Новости |
От рока до барокко. VOLKOV ManiFEST 2020
В преддверии VI фестиваля VOLKOV ManiFEST, который пройдет в Петербурге с 4 по 10 января 2020 года, «Музыкальный Клондайк» встретился с его директором и главным вдохновителем, виртуозом игры на контрабасе, мультиинструменталистом Владимиром Волковым. Фестиваль удивляет разнообразием концертной программы.
Художественный руководитель фестиваля Владимир Волков является уникальным музыкантом, работающим в жанрах от барокко до рок-музыки. Он выступает на рок-фестивалях и академических сценах. Барочным рождественским концертом ансамбля The Pocket Symphony фестиваль откроется 4 января в Social Club.
- Возможно ли импровизировать в барочной музыке?
- Да, барочная музыка предполагала импровизацию, например в украшениях. Почти всегда это была система обозначений, которая трактовалась каждым музыкантом, в зависимости от его уровня образования и вкуса.
- Впервые Ваш интерес появился к джазу, или к музыке барокко?
- Сначала я занимался классикой — в музыкальном училище, в консерватории на контрабасе, параллельно играл традиционный джаз. Современный джаз стал играть в дуэте с Вячесловом Гайворонским, тоже импровизационно. Интерес к барочной музыке возник в начале девяностых годов, благодаря Геннадию Львовичу Гольштейну, который до сих пор преподает саксофон в Музыкальном училище им. М. П. Мусоргского. В те годы он был руководителем ансамбля «Pro Anima». Он меня и увлек барочной музыкой, и я стал играть на виоле да гамба.
- 8 января на сцене Академической капеллы пройдет концерт «Road Movies. От Моцарта до Адамса», сочетающий музыку Моцарта, Шнитке и композиторов минималистов. Чем обусловлен выбор программы?
- Есть глубинная некая связь между этими произведениями. Когда мы говорим о минимализме, Сороковая симфония Моцарта, исполненная секстетом — это удивительная версия, которую создал итальянский композитор Дж. Чимадор для камерного английского ансамбля. «Road Movies» Адамса можно назвать минимализмом, но музыка близка к джазу. Джаз перекликается с минимализмом, он использует риффовую систему — повторы внутри фраз. «Отсчет утопленников» — сюита на основе музыки Майкла Наймана «Drowing by Numbers» к фильму Питера Гринуэйя, в переложении Назара Кожухаря — очень светлое произведение.
- На Ваш взгляд, какое значение имеет взаимное доверие между музыкантами для успешных выступлений?
- Без взаимного доверия совершенно никак. Для нас это не служба, куда мы приходим с утра каждый день. Мы собираемся, потому что это совпадает с нашими желаниями.
- Расскажите о заключительном концерте фестиваля.
- «Синее озеро. Novoselie» пройдет в Яани Кирик 10 января. «Синее озеро» — название программы, которую мы записали с Анной Чайковской, певицей из Украины, которая сейчас живет в Москве, и с Вячеславом Гайворонским. Программа посвящена украинскому фольклору, украинской духовной музыке. В это выступление будут привнесены элементы армянской традиционной музыки, к нам присоединится Виталий Погосян – прекрасный исполнитель на инструменте дудук.
Во второй части вечера – «Novoselie» – проект Руста Позюмского. В основе канты петровских времен в соединении с барочными инструментами, которые уже в те времена проникали на территорию России. Певица Алиса Тен, с которой мы на прошлом фестивале играли программу, посвященную выдающемуся англо-американскому поэту Томасу Стернзу Элиоту, выступит с Марфой Семеновой. В «Novoselie» сыграют прекрасные солисты: виола д'амур — Сергей Полтавский, виола да гамба — Антон Изгагин из Москвы и Вадим Вайнштейн из Петербурга, и на виолоне буду играть я. Концерт станет заключительной точкой фестиваля.
- Изначально VOLKOV ManiFEST проходил в музее современного искусства Эрарта. Программа многих фестивалей, связанных с художественными музеями (например «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»), перекликается с атмосферой выставок. Какие идеи были у истоков фестиваля?
- Фестиваль начинался в выставочных залах Эрарты, и несмотря на появление в музее концертного зала, часть концертов мы продолжали проводить в выставочном пространстве. Например, на одном из концертов мы играли английское барокко в выставочном зале, где была инсталляция из ветвистых деревьев, погруженных в таинственный свет, и среди них звучала прекрасная английская музыка — все совпало.
- Фестиваль расширяет границы, объединяя разные страны и города. Какие планы на будущее?
- В апреле 2020 года фестиваль пройдет в Москве в третий раз.
- 9 января в Social Club состоится премьерный показ пластического спектакля петербургского хореографа Ксении Михеевой «Гоголь. Сломанное шоу», для которого Вы создали музыку. Вдохновляет ли Вас Петербург Гоголя?
- Невский проспект, описание города Гоголем в какой-то момент очень сильно совпадало с моими ощущениями, особенно, когда я учился и бродил ночами по городу. Мы пропитаны Николаем Васильевичем насквозь, как петербургским дождем. В период работы над музыкой к спектаклю, большое значение для меня приобрели впечатления от просмотра прекрасного фильма «Женитьба», где свата потрясающе играет Борисов.
- Можно ли сказать, что звуковая палитра спектакля является его действующим лицом?
- Иногда да. Я использую некие лейт-мотивы для раскрытия образа, иду на опережение сценического действия.
- Музыка каких стилей легла в основу спектакля «Гоголь. Сломанное шоу»?
- Тот же самый минимализм, джаз, иногда немножко рока, музыка XIX века, танго и романс.
- Как рок может быть прочитан в «Женитьбе» Гоголя?
- Иногда произведение Гоголя — это предлог. Название спектакля — «Сломанное шоу» говорит само за себя — шоу там будет.
- Какого персонажа Вы играете?
- Я как альтер эго свата, который раскручивает интригу, одновременно отвечаю за все движения внутри спектакля — переключаюсь на коллективные танцы, дуэты и соло, но очень четко, точно привязан к главному герою.
Беседовала Вероника СМИРНОВА
04.01.2020
Анонсы |
-26.04.24-
-26.04.24-