• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


07.11.2019

II Международный фестиваль актуальной классики «Re:Formers»: скучно не будет.

С 1 ноября до 12 декабря в Москве и Санкт-Петербурге проходит II Международный фестиваль актуальной классики «Re:Formers». Серией концертов, перформансов и мастер-классов «Re:Formers» вновь продемонстрирует уникальные формы исполнения современной и классической музыки, ее масштаб, глубину и одновременно доступность восприятия.

 Организаторы фестиваля - Виталий Ватуля и Мария Немцова - рассказали корреспонденту «Музыкального Клондайка» о концертной программе, о приглашенных артистах и мировых премьерах в рамках II фестиваля. 

Мария Немцова и Виталий Ватуля

- Само название фестиваля – «Re:Formers» - означает «изменение формы содержания». Расскажите, в чем это выражается? И, конечно, как появился данный фестиваль

М.Н. - Фестиваль вырос из проекта «Музыка за мир». В программу проекта, которым мы занимаемся с 2011 года, всегда были заложены гала-концерты: мы начали с одного, потом было два, четыре, а когда, в 2017 году, их количество дошло до шести, мы решили создать тематический фестиваль. Тогда мы собрали всех артистов, желающих выступить на наших концертах и поняли, что нужно немного изменить формат и выявить общую тенденцию. Так родился фестиваль «Re:Formers».

Все артисты, принимающие участие в фестивале, стараются преподнести классическую музыку, как нечто близкое каждому человеку и делают акцент на том, что классика – не искусство «галстуков и бабочек». Эта концепция и лежит в основе нашего фестиваля. Музыканты  очень искренние и в своем исполнении стараются уходить от консерватизма. 

- А что касается «актуальной классической музыки» - как мы знаем, классика это то, что проверено временем. На вашем фестивале, помимо классических произведений, также представлены и мировые премьеры. Расскажите об этом сочетании и о том, какой смысл вы закладываете в термин «актуальной классики»?

В.В. - В этом году главная тема фестиваля – взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литература, живопись, видеоарт, театр и так далее. Конечно, как и в первом фестивале, у нас будут премьеры современных произведений, в том числе, написанных специально для фестиваля. Также, будут представлены абсолютно новые, редкие инструменты. Прекрасный ударник Небойша Живкович с маримбой, Маргарет Ленг Тан, которая является одной из самых уважаемых исполнителей американской экспериментальной музыки, королева игрушечного пианино и остальных игрушек, классические саксофонисты - Гордан Тюдор, квартет “Хабанера”.

М.Н.  – К саксофону вообще в среде академической музыки неоднозначное отношение, потому как большинство людей считают, что он относится только к джазовой музыке. Но создан он был именно как классический инструмент, и Дебюсси одним из первых написал для него произведение.

Слово «актуальная» подразумевает под собой не только ту или иную музыку, но и качество интерпретаций. Любая гениальная музыка, исполненная без налета сухого академизма, становится актуальной.

Маргарет Ленг Тан

- Возвращаясь к теме фестиваля: меняется ли восприятие музыки у слушателя, когда  исполнение произведений дополняется, например, видеорядом или текстовым сопровождением?

М.Н. – Мы иногда невольно, иногда осознанно следуем тенденциям современных реалий: ни для кого не секрет, что в эпоху мультимедиа люди воспринимают информацию комплексом ощущений. Если нужно что-то донести до аудитории, то необходимо использовать сразу несколько «инструментов»: звук, видео, возможно тактильные ощущения. В настоящий момент многим сложно воспринимать что-то в чистом виде, будь-то музыка, текст и так далее. Именно поэтому необходимо сочетать несколько видов подачи информации. А любое искусство несет в себе много информации, смысла, поэтому мы переносим туда современные способы. Людям проще воспринимать классическое произведение, если до этого им рассказать про что эта музыка, откуда растут ее ноги и с чем ее лучше есть. И визуальный ряд также может сильно помочь углубиться в суть произведений.

- Вы также обращаете внимание зрителей, что  в наше время у классической музыки есть потенциал живого развития. Я часто встречаюсь с музыкантами, работающими в жанре классического кроссовера, которые говорят, что этот жанр будет способствовать продвижению и развитию классики. Согласны ли вы с этим?

М.Н. - Не вполне. Здесь есть риск уйти в игру “на потребу публике”, а мы предпочитаем а не идти у нее на поводу, а немного направлять ее, открывать для нее что-то новое. Но, безусловно, существуют талантливые произведения, написанные в этом жанре. Одно из них, кстати,  будет представлено на нашем фестивале: японский концерт Такаси Ёсимацу для саксофона, фортепиано и ударных с оркестром. Это очень тонкий, неповторимый микс, где использован японский фольклор и джазовые элементы, облеченные в классическую форму. Произведение сделано очень талантливо, и конечно, это сказывается бэкграунд композитора: он начинал, как джазовый музыкант, а потом переориентировался на классическую музыку.

В.В. – Кроссовер – средство, а не цель. Всегда нужно исходить от содержания, чтобы оно не терялось в погоне за модой. Так что все должно быть сделано со вкусом.

Небойша Живкович 

- Можете сказать, какие произведения точно не прозвучат в ваших концертах?

М.Н. - Наверное, на нашем фестивале никогда не прозвучит Первый концерт Чайковского (смеется). Конечно, это полушутка, но один из постулатов нашего фестиваля – показывать редко исполняемую музыку. Мы хотим донести до зрителя, что в огромном пласте музыки, редко звучащей со сцены, тоже присутствует невероятная красота и на нее нужно обратить внимание. Глядя на бесконечные российские афиши, мы понимаем, что слушатель в основном ходит на знакомые фамилии, как исполнителей, так и композиторов. Мы хотим пробить эту стенку. С помощью нашего фестиваля мы говорим о том, что есть и другая гениальная, редкая музыка.

- А что касается артистов – как вы отбираете музыкантов?

М.Н. - Как такового отбора нет, но основываясь на концепции фестиваля «Re:Formers», мы приглашаем музыкантов, близких нам по духу, мы ими всеми восхищаемся. И часто спрашиваем их, чтобы они хотели исполнить в рамках фестиваля.

Например, мы хотим представить публике новых исполнителей, которые впервые выступают в России. Маргарет Лен Танг – абсолютная звезда и легенда авангардной музыки, впервые выступила в Москве. Гордан Тюдор, саксофонист и композитор, который будет играть в музее Скрябина 24 ноября. В России он не выступал и поэтому здесь его плохо знают, но он обладает выдающимся даром. Он представит интересную программу из хорватского авангарда, который нельзя услышать в Москве. Скрипач Борис Бровцын, хоть и играет в России, но непростительно мало. Если один раз услышать его исполнение, то забыть его невозможно. Он сам предложил сыграть на Заключительном концерте фестиваля концерт Шостаковича, и мы с радостью согласились. Вместе с ним, в этом концерте примет участие Небойша Живкович – культовая фигура для всех ударников.   

 Алексей Курбатов, выдающийся молодой композитор и пианист, впервые исполнит свое произведение на концерте 13 ноября. Мы считаем, что для слушателя это будет уникальный опыт. Мы очень счастливы, что Полина Осетинская и Людмила Улицкая примут участие в фестивале. На концерте «Совместные действа» 29 ноября в концертном зале «Зарядье» Людмила  Улицкая прочитает четыре своих неизданных рассказа, а Полина Осетинская, вторя содержанию, исполнит редкие произведения на рояле.

Концерт-бонус нашего фестиваля представляет собой выступление квартета саксофонистов «Хабанера». На прошлом фестивале они влюбили себя московскую публику, и мы решили сделать подарок нашим слушателям, пригласив их во второй раз.

Полина Осетинская и Людмила Улицкая 

- 24 ноября пройдет Музыкальный Марафон в музее Скрябина, который, на мой взгляд, представляет собой «фестиваль внутри фестиваля». Что ждет слушателей в этот день?

М.Н. - 24 ноября будем масса интересного: Мария Остроухова и Александр Шайкин исполнят театрализованное представление «Ярави» – вокальный цикл на стихи композитора, Оливье Мессиана, в котором синтезируются сюрреалистическая поэзия, собственная цветовая символика автора, его страстная любовь к птицам и перуанская мифология, астрономические и физические термины. «Песни любви и смерти» - уникальный цикл на перуанские тексты. Мировая премьера сонаты Жан-Дени Миша – постоянного участника наших проектов и любимца публики –  «Чуткость в гармонии». Также, Виталий Ватуля исполнит редкую программу «Между строк», сочетающую саксофон и электронику в сопровождении видеопроекции. А концерт Гордана Тюдора и Ивана Батоша я с нетерпением жду как слушатель сама.

- Также, в рамках фестиваля вы проведёте ряд мастер-классов. Какие программы будут представлены и кто выступит в роли ведущих?

- М.Н. – Мастер-классы также вылились из проекта «Музыка за мир» - это неотъемлемая черта наших программ. Вся наша активность сопровождается мастер-классами. В этом году будет три мастер-класса по классическому саксофону. 2 ноября Маргарет Лен Танг дала открытое интервью и мастер-класс по авангардной музыке – специалиста такого уровня редко можно встретить в России, тем более, чтобы они давали уроки нашим студентам.

Небойша Живкович сам предложил читать лекцию на очень близкую нам тему –  насколько классическая музыка может существовать в наших реалиях. И нечто новое, что мы ввели в этом году - это продукт от нашего союза с музыкальным психологом Александрой Федоровой: мини-конференция  под названием «Анти-конференция по сценической психологии». Мы считаем, что это актуально для всех артистов, потому как вопрос страха сцены никто не снимает и не убирает из нашей жизни. Мы будем обсуждать этот вопрос, а также как входить в потоковое состояние на сцене, как наслаждаться тем, что ты на ней находишься, как готовиться к этому состоянию и так далее. Мы считаем, что данная «анти-конференция» может быть полезной многим людям.

В.В. – Я проведу мастер-класс по классическому саксофону 16 ноября, Гордан Тюдор 25 ноября, а 12 декабря квартет «Хабанера» – все это будет проходить на площадке училища им. Гнесиных. В прошлый раз на мастер-классах был аншлаг: в Москву приезжали люди из Красноярска, Новосибирска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга. Так что мы решили, что этот образовательный аспект непременно должен присутствовать на фестивале.

Алексей Курбатов

- В каком формате и для какой аудитории будут проходить мастер-классы? 

- В.В. - Это открытые индивидуальные уроки с активным и пассивным участием: они предназначены для студентов и музыкантов, выступающих сольно, солистов в камерном ансамбле, или в квартетах и других ансамблях, где присутствует саксофон.

Также, в рамках мастер-классов педагоги могут пройти курс повышения квалификации. То есть, наши мастер-классы полезны не только для учащихся, но и для преподавателей. 

- И в завершении нашего интервью, ваши пожелания публике, которая планирует прийти на концерты фестиваля «Re:Formers».

В.В. – Должен сказать, что в этом году фестиваль стал реальностью, благодаря поддержке Фонда Президентских грантов и меценатской поддержке Бориса Ротенберга, который помогает нам с первого дня существования проекта «Музыка за мир».

Мне кажется, что программа фестиваля настолько интересная и разнообразная, что скучно точно не будет. Много нового может открыться слушателям, которые придут на наши концерты: они смогут познакомиться с музыкой, редко встречающейся на концертной эстраде.

Александра САЙДОВА

фото предоставлены организаторами фестиваля
«Re:Formers»

07.11.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей