• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


07.11.2019

Управление в культуре - ответ вызовам времени

Считается не совсем приличным употреблять по отношению к культуре слово «рынок» или «бизнес», дескать, это сразу сбрасывает важнейшую сферу духовной жизни человека в некие низшие пределы. Тем не менее, существует такая упрямая вещь, как цифры. А они говорят следующее: по данным Информационного агентства InterMedia финансовые показатели культурных индустрий в России в 2018 году приближались к трем триллионам рублей. Причем театральные и концертные мероприятия демонстрировали внушительную сумму в 194 млрд, музейная и выставочная деятельность – 80 млрд. В эти суммы входят как доходы от коммерческой деятельности, так и бюджетные ассигнования, причем у театрально-концертных мероприятий первые существенно превышают вторые. Разумеется, здесь будут разные показатели у разных жанров, у академических роль бюджетных ассигнований, конечно, выше. Ведь традиционно доля аудитории таких жанров меньше, чем у так называемых «популярных».  Но вместе с тем отмечается и весьма любопытный факт – увеличение на концертном рынке доли классической музыки, например, и это устойчивый тренд в последнее время. В любом случае, признают эксперты, культура как отрасль может быть своеобразным «локомотивом» экономики, и не только в абсолютно цифровом выражении. Культура создает ту среду, в которой формируются люди, способные создавать инновационную экономику будущего. Кроме того, российская культура – привлекательный экспортный продукт. (Разумеется, велико значение ее и как «мягкой силы», формирующей положительный образ страны). 

Ресурс отечественной культуры по сей день остается высоким и, к счастью, пополняемым, возобновляемым, в отличие от полезных ископаемых. Как ни странно, единственный дефицит в отрасли на сегодняшний день – это дефицит профессиональных современных менеджеров, владеющих по-настоящему актуальными знаниями. Ведь этот огромный ресурс требует, в первую очередь, грамотного управления, грамотной стратегии и тактики своего развития.

Два года на платформе Московского государственного университета существует программа «Стратегия и практика управления в сфере культуры». Казалось бы, сейчас довольно много курсов и программ, посвященных вопросам культурного менеджмента и продюсирования, не говоря уже о соответствующих факультетах и специальностях в высших учебных заведениях. Но данная программа принципиально отличается от всего, что существует сегодня в этой области на образовательном рынке. Она по-настоящему практико-ориентирована и создана с учетом реалий современного состояния отрасли.

Каковы же эти реалии? Внешне модель российской культурной отрасли представляется практически такой же, как во времена СССР, но при этом в ней разрушена очень важная составляющая – баланс между творцами и администраторами, который в советское время поддерживался неукоснительно. Эта система «сдержек и противовесов» была демонтирована, хотя она успешно продолжает существовать и ныне в современных американской и европейских моделях, и, тем более, в странах Азии. В итоге творческие люди получили возможности самореализации, но при этом отсутствие аналитики и внятной стратегии со стороны регулятора культурной индустрии способно приводить к системным ошибкам в отрасли, точнее, вообще исчезновению системы как таковой.

Поэтому ключевой момент программы «Стратегия и практика управления в сфере культуры» - четкое разделение функций творцов и управленцев. При этом никто не говорит о противопоставлении или ущемлении чьих-то прав – одни без других не могут существовать. И признавая бесспорный авторитет многих художественных лидеров, все же нельзя согласиться с тем, когда директора скромно говорят о том, что они всего лишь диспетчеры, координаторы. Творец создает продукт, естественно, в координации с управленческими людьми. Их задача – не только обслуживать творцов, но обеспечивать продвижение этого продукта, маркетинг, текущее и стратегическое управление. А есть еще вопросы коммуникаций, кадровые, контрактные, закупочные и т.д. Поэтому к деятельности учреждения культуры применимы все те же бизнес-процедуры, которые актуальны для любой другой отрасли экономики. И бизнес-процедуры должны брать на себя специально обученные люди, владеющие актуальным и современным знанием.

Участники программы «Стратегия и практика управления в сфере культуры»

Далее. Программа говорит о том, что управление отраслью культуры требует совершенно отдельной управленческой квалификации. А именно в этой отрасли, как ни странно, множество управленческих должностей занято совершенно случайными людьми, воспринимающими культуру как нечто аморфное, где квалификация не так важна, а свою должность они искренне воспринимают как возможность «пересидеть» какое-то время в ожидании нового карьерного витка.

Программа – ни в коем случае не программа о менеджменте вообще. Современные программы вокруг и около культурного менеджмента грешат тем, что они базируются на некоторых моделях, фактах, данных, но когда руководителю учреждения культуры или опытному филармонисту профессор или доцент академического ВУЗа (при всем к ним уважении), начинает что-то говорить, при этом не продав ни одного билета, не заполнив ни одного зала, ни разу не взяв на себя риски, то ежедневно реально работающий практик как минимум воспримет это как напрасную потерю времени, а как максимум – начнет раздражаться и отторгать полученную информацию.

Конечно, программа не отвергает академическое знание, серьезную концептуальную базу. Но принцип «Практики для практиков» означает, что у практика аккумулирован опыт, и люди получают от него реальное знание, не просто информацию. Знание – это уже обработанная информация, и слушателям даются конкретные инструменты. Спикеры, скорее всего, какие-то свои самые сокровенные ноу-хау не раскрывают, но они всегда открыты для диалога. Кстати, спикеры и слушатели активно общаются после сессии, и в этом тоже особенность программы, как и то, что те, кто слушает, зачастую – ровня тем, кто говорит. Это диалог профессионалов на равных.

Основатель и руководитель программы Ильгиз Янбухтин – пример по-настоящему современного компетентного управленца. В активе – серьезнейшее фундаментальное образование (философский факультет МГУ и Дипакадемия МИДа, кандидатская диссертация по Николаю Гоголю, программа Гарварда), серьезный опыт работы в области международных отношений, а также на руководящих и консультативных должностях в бизнесе, руководство международными проектами симфонического оркестра Москвы «Русская филармония», успешное воссоздание после десяти лет забвения Московской областной филармонии в качестве ее директора.

«Культура - это сектор экономики, там тоже создаются рабочие места, генерируется определенный доход, присутствуют экспортно-импортные операции, - говорит Ильгиз Янбухтин. -  Это корпоративная среда, учреждения культуры - это те же компании, в которых применимы бизнес- и корпоративные  процедуры, отсюда и применимость общезначимых структур управления, которыми должны владеть современные культурные менеджеры. В процессе обучения мы рассматриваем разные кейсы. Я, в частности, даю пример оргструктуры Нью-Йорского филармонического оркестра и ряда других известных коллективов, которые у всех на слуху. Мы просто из открытых источников берем информацию об оргструктуре, и когда вместе со мной слушатели такую оргструктуру проходят на слайдах  - от исполнительных органов до попечительского совета, до фондов, до структуры исполнительного органа, президента, вице-президентов направлений, то у людей никаких сомнений не возникает, что структура в российском понимании всего лишь оркестра - это на самом деле структура  компании. Не говоря уже о ведении финансовой отчетности, операционной деятельности и так далее. Они мыслят давно оргструктурой, а не казенным «штатным расписанием». Благодаря программе мы осознаем, что должны двигаться в сторону профессионализации культурной отрасли в России, прежде всего профессионализации именно в сфере управления. Звучит странно вроде бы на фоне огромного накопленного культурного наследия, немалых государственных расходов. То есть культура – это далеко не только творческие люди, так называемые «деятели культуры».

Показательный момент – за два года существования программы (она успешно вступает в третий) сохранилось ядро спикеров, хотя люди это не простые в силу своих должностей, своих интересов, опыта, свойств характера. Выдающиеся профессионалы своего дела, люди, которые не только много знают, но и многое умеют, российские и зарубежные, знаменитые, но не обязательно в медийном плане. А по линии слушателей успешно работает такой надежный канал продвижения, как «сарафанное радио» - информация о программе распространяется в том числе по регионам, и многие из них, прислав на одну сессию руководителя учреждения, на следующую присылают уже сотрудников уровня замов или даже руководителей отделов. Через программу уже «прошли» представители 14 регионов России, от Карелии до Сибири, включая Москву и Московскую область. Программа создала важный прецедент, когда бывшие слушатели могут сами стать спикерами с течением времени. Так произошло в случае с руководителем Карельской государственной филармонии Ириной Устиновой, входящей с июля 2019 г. в правление Союза концертных организаций России.

«Мы ориентированы и на культурную практику российских регионов. Россия – это страна регионов, что справедливо и важно с точки зрения культурной политики и управления, - говорит Ильгиз Янбухтин. – В специальном блоке программы присутствует такая тема, как «Культурная идентичность региона. Базовые критерии и приоритеты развития». Эта тема рассматривается, как правило, в формате «круглого стола» или практического занятия».

В программе ЧЕТЫРЕ основных блока традиционных видов искусств: «Музыка», «Музейное дело», «Театр», «Кино». Помимо постоянных спикеров, в программе участвуют гостевые – топ-менеджеры ведущих российских учреждений культуры – генеральный директор Большого театра России Владимир Урин, генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, директор Свердловской филармонии Александр Колотурский (все они входили или продолжают входить в состав Президентского Совета по культуре и искусству), а также Марина Андрейкина – первый заместитель художественного руководителя-директора МХТ им. А.П.Чехова, Георгий Исаакян – художественный руководитель Московского государственного академического Детского музыкального театра им. Н.Сац, Ольга Хомова – генеральный директор СПб ГБУК «Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга», председатель правления Союза концертных организаций России, Евгений Сафронов – главный редактор Информационного агентства «InterMedia», Антон Флеров – куратор программ фестиваля «Золотая Маска», член жюри фестиваля «Золотая Маска» 2019 года, Якоб Сольберг - основатель и руководитель концертного агентства Nordic Artists Management, член совета директоров IAMA, Тиль Янчукович  - основатель и генеральный директор компании IDAGIO - стримингового сервиса классической музыки, в прошлом директор европейского подразделения Columbia Artists и руководитель Abu Dhabi Classics) и др. Эти люди так или иначе принимают ценности, декларируемые программой, придерживаются логики разделения функций управленца и творца. Конечно, их бесценный и многолетний опыт дает им право на небольшую субъективизацию.

В ближайших планах организаторов – реализовать практику выездных сессий в регионы, а также краткосрочных (двухдневных) спецкурсов по «узким» темам, как то: интернет-маркетинг, вопросы интеллектуальной собственности, вопросы работы с бюджетными средствами (вместе с Счетной Палатой РФ и Следственным Комитетом России) и др.

Надежда КУЗЯКОВА

Справка. Программа «Стратегия и практика управления в сфере культуры» начала реализовываться с мая 2017 г. на базе философского факультета Московского Государственного Университета. Первая сессия состоялась в апреле 2018 г. С мая 2019 г. базой программы является факультет МГУ Высшая школа инновационного бизнеса. По своему формату она является краткосрочной программой повышения квалификации. Программа ориентирована прежде всего на высшее и среднее звено работников государственных органов управления культуры и государственных учреждений культуры, общественных, некоммерческих и частных организаций в сфере культуры, а также представителей направлений «маркетинг», «внешние связи», «международные отношения», «связи с общественностью», и всех, кто интересуется данной проблематикой.

07.11.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей