• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


07.10.2019

Зёрна граната на виолончели:
в Москве проходит выставка работ Александры Отиевой

До 20 октября в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве проходит выставка французской художницы русского происхождения Александры Отиевой «Путешествие в мечту. Акварель и Шёлк».

Александра Отиева  -  лауреат международных конкурсов, участница многих выставок,  получила широкую известность как акварелист с неповторимой̆ индивидуальностью. Она работает в технике «акварели по-мокрому», одной из самых сложных в живописи.  Экспозиции  ее работ  регулярно проходят в Европе и США, а портфолио насчитывает  более трёхсот произведений. Акварели Отиевой находятся как в государственных музеях, так и в частных собраниях Москвы, Парижа, Ниццы, Нью-Йорка, Монако, Монтре и многих других городов мира.

После посещения выставки корреспондент «Музыкального Клондайка» встретился с Александрой Отиевой и поговорил с ней о поиске вдохновения, о магии бирюзового цвета и о том, как виолончель Борислава Струлёва стала частью «Путешествия в мечту».

Александра Отиева

- Александра, помимо картин, на вашей выставке представлены платки, фарфор и даже виолончель, о которой я хочу поговорить с вами отдельно.

- На этой выставке мне хотелось показать прикладной характер искусства, как оно может разветвляться и находить свои уникальные формы в разных направлениях. Картины перетекают в прекрасные шелковые платки, текстиль, фарфор, иллюстрации к книгам. На выставке посетители музея смогут увидеть замечательную чашку из костяного фарфора «Искушение», иллюстрацию к детской книге стихов, этикетку к вину известного региона Борда. Самое необычное, что картины могут быть интегрированы в музыкальные инструменты. И, конечно, что они могут быть интегрированы в видеоряд. На выставке представлены два фильма, рассказывающие историю платков из коллекции «Путешествие в мечту». А история платков основана на истории картин. Такая взаимосвязь и диверсификация искусства.

- Также выставка приурочена к 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Расскажите, какие экспонаты были созданы к этой дате?

- Год назад я начала работать над этой темой и, если вы знаете, в музее А.С. Пушкина есть потрясающей красоты расписные потолки. Когда я их впервые увидела, то сразу появилась идея создать платки на основе росписи этих потолков.

Когда поступило предложение о выставке, и мы начали обсуждать экспонаты, то я решила, что это замечательный повод завершить и издать данные платки, а потом представить их на выставке. Получились очень оригинальные работы. Что ценно, многие сотрудники музея поблагодарили меня за них. Видимо, у меня получилось (смеется).  У меня возникла идея представить не только мною созданные платки, но и платки из фонда музея, посвящённые Пушкину. Платки, выпущенные в 1800-начале 1900 годов стали изящным дополнением выставки.

- О ваших платках -– как вам пришла идея переносить картины на шелк? Что вас вдохновило?

- Идея делать аксессуары возникла давно, но от идеи до реализации - большой путь. У меня ушло три года, для того чтобы создать первые три дизайна с учетом времени на поиск фабрики нужного качества. Я максималистка, и мне необходимо, чтобы все было совершенно: от шелка и ручной обшивки, до коробки. Ведь, как и любой художник, я воспринимаю все визуально и тактильно. Я сразу задала высокую планку.

В 2016 году я запустила свою марку  и  на сегодняшний день в коллекции 20 дизайнов шелковых и кашемировых платков, каждый из которых имеет свою историю, так как каждый основан на определенной или на нескольких картинах. И, конечно, каждый платок имеет свой смысл и очень индивидуален. 

А самый первый платок я создала для себя. Я переехала на французскую Ривьеру, потому что влюбилась в бирюзовый цвет моря. И, в какой-то момент мне захотелось купить бирюзовый платок, который бы отражал этот уникальный цвет. В течение многих лет я не могла найти тот самый очаровавший меня оттенок. И однажды, проходя мимо своей картины «Голубой омар» я вдруг отчетливо поняла, что вот он, тот цвет, который я так долго искала. И на основе этой картины появился мой первый дизайн, который до сих пор остается хитом продаж именно из-за своего бирюзового цвета.

Картина «Голубой омар». Художник Александра Отиева. 
Источник www.alexandra-otieva.com

- Как к вам приходит тот самый образ, который хочется воплотить?

В этом плане я никогда не спешу.  Специально никакие сюжеты не ищутся. Я отдаюсь природе своего вдохновения, но когда приходит идея, это не означает, что я сразу встану за мольберт. Сначала идея должна созреть. На это может уйти от пары часов до нескольких лет.  Один из примеров моя картина «Самовар» – я «вынашивала» эту идею два года.

После моего переезда во Францию мне захотелось изобразить именно самовар – видимо, эта идея проявилась, как ностальгия по России. Я сразу решила, что не хочу изображать его фигуративно, я его видела достаточно абстрактным. После того, как идея сформировалась, я приступила к ее воплощению. В итоге на картине изображен фрагмент самовара, а на его боках отражаются русские церкви, как символа России. На мой взгляд, получилось со смыслом.

- А что касается философии – стремитесь ли вы передать зрителю какой-то посыл через ваши картины?

- Когда я пишу картину, у меня не стоит задача что-то передать зрителю или заставить его думать о чем-то конкретном. То, что я изображаю, на самом деле мой внутренний мир и то, как я воспринимаю все окружающее.  Я передаю свои ощущения – мировоззрение. И оно вызывает у людей те или иные эмоции. Скорее всего, положительные, потому что у меня есть правило в написании картин. Я никогда не пишу картины, когда у меня плохое настроение, потому как считаю, что в нашем мире и так много негатива.

- За счет чего вы развиваете свое творческое видение?

- Происходит период взросления и сам человек меняется и по-другому смотрит на многие вещи. Я не делаю что-то специально: я не слежу за новыми тенденциями, за конкурентами в области дизайна платков или за художниками, работающими в технике акварели по-мокрому.  На самом деле, художников, которые работают  в данной технике, чрезвычайно мало. И поэтому я ни на чем не базируюсь, кроме своего опыта и своего восприятия мира, которое с возрастом, несомненно, меняется.

Картина «Гранат» . Художник Александра Отиева. 

- Один из самых интересных, на мой взгляд, экспонатов на выставке – виолончель Борислава Струлёва. Расскажите, как ваш «Гранат» стал частью инструмента?

- Картина «Гранат» была написана в 2012 году.  Я пишу акварелью по мокрому и люди, не знакомые с данной техникой, думают, что данная техника предполагает пастельные тона. На самом деле это абсолютно не так. И картина «Гранат» тому пример - здесь присутствует буйство красок. На картине изображено множество зерен, которые, как я интерпретирую, объединены целостностью и символизируют многообразие и щедрость нашей вселенной.  А красный насыщенный цвет пульсирует энергией и страстью.

Когда Борислав Струлёв увидел мои картины, в том числе и «Гранат», он, видимо, вдохновился этим изображением  и по прошествии двух недель после нашей встречи он позвонил мне и сказал, что в его коллекции ArtCello не хватает именно моих ярких гранатов.

Я загорелась этой идеей и, зная, что у меня выставка в Москве, я посчитала это отличным поводом представить его проект. За считанные дни «Гранат» для Борислава был изготовлен, и, будучи в Москве и уже развешивая экспонаты, я позвонила ему и сказала, что картина для ArtCello готова.

Изначально я думала, что выставлю детали отдельно, в сопровождении фотографии, на которой они интегрированы в инструмент, но, увидев конечный результат, Борислав предложил свою виолончель в качестве экспоната.

Я считаю, что он создал гениальный проект – синтез струнной музыки и взглядов художников современности.  Конкурс ArtCello – хотя я и участвовала вне конкурса – позволяет художникам проявить себя и представить свои работы перед широкой публикой на концертах Борислава Струлёва. И потом, демонстрируя работы художников на концертных площадках, Борислав играет произведения, на которые его вдохновляют те или иные картины. И, конечно, мне интересно, на что вдохновит его «Гранат». Поэтому, я с нетерпением жду его предстоящие концерты.

- На ваш взгляд, какая музыка будет созвучна вашей картине?

- У меня есть некоторые предположения, но я их пока не раскрою. Так как картина сама очень яркая и страстная, то и музыка должна быть насыщенная. Когда он исполнит произведения, на его взгляд, подходящие для моей картины, тогда и сравним.

Я считаю, что это потрясающее слияние искусств – картины и музыки. Сейчас, вдохновившись этим проектом, я создаю детали для виолончели из шелка. Это будет действительно что-то новое, что никто никогда не делал.

После интервью с Александрой Отиевой мы связались с Бориславом Струлёвым и попросили его дать несколько комментариев по поводу участия в выставке его инструмента.

Борислав Струлёв и Александра Отиева. Foto by German Shevelev

- Борислав, как происходит отбор картин, которые вы интегрируете в свою виолончель?

- Каждый раз, когда я знакомлюсь с творчеством или посещаю выставки того или иного художника, и получаю от его работ эстетическое удовольствие, часть меня начинает думать над тем, а могут ли картины этого мастера быть новой арт-пищей для ArtCello. Сможет ли этот художник быть новатором, будет ли ему интересно такое сотрудничество, захочет ли он, чтобы картинной рамкой к его работе стала виолончель.

В моей коллекции задействовано много работ из современного искусства: городского, богемного, романтического, сказочного, философского.  Но среди них не было натюрмортов. Когда я увидел картину Александры Отиевой «Гранат», то был абсолютно сражен. И я очень благодарен Александре, что она так быстро отреагировала на мою просьбу предоставить ее картину для ArtCello.

- Конечно же, нам интересно, на какую музыку вдохновит вас картина «Гранат».

- Этот яркий цвет и природная красота – невероятная платформа для вдохновения. Если, к примеру взять другую работу из моей коллекции - «Красные матросы» Александра Жерноклюева -  то мы сможем отнести их к советской тематике и современной музыке. Но красные гранаты – для меня это Брамс и «сочные» классические композиторы. Как благородное вино, которое получают из граната, эта невероятная краска и глубина музыки, которую каждый мечтает произвести играя на том или ином инструменте.

И гранат - это хорошо знакомый музыкантам образ, особенно пианистам. «Нажми на клавишу, будто пытаешься раздавить ягодку» - так говорят в музыкальных школах. Возможно, эти гранаты помогут в чем-то и в звукоизвлечении (смеется).

И, конечно, человек, который будет смотреть на мое выступление, сможет визуально насытиться такой здоровой энергией природы. А сейчас этот натюрморт доступен для ознакомления в Пушкинском музее. С одной стороны, инструмент для артиста – деликатная и даже интимная тема. Но, с другой стороны, сейчас он находится в музее и каждый может прийти и его увидеть.

Я безмерно благодарен Александре Отиевой за то, что моя виолончель появилась на ее выставке. И выражаю огромное сожаление, что мой друг, человек, который был со мною на протяжении многих лет моей творческой жизни, Святослав Игоревич Бэлза (прим. редакции: Александра Отиева - жена Игоря Бэлзы, сына Святослава Бэлзы), не был с нами на выставке и не увидел наших общих достижений.  Я уверен, что он был бы рад и оценил бы их по достоинству.

Александра САЙДОВА

Фото из личного архива

Александры Отиевой и Борислава Струлёва

Выставка проходит до 20 октября в Государственном музее А.С.Пушкина (Арбат, 55/32, ст. м. «Смоленская»)

Сайт конкурса ArtCello

07.10.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей