• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


12.11.2019

Алексей Курбатов:
«Я впервые писал музыку для саксофона..»

13 ноября Международный фестиваль актуальной классики «Re:Formers» представит вечер новейшей камерной музыки, в рамках которого состоится мировая премьера сонаты для саксофона и фортепиано композитора Алексея Курбатова.

Накануне концерта корреспондент «Музыкального Клондайка» встретился с Алексеем Курбатовым и поговорил с ним о предстоящей премьере произведения, о замене гобоя на саксофон и о том, чем ножницы схожи с актуальной классической музыкой.

- Алексей, уже завтра 13 ноября вы выступите в концерте «Вечер новейшей камерной музыки» на фестивале «Re:Formers Fest» в Московском международном Доме музыки. Расскажите, с чего началось ваше сотрудничество с фестивалем «Re:Formers»?

- Пару лет назад основатель фестиваля Мария Немцова присутствовала на концерте, где исполнялась моя музыка. После мероприятия она подошла ко мне и спросила, не смогу ли я написать для нее и ее мужа  Виталия Ватули сонату для саксофона и фортепиано. Перед тем, как ответить, я посмотрел записи их выступлений в интернете и то, что я услышал, мне понравилось.

Я с удовольствием написал для них сонату и через какое-то время предложил им исполнить ее на II фестивале «Re:Formers». А уже после, в программу концерта, где планировалось представить премьеру композиции,  добавился мой секстет.

- Премьера Сонаты для саксофона и фортепиано состоится совсем скоро, но не могли бы вы немного рассказать об этой композиции?

- Интересен тот факт, что я впервые писал музыку для саксофона. Раньше как-то не доводилось, только если этот инструмент был задействован в оркестре.  

Мне было интересно совместить тембр инструмента и мои представления о нем, подчерпнутые из джаза и рок-музыки, и с учетом того, что обычно я пишу музыку достаточно простую и легкую для восприятия.

- Когда я разговаривала с организаторами, Мария Немцова отметила, что зачастую они знакомят приглашенных музыкантов с концепцией фестиваля и спрашивают,  что бы тем хотелось сыграть из произведений, подходящих под эту концепцию. О  вашем Секстете – здесь та же история?

-Нет, здесь ситуация обратная: стоит сказать, что изначально этот секстет написан не для саксофона, а для гобоя со струнным оркестром и фортепиано. Виталий Ватуля услышал это произведение и отметил, что оно очень хорошо прозвучит на саксофоне и спросил, не возражаю ли я, если его исполнят на фестивале.

На самом деле, изначально я думал, что речь идет про другой мой секстет, почти с таким же составом, но для кларнета – ведь он ближе в тембровом отношении к саксофону.

Но нет, речь шла именно о секстете с гобоем. Это произведение достаточно длинное и мне очень интересно, как оно прозвучит на концерте, тем более что будет задействован маленький сопрановый саксофон.

- То есть, это своеобразная премьера и для инструмента.  

- Да, получается, что так.

- О заглавной теме фестиваля -  «актуальная классическая музыка». На ваш взгляд, в настоящее время какая роль отведена классическому жанру?

- Сложно сказать, потому что с появлением звукозаписи музыкальное искусство стало массовым. Особенно с появлением интернета – если раньше нужно было куда-то идти, для того чтобы услышать новую музыку, то сейчас достаточно найти ее в сети. Я не знаю, отведена ли отдельная роль для классической  музыки по отношению к остальным музыкальным жанрам. И не думаю, что если такая и есть, то она особая.

Я точно знаю, что аудитория слушателей классической музыки значительно меньше, чем у популярной музыки. Но, если честно,  не сильно из-за этого страдаю.

- А как композитор, сочиняющий в классическом жанре, ставите ли перед собой какие-то задачи?  

- Я просто пишу ту музыку, которую было бы интересно послушать мне самому. Время от времени у меня возникает ощущение незаполненности – к примеру, изначально слушая произведение какого-либо автора, я могу быть доволен всем, но в какой-то момент может прийти чувство, что чего-то не хватает. Раньше хватало, а сейчас – нет. И, как правило, это является толчком для того, чтобы написать что-то свое: где мне вчера не хватало, сегодня будет хватать. И никакой глобальной задачи и особой роли я за собой не ощущаю.

- И опять возвращаясь к теме фестиваля. Что, на ваш взгляд, означает термин «актуальная классика»: музыка, написанная сейчас или музыка, которая уже на протяжении многих лет остается востребованной?

- Смотрите, приведу пример: ножницы актуальны всегда. Какими они были в 18 веке, примерно такими же они выглядят и сейчас. А, допустим, матричный принтер, который еще совсем недавно массово использовался – уже не актуальная история.

И с музыкой такая же история. Бывает музыка, как ножницы. Или как кастрюля – ты можешь модернизировать ее, добавить «примочек» и получить скороварку, но суть останется все той же и она также будет нужна какой-то части человечества.  

А бывает музыка, как матричный принтер, или сотовый телефон размером с автомобильный аккумулятор, как в 80-х годах прошлого века. То есть, нужная сейчас, но неактуальная в будущем.

- Как вы думаете, в чем заключается ценность фестиваля «Re:Formers», как для публики, так и для участников?

- Мне нравится программа фестиваля. Нравится, что организаторы смогли воплотить действительно интересную тему. Например, концерт-открытие, где выступила знаменитая исполнительница на игрушечном пианино Маргарет Ленг Тан. Это редкость, даже несмотря на то, что Москва заполнена каким-то актуальным музыкальным пространством, они смогли найти какую-то изюминку и это очень круто.

С точки зрения участия, мне, разумеется, приятно, что меня пригласили как композитора. Это означает, что моя музыка кому-то нужна. Также, я буду играть партию фортепиано и так сложилось, что люди, с которыми я выступлю на одной сцене, хорошие музыканты и мои давние друзья: Елена Ревич, Надежда Артамонова, Сергей Полтавский и Сергей Суворов.

Я очень люблю с ними выступать и то, что организаторы пригласили их – большая удача.  

II международный фестиваль актуальной классики Re:Formers проходит с 1 ноября по 12 декабря 2019 года  при поддержке фонда президентских грантов и личной меценатской поддержке Бориса Ротенберга.

Александра САЙДОВА

фото предоставлены
организаторами фестиваля «Re:Formers»

12.11.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей