• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


23.11.2019

Татьяна Самуил: «Я благодарна судьбе за возможность быть в музыке».

В рамках Международного скрипичного фестиваля «Ауэр. Наследие» впервые прошла Образовательная академия для юных музыкантов, которые совершенствовали свое мастерство под руководством известных скрипачей – Татьяны Самуил, Кристофа Барати, Давида Грималя и Графа Муржи. Участниками Академии были молодые скрипачи от 12 до 18 лет из шести стран. Татьяна Самуил – гость «Музыкального Клондайка». Татьяна – из семьи потомственных музыкантов. Ее отец – известный молдавский дирижер Александр Самоилэ, который с нынешнего сезона является главным дирижером Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова. Заниматься на скрипке Татьяна начала в возрасте шести лет. Московскую консерваторию окончила у М.С. Глезаровой, продолжила обучение в аспирантуре Королевской консерватории в Брюсселе.

- Татьяна, вы сами выбрали своей профессией музыку или за вас решили родители?

- Решение заниматься музыкой было естественным продолжением того, что происходило дома. Чтобы занять нас с сестрой в счастливый каменный век отсутствия смартфона и планшета, мама ставила пластинки с классической музыкой, в том числе и музыкальные сказки для детей. Мы росли в этой атмосфере и очень рано начали петь. Поскольку в доме стояло фортепиано, было обычным делом подойти к нему и что-то наигрывать. Мама стала меня потихоньку учить, и вскоре выяснилось, что у меня абсолютный слух. Кстати, в тот момент мама была еще студенткой Ленинградской консерватории по классу фортепиано.

Несколько лет я одинаково интенсивно занималась на скрипке и на фортепиано, но потом мой скрипичный педагог настоял на выборе, и официально я стала считаться скрипачкой.

- Вы лауреат многих престижных международных состязаний, среди которых: имени Королевы Елизаветы, имени Сибелиуса, имени Чайковского и многие другие. Какие возможности открылись для вас после победы на конкурсах?

- Однозначного отношения к конкурсам у меня нет. Сейчас, принимая решение готовить ученика к конкурсу, я воспринимаю это как этап развития скрипичного и исполнительского мастерства. Очень важен психологический настрой, чтобы в случае неудачного результата не было депрессии или горького разочарования.

Я считаю, что играть надо всегда искренне, полностью отдаваясь музыке, а это значит, что мы выходим на сцену абсолютно открытыми, нас так легко ранить...

Мне лично конкурсы помогли увереннее себя чувствовать на сцене и в разном репертуаре, кроме того, поскольку я человек достаточно ленивый, стимул был мне всегда необходим, чтобы лучше заниматься.

В плане карьеры конкурс им. Чайковского 2002 года мне не принёс ни одного концерта, в это трудно поверить сейчас, но тогда он действительно находился в огромном кризисе. Зато эмоционально он меня настолько вдохновил, что даже сейчас, в трудные моменты, я вытаскиваю из своей «копилки счастливых воспоминаний»  незабываемое ощущение во время финала, когда Российский Национальный оркестр начал играть концерт Чайковского...

- Помимо активной концертной жизни вы так же преподаете в Антверпенской консерватории. Что для вас ближе – исполнительская или педагогическая деятельность?

- Я об этом много размышляю в последнее время. С детства я мечтала о сцене, о возможности играть. Я никогда не видела себя педагогом и не искала этой возможности. Тем не менее, предложения преподавать начали поступать уже с 26 лет. Я несколько лет отбивалась, но потом мне позвонил Огюстен Дюмэ и пригласил работать в Шапель Королевы Елизаветы, где он открывал свой класс. Я решила попробовать, и так началась моя вторая жизнь в музыке.

В настоящий момент я уже начала «пожинать плоды» своей работы. Недавно выступала с оркестром, где концертмейстер вторых скрипок – моя выпускница, и это необыкновенное счастливое чувство .

А сейчас мне очень хочется отдать и то, что я получила от своих педагогов, и свой опыт. Это две очень разные деятельности, поэтому невозможно сказать, что мне ближе. Если честно, я очень благодарна судьбе за возможность быть в музыке в разных «должностях».

- В этом году в рамках II Международного скрипичного фестиваля проходила Образовательная академии «Ауэр. Наследие». Вы впервые участвовали в мероприятии подобного рода?

- Я часто даю мастер-классы по всему миру, поэтому могу отметить несколько уникальных черт академии в Петербурге. Во-первых, все дети прошли строгий отбор, что обеспечило высокий уровень ребят! Во-вторых, возможность играть не одному, а нескольким педагогам – это очень интересно! Ну и участие в концерте, на одной сцене с наставником - это по-настоящему бесценный опыт, начиная с репетиции и заканчивая концертом. Все дети это отметили!

- В академии участвовали юные скрипачи из разных стран – Испании, Германии, Кореи, Греции, Бельгии, почувствовали ли вы разницу в их подготовке?

- Поскольку дети уже прошли отбор, все играли на высоком уровне. Тем не менее, меня очень порадовало особое отношение к звуку скрипачей из Петербурга, так называемый «поющий смычок», это подтверждает тот факт, что традиции живы!

- Знаете ли вы подобные академии в мире или в России?

Честно говоря, если собрать воедино все компоненты академии в Петербурге, можно сказать, что это было уникальное явление. Мои искренние поздравления директорам и вдохновителям фестиваля Чингизу Османову и Елене Анисимовой.

- Как вас встретил Петербург, ведь это город, в котором вы родились, кстати, вы впервые здесь выступали?

- Петербург – это город моей души. Кроме необыкновенно счастливого времени, проведённого на фестивале, я уехала с невероятным зарядом энергии и вдохновения.

Я выступала в Петербурге в прошлом году с оркестром Михайловского театра по приглашению дирижёра Роланда Бёра, а до этого аж в 2002 году, на фестивале «Музыкальный Олимп».

Надеюсь , что теперь смогу приезжать регулярно, а летом мечтаю привезти своих детей и побыть просто здесь «туристами».

Беседовал Антон ИВАНОВ

Фото И. Туминене

23.11.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей