• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


13.10.2019

Артем Дервоед: «В гитарном образовании мы сильно проигрываем…»

Артем Дервоед

14 сентября в Третьяковской галерее на Крымском Валу стартовал «Т Фестиваль» – международный проект классической камерной музыки. Одним из его участников стал гитарист Артем Дервоед – победитель престижных международных конкурсов, постоянный гость крупнейших мировых концертных залов, преподаватель РАМ им. Гнесиных. После выступления в Новой Третьяковке Артем рассказал о современном гитарном исполнительстве и поделился впечатлениями о «Т Фестивале». 

- Артем, расскажите, пожалуйста, об атмосфере этого проекта - «Т Фестиваль».

- Думаю, слушатели ее оценили. «Т Фестиваль» – это не только музыка. Это и опустевшие залы музея после закрытия, и пространство для неформального общения. Здесь выступают крупнейшие звезды современной классической сцены, и для меня большая честь принимать участие в этом проекте. Уникальность сезона 2019 в том числе и в том, что в программе была и гитарная музыка. 

- Вы являетесь организатором фестивалей «Виртуозы гитары» и «Золотые грифы». Чем отличаются эти два проекта?

- На «Золотых грифах» звучит только камерная музыка. Этот фестиваль открыт абсолютно для всех. В нем участвуют и студенты, и известные мастера.  «Виртуозы гитары» – это один из крупнейших гитарных фестивалей в мире. Он проходит в самом престижном концертном зале страны (Концертный зал им. П.И.Чайковского). В нем участвуют ГАСО им. Е.Ф.Светланова и только лучшие гитаристы мира, а также специальные гости, такие как Борис Березовский, Дмитрий Ситковецкий, Дмитрий Маслеев. Создавая фестиваль «Виртуозы гитары», я хотел избежать ситуации, когда гитарист играет для гитариста. Поэтому формат получился абсолютно филармонический. На этом фестивале гитара звучит и с оркестром, и сольно, и в камерном ансамбле.

- На «Т Фестивале» вы играли знаменитую «Кампанеллу»  Николо Паганини в переделанной вами транскрипции В.Лендле. Несколько лет назад появилось ваше переложение скрипичного концерта Л.Бетховена. Откуда такой интерес к транскрипциям?

- Переложения были популярны еще в эпоху барокко, поскольку существовала традиция камерного домашнего музицирования. К примеру, Бах, когда писал свои сочинения, тут же делал их транскрипции. Свою лютневую музыку он нередко перекладывал для струнных или клавишных инструментов. Раньше ведь не было подписок на apple music, музыку не воспроизводили на механических носителях. Все исполняли дома сами любители. Потом эта традиция исчезла. Сегодня все слушают музыку в гаджетах. Поэтому я подумал, что те вещи, которые можно сыграть на гитаре, имеют право быть переложенными. С другой стороны, обработки решают вопрос расширения репертуара, также как и современные произведения. 

Артем Дервоед

- Вы часто работаете с современными композиторами. Как проходит процесс разучивания новых сочинений?

- Все зависит от того, играет композитор на гитаре или нет. Если он – гитарист, можно просто высказать свои пожелания, предложить какую-то тему или идею. Если мы говорим о композиторах, которые не играют на гитаре, – все гораздо сложнее. Приходится убеждать, вдохновлять и работать над их партитурами буквально по кусочкам. Иногда они присылают уже готовый материал. Тогда задача исполнителя – редактировать то, что уже написано. 

- На ваш взгляд, в чем причина относительно низкой популярности современной академической музыки?

- Я не согласен с тем, что у новой музыки мало слушателей. Есть, например, фестиваль «Другое пространство». Сегодня этот проект собирает полный Концертный зал им. П.И.Чайковского. 

Я думаю, что эта проблема существовала в период, когда композиторы пытались заново изобрести музыкальный язык, известный нам с детства, язык, на котором мы начинаем петь еще до возникновения осмысленной речи. Когда появились авангардные изыскания и пришла пора додекафонии, многие перестали воспринимать новую музыку. 

Сегодня современные композиторы чаще возвращаются к тональности. Новая музыка становится все более доступной. А что может быть ближе и понятнее, чем сочинения, рожденные в наше время? Мы не вполне себе представляем, чем жили во времена Баха, чем дышали, каким было восприятия мира, ощущение времени и пространства. Мир сильно изменился с тех пор, а современная музыка, по идее, должна быть наиболее понятной и доступной. 

Артем Дервоед

- Скоро вы исполните российскую премьеру симфонии для гитары, микрофильмов и оркестра китайского композитора Тан Дуна. Что это за сочинение?

- На фестивале «Виртуозы гитары» уже исполнялись восемь частей из этого сочинения. Мировую премьеру мы сыграли вместе с Тан Дуном в Китае. Надеюсь, к концу сезона симфония прозвучит в Москве. Тоже с участием Тан Дуна. 

В оригинале это сочинение написано для арфы, микрофильмов и оркестра. С подачи Тан Дуна я сделал его гитарное переложение. В итоге, многие отметили, что транскрипция звучит лучше. На мой взгляд, она не лучше и не хуже оригинала. Она – другая. У нее совсем иной колорит. 

Эта симфония про древний китайский язык Ню Шу. Долгое время он создавался женщинами, у которых, в отличие от мужчин, не было образования. У китайцев есть обрядовые песни на этом языке. На протяжении веков они передавались из поколения в поколение. Сегодня из-за урбанизации Ню Шу находится на грани исчезновения. Тан Дун решил задокументировать этот язык в своей симфонии. В отдельных фильмах он  использовал кадры, снятые им в провинции Хунань.

- Уже несколько лет вы преподаете в РАМ им. Гнесиных и при этом часто даете концерты за границей. Чем зарубежная система образования отличается от российской?

- Российское гитарное образование сильно отстает от европейского. Одна из проблем связана с историческими и политическими причинами: в СССР гитара оказалась на кафедре народных инструментов, хотя сам по себе инструмент классический. К тому же методика образования не менялась с советских времен. В XX веке наша страна была закрытой от информации извне, и гитарное исполнительство тогда «варилось в собственном соку». Поэтому сегодня программы обучения абсолютно скудные. Исполнители не знают репертуар, у них нет доступа к нотам, нет предметов, которые бы отвечали потребностям нашего времени. Поэтому в гитарном образовании мы сильно проигрываем. 

- Как вы считаете, нужно ли российским гитаристам осваивать аутентичное исполнительство?

- Да, безусловно. В мире есть спрос на аутентичную музыку. В Европе, например, существует кафедра гитары и старинных щипковых инструментов. В нашей стране этого всего нет.  У нас есть внимание слушателей к этой музыке, но нет подготовленных исполнителей, которые могли бы профессионально делать свою работу. Конечно, есть редкие исключения, но в целом, если вы хотите заниматься аутентичной гитарной музыкой в России, профессиональное образование получить негде. 

- Много ли музыкантов-гитаристов уезжают за границу?      

- Такая тенденция есть. Я тоже учился за границей и считаю, что это очень полезно. Если есть возможность пожить в новой стране, пропитаться духом иной культуры, поучиться у выдающихся педагогов, это нужно делать. Другой вопрос, сколько людей реально занимаются тем, чем они хотели, оставаясь там. 

- Недавно вы записали серию видеоуроков. В одном из них вы говорите о постепенном наращивании темпа с помощью метронома. Что дает такая тренировка?

- Ни в коем случае нельзя играть все под метроном. Есть музыка, для которой метроном категорически воспрещен. В конкретном уроке я показывал, как достичь четкого и чистого исполнения моторной, токкатной музыки. В этом случае игра в разных темпах очень полезна. Многие рекомендуют все время играть медленно. Получается, что ты играешь в быстром темпе только на сцене и от этого получаешь большой стресс. Поэтому для отдельных произведений я рекомендую занятия в разных темпах. 

- Что влияет на качество звукоизвлечения?

- Ногти. На классической гитаре играют ногтями. Качество ногтей, их форма, степень отшлифованности – это тоже база звукоизвлечения. 

- Часто ли гитаристы сталкиваются с физиологическими проблемами во время игры, например, с зажимами?

- Да, но такие проблемы чаще встречаются у школьников. Зажимы в руках появляются по разным причинам. Поскольку гитара - физически сложный инструмент, требующий сил,  многие часто передавливают и в правой, и в левой руке. В этом случае нужно научиться нажимать не сильнее, чем нужно. Другая причина – психологическая. Она связана со стрессом, который сильно влияет на мышечный тонус. Третья причина – это нехватка техники. Игра сложной музыки со слабым аппаратом всегда приводит к зажимам. Поэтому музыка, исполняемая студентом, должна соответствовать его уровню подготовки. Другое дело, когда педагог дает сочинения «на вырост». Это тоже важно, но их не должно быть слишком много. 

- Существуют ли какие-нибудь техники релаксации?

- Существуют, конечно. Есть определенные дыхательные техники, аутотреннинги и медитации. Один из моих уроков как раз об этом.

- Что бы вы сказали в напутствие молодым исполнителям?

- Нужно много работать, критически относиться к тому, что ты делаешь, иметь представление об уровне своего таланта и ловить удачу за хвост, потому что оказаться в нужное время в нужном месте – это очень важно. Со своей стороны я стараюсь помогать студентам. На XV фестивале «Виртуозы гитары» мы впервые сделали концерты с молодыми звездами. Так мы помогаем слушателям узнать о новых исполнителях, а ребятам – найти путь на сцену и увеличить свои шансы оказаться в нужное время в нужном месте.

Беседовала Алина ЩЕРБАКОВА

Фото - Кирилл КАРЕТИН

13.10.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей