому в голову не приходило остановить спектакль, который шел уже под аккомпанемент окоченевшей пианистки. Я думал: как только уйдет ползала, я остановлюсь, скажу, что мы сделали все что могли. Но никто не ушел. Все пели замечательно. Создалось впечатление, что чем острее противоборство со стихией, тем выше качество исполнения. Это был настоящий «Борис Годунов». Такой экстремальный опыт у меня есть, но повторять его не хочу. Я на самом деле не только со вниманием, заботой и уважением отношусь к каждому из артистов, но и отвечаю за то, чтобы они не вспоминали Пасхальный фестиваль как наказание.

О роли музыки

Музыка будет существовать всегда, независимо от экономических кризисов и политических катаклизмов. Она помогает спасти мир, мы все получаем от нее огромное удовлетворение. Мир сегодня очень агрессивен, но я чувствую себя абсолютно комфортно, работая в сфере культуры, где все говорит о красоте.

Я прежде всего оперный дирижер, много времени провожу за пультом без солистов-инструменталистов. Моя жизнь подчинена прежде всего Мариинскому театру. Мой жизненный ритм действительно чрезвычайно насыщен. Но чтобы выдержать его, мне не нужны никакие дополнительные стимулы. Вместе с моими друзьями мы выстраиваем программы, а затем стараемся их осуществить. Нужно уметь планировать время. Я должен был этому научиться и научился - об этом даже не нужно рассказывать. Меня вдохновляет присутствие замечательных исполнителей, моего любимого оркестра и вообще - наш театр. Конечно, можно просто выполнять свои повседневные обязанности, а можно попытаться сделать что-то большее.

О молодёжи

Талантливые молодые артисты — это наше будущее. Мы будем помогать их росту, чтобы их творчество стало вкладом в мировое искусство. А через двадцать лет они уже сами будут делать это. Когда я сам был молодым, у меня были выдающиеся коллеги – высочайшие профессионалы, в их числе Караян, Рихтер. С самого начала своей карьеры я чувствовал поддержку. В меня верили, и это было для меня очень важно. Молодые не сразу становятся известными. Даже самым талантливым нужно время, чтобы по-настоящему встать на ноги, обрести подлинное мастерство.

Не нужно быть ментором. Я сам учусь у молодых. Они очень чувствительны к тому, что касается красоты. За тридцать лет люди становятся очень опытными, и для нового всплеска энергии им необходим контакт с молодыми. Мы полагаемся на молодых людей, рассчитываем на них. Но если у них самих нет заинтересованности, трудолюбия – ничего не получится. Нужна их абсолютная сконцентрированность, сфокусированность на своем деле.

Делать то, что правильно.

Сегодня наблюдаются попытки разрушить формировавшуюся в нашей стране в течение десятилетий систему музыкального образования. Если моя любимая страна Россия настолько потеряла ориентиры, что ударит таким образом по нашему подрастающему поколению, для меня это будет просто трагедией. Чиновников, готовых посягнуть на нашу систему музыкального образования, нужно просто отстранить. Принимать мудрые решения и правильно оценивать ситуацию гораздо важнее и труднее, чем распределять деньги. На этот рубеж должны выходить мыслящие по-государственному и являющиеся носителями лучших культурных ценностей люди, а не просто «разговорники».

Для детей ничего не жалко.

Наши дети должны жить в обстановке колоссального внимания к  культуре. Я и все, кто работает в Мариинском театре, стремимся сделать так, чтобы не только ученики музыкальных школ, а буквально все школьники Санкт-Петербурга и северо-западных регионов России имели возможность попасть на любой спектакль в любое из трех наших театральных зданий.

Задача огромной важности - вернуть музыку во все общеобразовательные школы страны. Вместе мы не дадим погубить музыкальные школы. Но все школы России – это важнее. Мы все вышли из детских хоров. Ребенок, который к своим десяти годам никогда не участвовал ни в одном, даже скромном творческом коллективе, не чувствует себя частью общества. А когда я пел в общем школьном хоре, то медленно, но верно начинал понимать, что мы все – члены общества.

Мы должны определить нашу позицию в отношении к главному богатству, которым располагает сегодня Россия – к нашим юным, детским ресурсам. С этим драгоценным кладом нужно работать очень талантливо, порядочно и мудро.

Мир подошел к опасной черте.

Мы, гуманисты, не можем гордиться тем, что любим и умеем играть Моцарта или Прокофьева, не чувствуя ничего больше и не замечая, как гибнут люди. Мир подошел к опасной черте, и вместе с тем многие в мире очень дружно молчат. Меня это очень беспокоит.  Сейчас мир наполнен не совсем точными и честными представлениями о том, что происходит в его важнейших горячих точках. После распада СССР очень многим казалось, что наступает некая райская - безбедная, демократичная и добрососедская эра мирного сосуществования. Однако то, к чему мы подошли, очень далеко от этих ожиданий.

Наш оркестр преодолевает, образно выражаясь, огонь, воду и медные трубы, и это происходит прямо сейчас, на ваших глазах. И никому нет никаких поблажек. Я уверен, что к этому сейчас стремятся очень многие и что так будет работать вся страна.

Жизненные реалии призывают нас всех в чем-то умерить пыл. Например, не платить по 60 миллионов евро за футболиста, а, может быть, и вообще перестать истерически нагнетать коммерческую деятельность. Это относится не только к поп-индустрии, а и ко всем телеканалам. «Коммерция прежде всего» - такая политика, на мой взгляд, не в лучших традициях России. Не этим должна отличаться Россия от других стран.

Валерий ИВАНОВ, Самара

Фото предоставлено Фондом Валерия Гергиева

19.06.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей