• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


24.01.2020

Мультивселенная Лейфа Сегерстама

Лейф Сегерстам - человек удивительной харизмы и фантастической энергетики, выступающий во множестве амплуа – как оперный и симфонический дирижер, композитор, скрипач, пианист.

24 февраля Санкт-Петербургский Государственный академический симфонический оркестр на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии исполнит под управлением знаменитого финского дирижера Первую симфонию Д. Шостаковича и Первую симфонию Я.Сибелиуса.

Сегерстам работал как приглашенный дирижер с известными музыкальными коллективами: оркестр Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Ла Скала, а также в Баварском, Гамбургском, Кёльнском оперных домах, на Зальцбургском фестивале. В 1963 году Лейф Сегерстам закончил Академию им. Сибелиуса по специальности «дирижер», однако усердно занимался на скрипке и фортепиано. В 1962 году он выиграл конкурс пианистов им. Май Линд, а также дебютировал как скрипач. После окончания Академии, Лейф продолжил образование в Джульярдской школе в Нью-Йорке под руководством Джеймса Левайна, Леонарда Слаткина и Жана Мореля и закончил ее в 1965 году. Музыкант играет также на всех духовых инструментах.

Дебют Сегерстама как дирижера состоялся в 1963 году с оперой Россини «Севильский цирюльник» в оперном театре города Тампере. После этого Лейфа пригласили в Финскую национальную оперу, а год спустя он уже работал с симфоническим оркестром Финского радио.

В 1968 году Лейф Сегерстам продолжил свою карьеру в Шведской Королевской опере. Изначально в качестве дирижера, а затем в качестве художественного руководителя оперы. В начале 70-х годов он также работал в Дойче Опер в Берлине, продолжая профессиональную деятельность в Финской национальной опере. Сегерстам выступал со многими оркестрами, в основном, это американские, австралийские и европейские оркестры. Его творчество широко известно благодаря обширной дискографии, которая включает в себя полное собрание симфоний Блумдаля, Брамса, Малера, Нильсена и Сибелиуса, а также многие произведения Александра Скрябина и современных композиторов, таких как Джон Корильяно, Кристофер Роуз, Эйноюхани Раутаваара, Аллан Петтерссон, Альфред Шнитке…

Как композитор Лейф известен, в первую очередь, своими многочисленными симфониями. Большинство его симфоний длятся около 20 минут и исполняются в одном темпе. Более сотни симфоний Сегерстама были исполнены, некоторые записаны.

Его работы представляют собой так называемую свободно-пульсирующую композицию, которая дает музыкантам свободу ритма, а иногда и других элементов музыки. Симфонии Сегерстама, написанные после 1993 года, предназначены исключительно для игры без дирижера.

Он разработал личный подход к алеаторной композиции с помощью стиля, называемого «свободной пульсацией», в котором музыкальные события гибко взаимодействуют во времени, и этот метод композиции постоянен на протяжении всего его творчества, особенно в его «Оркестровых дневниковых листах». Этот метод был впервые использован в его Пятом струнном квартете («Квартет Лемминга»).

- Лейф, как вы планируете свой день, сколько примерно часов вы занимаетесь сочинительством, сколько дирижированием, сколько времени вы оставляете для личной жизни?

- Я вообще не планирую свой день. Сейчас дирижирую в городе Орхус в Дании, там я главный приглашенный дирижер. Я очень пожилой, но не настолько, как может показаться на первый взгляд. Если вы меня помните как старого и унылого старика, то это больше не так, я больше не ем так много и вообще не пью. Я даже похудел на 40 килограммов. Я чувствую себя так намного лучше.

- Вы с огромной скоростью пишете симфонии, сколько у вас их сегодня?

- Я очень чувствительный человек, и в моей музыке вы совершенно не найдете никаких «мозгов». Я пишу очень много музыки, на сегодняшний день у меня 337 симфоний. Я как Форрест Гамп, все бегу и пишу. Я чувствую радиацию в музыке, нескончаемую энергию. Только яркие эмоции. Моя активность в работе и жизни – это и есть музыка, так как она – моя жизнь. И выражаю свою музыку через лучший инструмент – оркестр.

- Почему вы считаете, что оркестр – лучший инструмент?

- Мы чувствуем эту невообразимую энергию музыки вместе. Эти эмоции, этот тестостерон или эстроген, когда 100 человек сидят рядом. Это как комбинация многих душ, самая настоящая мультивселенная – множество всех возможных реально существующих параллельных вселенных. Музыка – это про интим, когда между музыкантами появляется контакт, жужжание в спине, для меня это победа!

- Работа в качестве дирижера и композитора для вас равнозначна?

- Совершенно. Я тот самый Санта-Клаус, ведь я даже похож на него, посмотрите. Я появляюсь то тут, то там. Я неуловим. Сегодня даю концерт в Дании, завтра буду в Лос-Анджелесе, совсем скоро в Петербурге. Для меня не существует никаких границ. А между своими поездками я всегда успеваю писать музыку.

- Преподаете ли вы в данный момент? Как вы считаете, чем должен обладать музыкант, помимо профессиональных музыкальных качеств?

- Я знаю, что я очень хороший профессор, потому что я настоящий. Когда я говорю о природе, о чистом воздухе, о дельфинах, я подразумеваю богатство оттенков жизни и невероятную экспрессию жизни. Я учу все делать натурально, симметрично. Я бы назвал себя каллиграфическим преподавателем.

 

Беседовал Антон ИВАНОВ

Фотографии - Сейло Ристимяки 

24.01.2020



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей