• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


09.12.2019

ЭТОТ МИР ДОЛЖЕН БЫТЬ КРАСИВЫМ

Акико Тацуми

Вот уже в шестой раз профессор Акико Тацуми — известная скрипачка, лауреат престижных международных конкурсов, педагог Токийской Школы музыки Тохо Гакуэн, ведущая мастер-классы в высших школах, университетах и консерваториях мира, посетила Новосибирск в качестве члена жюри Девятого международного конкурса юных скрипачей и преподавателя трех его участниц из Японии.

— Вы входите в состав жюри Международного конкурса юных скрипачей в Новосибирске не впервые. Чем является для вас этот конкурс, как вы его оцениваете?

— Первый раз я имела опыт работы в жюри этого конкурса 15 лет назад. Последние два раза я приехать не могла, что не помешало моим студентам Моне Хаттори и Кёко Огава занять первые места! В этот раз моя студентка Мио Исикава заняла второе место. Как я могу оценить конкурс, в котором мои студенты добились такого успеха (смеется), над которым трудятся уже такие близкие мне коллеги, глубоко уважаемый мною Захар Брон, в котором царит такая дружелюбная и теплая атмосфера? Я люблю Россию безмерно, эта страна вызывает у меня особые чувства! Русские очень напоминают мне японцев — у них такая же внешняя сдержанность, но глубокое сердце. Это люди, от которых исходит удивительная поддержка. И это родина великой скрипичной школы, традиции которой для меня так дороги и важны. У меня дома, в комнате, где я репетирую, стоит портрет Давида Ойстраха. И каждый день я смотрю на это фото и стараюсь играть еще лучше. 50 лет назад для меня было огромной честью участвовать в конкурсах в Москве, с трепетом и восхищением я думала о российских скрипачах, это было счастье приближения к великой традиции. И вот теперь, после столь долгого пути я — в жюри таких серьезных конкурсов! Это грандиозно!

— Главная задача любого конкурса — это открыть новые имена и новые возможности для участников, Вы согласны? Расскажите о подобных открытиях на прежних конкурсах и, конечно, на этом, Девятом.

— Да, это так! Моя студентка, которая заняла первое место в 2013 году — Моне Хаттори, — стала солисткой филармонии. После стажировок у Захара Брона она вышла уже на международный уровень концертирования. Вообще я всегда встречаю на этом конкурсе много талантливых ребят. Безусловно, настоящими открытиями в этот раз стали Тео Гертлер (Словакия) и Сара Драган (Польша). Но еще более я впечатлена бесподобным оркестром и удивительным дирижером. Это потрясающе, и это огромная редкость, чтобы на конкурсах работали настолько замечательные профессионалы! Конечно, музыканты в студенческих оркестрах вкладывают чувства и стараются, но все же это еще учащиеся… Если эта интенция будет продолжена и участникам будет дана возможность выступать с таким великим оркестром, то я буду привозить на этот конкурс все больше и больше своих студентов, потому что это потрясающий опыт игры, какой сложно найти где-либо. Например, моя студентка Мио Исикава вообще первый раз в жизни именно здесь, в Новосибирске играла с оркестром. Вы не представляете, какая она счастливая! Счастлива ее мама, счастлива я! Первый раз и с таким коллективом! Когда оркестр заиграл Чайковского, я поняла, что это именно тот Чайковский, как я его воспринимаю, это глубинное понимание композитора как символа русской музыки. Отмечу и отличную работу концертмейстеров и всех, кто сотрудничал с моими студентами. Они очарованы тем теплом, той поддержкой, которыми их окружили.

Акико Тацуми

— Как вы настраиваете ученика на конкурс? Как приходит решение готовить сложнейшую программу, ехать зимой в Сибирь, состязаться с такими же сильными, как и он?

— Вообще, сейчас Япония изменилась. 50 лет назад все девочки хотели играть на фортепиано или скрипке, многие девочки хотели стать музыкантами. А сейчас все меньше и меньше детей стремятся заниматься академической музыкой. Потому что жизнь профессионального музыканта слишком сложна. Чтобы стать хорошим скрипачом, необходимо каждый день репетировать, профессор всегда сердит… Студента очень трудно настроить на то, чтобы это стало именно его специальностью. Моя школа считается лучшей в Японии, поэтому ко мне приходят очень хорошие и сильные ученики, чему я очень рада.

— Что нам делать с этим кризисом большого искусства?

— Это сложная проблема, но самое важное здесь вот что: нам, проповедникам классической музыки, нельзя остановиться, потому что эта музыка так хороша и так сильна, что нам надо продолжать! Я не могу принять эти молодежные течения, игру классики с натянутой улыбкой, эти шоу. В отношении моих студентов подобное даже не обсуждается: пока они учатся, я запрещаю шаги в сторону неакадемической традиции. Но когда они заканчивают — это уже их жизнь, они вольны делать то, что хотят. Но для меня это достаточно печально, если они меняют свое направление. Этот мир должен быть красивым!

Акико Тацуми

— Современное поколение (по наблюдениям многих педагогов, родителей, психологов) сильно отличается от предыдущего. Они живут в век информационных технологий, совершенно новых увлечений и мод. Чувствуете ли вы это и как меняется работа педагога с этими новыми детьми?

— Я приверженец преемственности поколений, и для меня очень важно, чтобы мои студенты понимали традиции высокого искусства. Но я также понимаю, что дети есть дети, и «мостик общения» с современной молодежью быть должен, иначе они будут отключены от жизни. Я очень приветствую общение моих студентов с другими педагогами, посещение мастер-классов, потому что это другой вид мышления, другие темы и подходы; такой опыт общения с миром мне кажется очень хорошим. А вообще, будущее поколение музыкантов, конечно, должно быть более широко мыслящим, не столь сфокусированным на своем, более разносторонним.

Вообще, эта разница поколений — особый вопрос…. Я считаю, что моим сверстникам очень повезло, и мы — счастливое поколение. Мое детство пришлось на тяжелое послевоенное время. При этом родители хотели, чтобы я занималась музыкой. Им было крайне сложно найти средства, чтобы купить мне инструмент; не было одежды, еды. Зато я имела счастье участвовать в конкурсе Чайковского, я была знакома с Давидом Ойстрахом. Нам нужна была поэзия, книги, мы были очень счастливы от совсем малых вещей. А у современных молодых людей есть абсолютно все, и это совершенно не дорого. Хоть в Новосибирске, хоть в Токио есть магазины с одними и теми же названиями, в которых можно купить, что пожелаешь, это просто, это не требует никаких усилий. Но им не так интересно жить, и они не имеют той фанатичной целеустремленности, какая была у нас…

— Музыканты действуют как спортсмены: вернувшись с очередного чемпионата или олимпиады, они сразу знают, к чему готовиться дальше, как уже завтра они начнут тренировку. Что будете делать вы и ваши ученики, когда вернетесь в Японию?

— Согласна! Моя Мио такая счастливая после этого конкурса, что уже сейчас говорит, что она еще раз сюда вернется, что она будет пробовать участвовать снова! Опыт этого Международного конкурса так велик, что ей уже сегодня хочется начать заниматься. Она все время смотрит запись своей игры с оркестром и не может поверить: «Ведь это я с таким гениальным оркестром!» Конечно, мы будем продолжать!

Юлия АНТИПОВА

Фото - Екатерина Бабина

09.12.2019



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей