• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


04.09.2019

Ян Латам-Кёниг: Фестивальный оркестр Бриттена-Шостаковича,
как культурный посол между Россией и Великобританией

Ян Латам-Кёниг. Фото Paul Persky

2019 год объявлен перекрестным Годом музыки России и Великобритании. В рамках Перекрестного года был создан Фестивальный оркестр Бриттена–Шостаковича(BSFO)  – уникальный музыкальный коллектив,  объединивший молодых музыкантов из консерваторий России и Великобритании. Прямо сейчас в Сочи  идут активные репетиции оркестра перед большими концертами в Москве и Санкт-Петербурге.

За день до начала репетиций корреспондент «Музыкального Клондайка» встретился с основателем BSFO - британским дирижером Яном Латам-Кёнигом.

- Господин Латам-Кёниг, расскажите, пожалуйста, об идее создания оркестра Бриттена-Шостаковича. С чего все началось?

- Сама идея оркестра возникла в 2017 году, когда было объявлено, что 2019 год станет перекрестным Годом музыки между Россией и Великобританией. Являясь единственным английским дирижером, работающим в России (главный приглашенный дирижер ведущего Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова - здесь и далее прим.редакции), я встретился с британским послом после его переговоров с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым для того, чтобы обсудить, что мы можем сделать в рамках музыкального года между странами. Сможем ли мы создать то, что действительно останется.

Обычно, год музыки между странами проходит по одному сценарию: каждая из стран направляет два-три оркестра и постановки, публика их тепло принимает, но через полгода все забывается. Мы же решили создать совершенно новый оркестр, состоящий из талантливых молодых российских и английских музыкантов, гастролирующий в России и Англии.

И, конечно же, в первый год репертуар оркестра будет состоять только из произведений российских и английских композиторов.

Постепенно эта идея становилась все более реальной. Был создан комитет по поиску спонсора, проходили согласования с правительствами обеих стран. В конечном итоге нашими спонсорами выступили «Роснефть» и BP, а правительство России и Великобритании поддержали проект.

Далее – поиск музыкантов. Мы создали команду, в которую вошли такие люди, как известный британский политик Чарльз Генри (Председатель BSFO), Иэн Смоллбоун (директор оркестра). Я же был ответственным за прослушивание музыкантов в оркестр. Прослушивания проходили в России и Великобритании. В итоге мы отобрали очень хороших  музыкантов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Новосибирска, Лондона, Кардиффа, Глазго, Манчестера, Бирмингема.

Бенджамин Бриттен. Keystone Press / Alamy

- Вы, как идейный вдохновитель, в чем видите задачу такого оркестрового коллектива?

- Нашей целью было создать оркестр самого высокого уровня, с лучшими музыкантами.  В нашем случае это означало, что почти все скрипачи будут из России, а контрабасы – из Англии.

- Трудно ли организовать работу оркестра, музыканты которого являются представителями двух стран? Не возникнет ли проблем с коммуникацией?

- На самом деле, благодаря развитию социальных сетей и масс-медиа, у молодого поколения языковые барьеры не столь жесткие, как, например, у людей старшего возраста. А наш оркестр как раз состоит из исполнителей от 18 до 27 лет.

Но все равно, наши репетиции будут проходить на русском и английском языке, так как, конечно, не все русские инструменталисты в достаточной мере владеют английским языком. А английские музыканты вообще не понимают русский язык.

- А в чем заключается главная особенность работы с таким оркестром?

- Из этого и вытекает главная особенность работы с таким оркестром. Необходимо четко формулировать свои мысли, иначе теряется много времени. Если ты говоришь на двух языках, то и тратишь двойное количество времени.

- Давайте поговорим о том, как строилась программа концертов и что она включает. Уже сейчас известны произведения, которые прозвучат 12 и 14 сентября в Москве и 15 сентября в Петербурге.

- Как уже было сказано, первый год посвящен русским и британским композиторам. Британская музыка XIX века, особенно оркестровая, не вызывает столь высокого интереса, в отличие от музыки века двадцатого. Исключением является Элгар – лишь последние его произведения были написаны в прошлом веке. Конечно, главными фигурами британской классической музыки ХХ века стали Ральф Воан-Уильямс и Бенджамин Бриттен.

Что же касается российских композиторов, то мы обратимся к произведениям  Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Петра Чайковского и, конечно, Дмитрия Шостаковича.

Кстати, говоря о музыке Чайковского, – мы исполним увертюру «1812 год». Для наших стран она имеет особенное значение, так как Россия и Англия это страны, которые Наполеон не смог завоевать.

Дмитрий Шостакович. INTERFOTO / Alamy

- Но ключевыми фигурами концертов являются Бриттен и Шостакович. Вы родились и учились в Британии, расскажите, как там относятся к творчеству Дмитрия Шостаковича.

- Музыка Шостаковича в Британии – самая известная русская музыка ХХ века. Конечно, Сергей Прокофьев тоже очень известен, но, пожалуй, только благодаря избранным произведениям, таким как «Ромео и Джульетта», скрипичным и фортепианным концертам. В Британии редко можно услышать исполнение его симфоний. Что касается Дмитрия Шостаковича – его симфонии звучат так же часто, как и скрипичные концерты, и другие произведения.

- Если внимательно изучить программу концертов в России, можно заметить, что в разных городах она отличается. Скажите, с чем это связано и будут ли сильные различия в концертах в России и Британии?

- За девять дней мы подготовим две программы, которые мы по различным причинам разделили между Сочи, Москвой и Петербургом. После с этим репертуаром мы отправимся на гастроли в Британию.

На выбор той или иной программы влияют некоторые факторы. Например, к нам поступили просьбы от организаторов турне и директоров залов в Англии, касающиеся определенных произведений, поэтому пришлось адаптироваться.

- Мы привыкли, что на такие концерты, как правило, ходит подготовленная публика. Но все же я хочу спросить: на чем, по вашему мнению, как дирижера и художественного руководителя оркестра, публика должна заострить внимание?

- Моя единственная цель, как дирижера, – создать оркестр высшего уровня. И, если это случится, то, я думаю, смысл музыки сам дойдет до аудитории.

Есть еще один занимательный элемент в том, как выстроена программа наших концертов. Так как она охватывает более-менее один временной промежуток и включает произведения композиторов двух стран, мне кажется, публике интересно будет сравнить музыку и стили России и Великобритании.

- Несомненно, для молодых музыкантов участие в таком проекте  - это уникальная возможность. Не могу не спросить об отношении британских инструменталистов к грядущим гастролям в России. Какое у них представление о нашей стране?

- Британские музыканты мало что знают о России. Для них это загадочная и экзотическая страна. Конечно, британские исполнители испытывают большое уважение к русской культуре и русским музыкантам. Особенно это касается струнников.

До 90-х годов прошлого века уровень британских консерваторий по струнному отделению был не очень высоким. Поэтому учреждения стали «импортировать» русских педагогов, для повышения качества игры именно у музыкантов-струнников.

Поэтому у британских инструменталистов есть четкое представление о русских музыкантах и о том уровне, на котором должна происходить игра. Ведь они работали с очень требовательными русскими педагогами.

- Оркестр только зарождается, впереди долгие репетиции и первые гастроли. Но если бы мы могли немного помечтать, каким бы вы хотели увидеть оркестр Бриттена-Шостаковича в будущем? 

- Отмечу, что успех оркестра будет построен на успехе будущих месяцев. Конечно, я хочу, чтобы он звучал чаще, чем раз в год. И чтобы он был востребован двумя странами, в том числе, как и «культурный посол».

*

Билеты доступны: 
 
 
 
15 сентября Санкт-Петербург в кассах и на сайте Филармонии 
 

 

Александра САЙДОВА

Фото предоставлены пресс-службой BSFO

04.09.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей