Новости |
Ирина Шанина про оперу
«Ангел, я и Мефистофель»
- Ирина, как появилась идея обратиться к вечной теме - истории сделки с дьяволом?
- К этой теме обращались многие литераторы, поэты, композиторы, потому что она исследует человеческие слабости. У каждого из нас есть «крючок», на который нас можно подцепить. И Мефистофель этим пользуется.
Мне показалось интересным взглянуть на традиционный сюжет несколько иначе. Во всех произведениях, где герои заключают сделку с дьяволом, они хотят что-то для себя получить. Моя героиня принимает этот вызов не для того, чтобы что-то получить. Для нее это — момент истины и проверка себя, своего внутреннего стержня.
- Как ведёт себя человек в такой ситуации?
- Существует выражение «бес попутал», своеобразное «оправдание» человеком своих неблаговидных поступков.
Когда я только начала писать либретто, я уже точно знала, что будет главной темой Зла. Когда-то в детстве я прочитала повесть «Упырь» Алексея Константиновича Толстого, и там есть эпизод гадания на книге. Знаете, когда называют страницу и строчку, а потом смотрят, что там написано. В повести главный герой читал жуткое стихотворение:
Как филин поймал летучую мышь,
Когтями сжал её кости,
Так рыцарь Амвросий с толпой удальцов
к соседу сбирается в гости.
Хоть много цепей и замков у ворот
Ворота хозяйка гостям отопрёт…
Вот оно — ключевое — «не сетуй, хозяйка, и будь веселей, сама ты впустила весёлых гостей». Зло искушает, но никаких «бес попутал» нет, ты сам принимаешь решение, и сам несешь за него ответственность.
- Какими были ваши герои изначально?
- В опере 5 главных персонажей: Маргарита, Ангел, Мефистофель, Жюль и политик Николай.
Я люблю народный, уличный театр. Когда-то, в сценарий байопика «Шаляпин», я ввела персонаж — Петрушку, который появляется время от времени, «толкая» сюжет вперёд. Ангел и Мефистофель тоже были задуманы как второстепенные персонажи, но вышло всё иначе.
С этим либретто вообще получилось не так, как обычно. Я всегда, ещё до того как начинаю писать, придумываю название. Точнее — сначала возникает название и финал, а потом уже заполняется всё, что между ними. Я писала первое действие, а у оперы не было названия. Неожиданно я заметила, что Ангел и Мефистофель уже не «роли второго плана», а самые настоящие главные герои, вот тут само собой возникло название. Что касается остальных героев, то все они, а не только Маргарита, заключили контракт с Мефистофелем, и у каждого — своя история отношений с дьяволом.
- В чём актуальность вашей работы?
- Так получилось, что именно сейчас мы все стоим перед выбором. Причём в обычной жизни мы сталкиваемся с выбором каждый день, но последствия редко бывают катастрофическими. Сегодня не так. Сегодня результатом «не того» выбора может оказаться чья-нибудь смерть.
Примеров этому по всему миру предостаточно, когда вдруг в реальной жизни начинает разыгрываться сюжет «Повелителя Мух».
Что касается нашей оперы, то есть совершенно не ангажированный «критик» — время. Как говорил герой одной книги: «люди сами сохранят всё, что нужно».
- Почему именно женщина стала главной героиней оперы?
- А почему бы и нет? Во всех ранее написанных произведениях на эту тему женщина — объект. В частности, в тех операх, где есть Маргарита (а она, замечу, есть далеко не везде), — она персонаж страдающий, Мефистофель подсовывает её Фаусту, как игрушку.
Согласитесь, что сегодня такая трактовка — женщина пассивный объект — она, конечно, имеет право на существование, но гораздо интереснее, на мой взгляд, активная личность. Вот такова и моя героиня. Когда-то именно Ева приняла от змея яблоко. Моя Маргарита подкалывает Мефистофеля, намекая на тот, давнишний случай в Раю.
Маргарита.
Ведь я не католичка,
Да, чтобы не вставать два раза —
И яблоки я тоже не люблю.
Почему Мефистофель выбрал именно её? Ведь по либретто он перебирает несколько кандидатур.
Мефистофель. Пожалуй, да. (быстро набирает что-то на планшете)
Так-так, писатель, журналист…
И имя – посмотри на имя –
Маргарита.
Ангел. Такое имя - знак судьбы.
Мефистофель. Самостоятельна и страшно одинока.
Ангел. (огорченно) Будешь ловить её иллюзией любви?
Мефистофель. (продолжает смотреть в планшет) Амбициозна,
Даже слишком.
Успехи есть,
Но ими недовольна.
Считается, что лень — двигатель прогресса. Но есть и другой двигатель — желание узнавать что-то новое. Моя героиня — активный человек. Она женщина с твёрдым характером.
- Интрига: кто ваша Маргарита?
- Несколько персонажей имеют реальные прототипы (черты характера, фрагменты биографии и даже — не поверите — некоторые диалоги взяты из моего общения с реальными людьми). Один прототип на днях написал мне, спрашивал, как дела, не болею ли я. Может быть, когда-нибудь я раскрою имена, но не сейчас.
Маргарита — собирательный образ, женщина, попавшая в непростую ситуацию. У всех моих героинь есть немножко от меня. Кому-то я «дарю» свою машину и место жительства (роман «Эвтаназия»), кому-то — непростые отношения с дальними родственниками («Девятый год Чёрной Луны»). Но главное — я всем дарю свою иронию и умение шутить, в первую очередь, над собой.
- Что вы пожелаете перед премьерой зрителю?
- Я бы пожелала зрителям быть благосклонными. Потому что у всех опер на тему «Фауста» очень сложная премьерная судьба. Зрители, пришедшие на премьеру самой популярной сегодня оперы «Фауст» Гуно, так о ней отзывались : решительно, дьявол не помогает мсье Гуно».
Материал предоставлен Пресс-службой проекта
Фото Анастасии Симбуховой и Татьяны Браткиной
07.04.2020
Анонсы |
-18.04.24-
-19.04.24-
-20.04.24-
-26.04.24-