• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


25.07.2011

ГОСТЬ ИЮЛЬСКОГО НОМЕРА

 

Юрий Кочнев: «Это счастливая судьба - столько лет быть связанным с крепким российским театром»
 
Художественный руководитель и главный дирижер Саратовского академического театра оперы и балета народный артист России Юрий Кочнев является одним из самых опытных менеджеров в сфере оперного искусства. Об этом свидетельствует успешность проводимой им в течение нескольких десятилетий творческой стратегии, в которой пиетет перед традициями сочетается с терпимостью к новациям. Знаменитый дирижер делится мыслями о современном состоянии оперного искусства.
 
- Юрий Леонидович, каким образом, по Вашему мнению, сказывается на состоянии культуры общая ситуация в стране?
- Я убежден, что какой бы ни была ситуация в стране, вопрос успешности развития театра, филармонии, любого другого учреждения культуры зависит от людей, которые в них работают и сами определяют законы своей творческой жизни. Поэтому, несмотря на то, что в нашей стране ситуация достаточно непростая – и в экономике, и в политике, я бы не сказал, что это как-то отражается на жизни театра. Театр живет по своим законам, которые являются достаточно устойчивыми и определенными, и поэтому ему ничто не мешает развиваться.
- Саратовский театр несколько раз становился обладателем грантов всероссийского масштаба.
- У нас действительно были гранты на программы, связанные с приглашением ведущих солистов и дирижёров оперных театров страны. Сейчас рассматривается вопрос об учреждении гранта, связанного с повышением заработной платы. Пока у нас в стране два провинциальных оперных театра федерального подчинения. Это Новосибирский и Екатеринбургский театры. Но если в советский период зарплаты во всех театрах были одинаковые, то сейчас в эпоху рынка эти вопросы везде решаются по-разному. И для того, чтобы укомплектовать труппы и поддерживать их на достойном уровне, желательно, чтобы финансирование театров прогрессивно развивалось.
- Очевидно, эта перспектива касается конкретных коллективов.
- Это может касаться целого ряда театров. Вначале гранты получили Большой и Мариинский театры, и я думаю, что постепенно процесс должен затронуть и другие российские театры, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны с точки зрения результативности своей творческой жизни.
- И наверняка необходима инициатива с мест.
- Конечно. Но кроме инициативы нужны реальные достижения. Что касается Саратовского оперного театра, можно говорить об успешности Собиновского фестиваля, который прошел уже 24 раза, о регулярных выездах на фестиваль «Золотая маска»: за 12 лет его существования театр был его участником шесть раз. Иными словами, шесть сезонов мы были способны выпускать спектакли, которые рассматривались в числе лучших в стране. По таким результатам можно решать и какие-то финансовые и  грантовые вопросы.
- Вся Ваша творческая жизнь, Юрий Леонидович, связана с провинциальным театром. Не возникало ли у Вас желание перебраться из провинции в столицу?
- Понятие провинции можно рассматривать не только в географическом, но и в художественном планах. Так вот. И в столице нередко делаются провинциальные по художественному уровню работы, в то время как, например, в Саратове, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске - работы, соответствующие самым высоким столичным стандартам. Важно, что представляет собой человек на том месте, где он оказался волею обстоятельств судьбы и где он делает вверенное ему дело. Это счастливая судьба - столько лет быть связанным с крепким российским театром, иметь возможность создавать и поддерживать в нём стабильный творческий коллектив. Имею в виду, прежде всего, оркестр и концертмейстеров. А вот смена режиссёров, на мой взгляд, явление достаточно продуктивное для оперного театра. Режиссёр-постановщик совместно с художественным руководителем определяет концепцию спектакля, и, на мой взгляд, полезно, когда в театре работают режиссёры с различными творческими манерами и подходами к принципам актёрской игры.
- Вы, Юрий Леонидович постоянно рискуете, выбирая для постановки в руководимом вами театре очень сложные для восприятия произведения.
- Это действительно так. На нашей сцене постоянно появляются достаточно редкие названия. В их числе «Лоэнгрин» Вагнера, «Дон Жуан» Моцарта, «Возвышение и падение города Махагони» Вайля. Кстати, четверть века назад первая в стране постановка этой оперы была достаточной смелой акцией. К этим названиям можно присовокупить и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Этот спектакль был отмечен «Золотой маской».
 
- Представленную на последнем Собиновском фестивале оперу Танеева «Орестея» можно, таким образом, считать продолжением Вашей давней творческой стратегии?

- Премьера «Орестеи» - оперы, которая не ставилась на российской сцене около ста лет, важное событие, выходящее за пределы региона. Это великое произведение отечественной классики практически не исполняется. У него непростая судьба. Определенное предубеждение к этой опере существовало и у современников композитора, что было связано с непривычностью выбранного сюжета и музыкального стиля – чуть ли не первого образца неоклассицизма в эпоху, когда этого направления вообще еще не было. И труппа театра, которая обычно осторожно относится ко всяким экспериментам, увлеклась музыкой оперы, перед которой я сам ощущаю чувство восторга. Мы прошли непростой путь. Партитура чрезвычайно сложная, блистательная, а в некоторых местах - феноменальная с точки зрения оркестровки. Да и сам замысел поражает масштабом и серьезностью. Таким образом, это произведение заслуживает самого пристального внимания...

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ИНТЕРВЬЮ Валерия ИВАНОВА ЧИТАЙТЕ В ИЮЛЬСКОМ НОМЕРЕ ГАЗЕТЫ
"МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК"

ПОДПИСКА С ЛЮБОГО МЕСЯЦА ⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒

 

 

25.07.2011



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей