• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


15.03.2020

Классика «глазами» джазовых музыкантов.

18 марта 2020 Большой Джазовый Оркестр пу Петра Востокова в Большом зале Консерватории представляет программу «Играем в классики». В первом отделении слушатели познакомятся с произведениями популярной классики в аранжировках блистательных свинговых оркестров 30-40 х-годов Гленна Миллера, Бенни Гудмана, Клода Торнхилла, Томми Дорси и Джона Кирби. Второе отделение будет посвящено джазовому прочтению музыки отечественных композиторов.

Руководитель БДО Петр Востоков рассказал корреспонденту портала «Музыкальный Клондайк» о предстоящем концерте.

Петр Востоков.  фото Ольги Карповой из личного архива П. Востокова

- Это будет наш второй полноценный концерт в Большом зале Консерватории: первый мы играли большим составом в феврале прошлого года (читайте интервью о концерте 2019 на сайте Музыкального Клондайка): тогда программа была очень серьезная и сложная, в большей степени на пересечении с классической музыкой. В этом году идея концерта заключается в исполнении популярных классических тем в джазовых аранжировках. Такому формату будет посвящено первое отделение концерта,это будет, своего рода,экскурс по «зарубежной музыкальной литературе». Вторая часть концерта будет отдана творчеству отечественных композиторов: это Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Рубинштейн. В целом, к теме аранжировок на классическую музыку мы обращаемся с самого начала творческой деятельности БДО, но в отдельную программу композиции сложились года три назад: мы за это время исполняли разные произведения, в основном, в клубах. А в Большом зале Консерватории прозвучит наиболее полная версия, в 2-х отделениях. Также у нас появилась идея сделать экскурс по портретам, украшающим БЗК. Я сам буду вести концерт и буду обращать внимание зрителей на тот или иной портрет, рассказывать о композитораях веселые истории и шутки, благо, их очень много про каждого.

- В прошлом году вы использовали в составе оркестра дополнительные инструменты: струнную группу, арфу. Что-то похожее ожидается в этом году?

 - В нашем первом концерте было 30 человек на сцене ( максимально), но в предстоящем концерте мы будем играть своим классическим составом, плюс добавим валторны и тубу, и в паре номеров будет увеличена группа деревянных духовых инструментов ( будет не 5, как обычно, а 6)., так как будут исполнены композиции из репертуара оркестра Клода Торнхилла, где расписаны партии для группы из 6 деревянных инструментов.

Вообще, надо сказать, что в 30-40-е годы существовало несколько свинговых оркестров, любивших использовать темы из классики: это уже упомянутый мною оркестр Клода Торнхилла, затем Томми Дорси, да и Гленн Миллер любил использовать эти темы. Когда мне нужно было составлять трек-листы для рекламы, я обратил внимание на тот факт, что у каждого из оркестров есть, как минимум, 10 записанных композиций такого формата.  И в целом, в первой половине ХХ века использование и переработка классических тем было распространенным явлением в джазовых оркестрах. Классические мелодии тогда были весьма популярны у публики. Например, когда речь шла о таком композиторе, как Пуччини (который умер в начале 20-х годов ХХ века), так вот, знаменитая тогда песня «Авалон» была основана на мелодии Пуччини. К мелодиям классиков обращались не для «издевательства над чем-то святым», как могут подумать даже сегодня некоторые сторонники «чистоты жанра», но это было просто использование популярных мелодий в коммерческих целях. Потому джазовые оркестры брали как основу для своих аранжировок популярные мелодии того времени, будь то темы из классической музыки или народные песни. К слову, точно также джазовые оркестры использовали мелодии из голливудских фильмов или бродвейских мюзиклов, которые не были написаны специально для джаза, как думают некоторые, но относились к жанру эстрады. Такое обращение к популярным мелодиям отражает суть и нашего концерта, построенного именно на «хитах» классики: таких, как "Венгерский танец номер 5» Брамса, или "Песня индийского гостя» Римского-Корсакова, или «Лунная» соната Бетховена.

 - Будут ли в концерте вокальные номера?

- Вокальные номера будут, и об этом надо рассказать подробнее. Сегодня мы знаем много «так называемых» джазовых стандартов, которые были написаны не для джаза, как я уже говорил. По большому счёту, это просто американские композиции: у них есть композитор и автор текста, но в основе лежат знаменитые мелодии классических композиторов. Процесс преобразования мелодии можно свести к редактированию и изменению в более «квадратную», песенную форму. Таких песен я насчитал, например, у Чайковского - пять, у Рахманинова - три, у Шопена - три, есть подобные преобразования и у Дебюсси. Причина такого изменения в сторону песенной формы та же самая - обращение к популярной мелодии, из которой сделали песню. У этих "преобразованных" произведений есть авторы, которые получают свои «авторские отчисления», но также указано, что в основе лежит произведение того или иного классического композитора. В нашем концерте прозвучит несколько таких песен. Их исполнят наши замечательные солисты - Дарья Антонова, Павел Иванов, Пётр Красильников.

- Что бы ты хотел сказать, приглашая на концерт людей от классической музыки, скептически настроенных относительно преобразования классики в джаз?

- Я знаю, что в академической музыке существует немалое количество людей, которые ревностно относятся к своей любимым произведениям, но в нашем звучании эта музыка будет представлена, как проникновение популярного пласта классики в свинговую музыку оркестров 30-40 -х годов: не надо относиться к этому легкомысленно, даже если это может напоминать музыку из мультфильмов, где используются известные мелодии, и это вовсе не значит, что это плохая музыка. А часть программы, которая связана с русской музыкой, вообще построена на серьёзных аранжировках. Например, оркестр исполнит аранжировку Гила Эванса произведения Модеста Мусоргского "Старый Замок" из его «Картинок с выставки» . Это фортепианное произведение, которое более известно в оркестровке Равеля. Если Равель мог аранжировать мелодию Мусоргского, то её смог аранжировать и серьезный джазовый музыкант и аранжировщик  ХХ века. Это будет музыка, которая даже ближе к классике, чем к джазу, но главное отличие в ней в том, что она исполняется джазовым оркестром - в ней использован джазовый инструментарий. И это не значит, что будет что-то присвингованное, танцевальное. Мы говорим "если слушателям что-то не понравится, прошу подождать пару композиций". Потому что музыка будет очень разная. Разнообразие, по-моему, это - самая важная вещь в искусстве Монотонность - это ужасно.

Беседовала Евгения Браганцева.

Концерт посвящен 250-летию со дня рождения Людвига Ван Бетховена и 100-летию Чарли Паркера. Начало концерта в 19.00

Сайт Большого Джазового Оркестра 

15.03.2020



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей