• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


27.04.2020

МССМШ им. Гнесиных опубликовала цикл музыкальных сказок для детей

В период всеобщей самоизоляции Школа им. Гнесиных опубликовала на своем сайте и Youtube канале серию увлекательных концертов-сказок для детей – в исполнении известных артистов, с музыкальными иллюстрациями симфонического оркестра и красочным видеорядом из детских рисунков.

В серию из 10 DVD вошли концерты, открывавшие в 2011-2020 Детский фестиваль искусств «Январские вечера» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

О проекте «Сказки и музыка - "Гнесинские виртуозы"» и экспериментах в классической музыке рассказал автор идеи и художественный руководитель фестиваля, заслуженный деятель искусств России, директор МССМШ им. Гнесиных Михаил Хохлов.

— Михаил Сергеевич, на YouTube канале школы появилась серия музыкальных видео-сказок. Как возник этот проект?

— Мы уже много лет проводим Детский фестиваль искусств «Январские вечера» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.  Последние годы мы с оркестром «Гнесинские виртуозы» открываем фестиваль сказкой, состоящей из музыки, литературного текста и детских картинок-иллюстраций. Все эти концерты-представления были вживую записаны в DVD формате. Я подумал, что сейчас, когда дети с родителями вынуждены сидеть дома, мы могли бы предложить им «побывать» в Пушкинском на «Январских вечерах». Так появилась идея объединить все эти записи в один большой цикл.

— В чем его особенность?

— В этой серии кроме сказок, для которых музыка была написана специально – «Петя и волк», «Щелкунчик», есть такие, к которым музыка подбиралась мной. Это очень интересное занятие – искать музыкальные аналогии персонажам и ситуациям, описанным в сказке. При этом музыка может придать известным героям новые черты. Например, в русской сказке «Конек-горбунок» использована музыка И.С. Баха. Возможно, это довольно неожиданное сочетание, но мне показалось, что есть определенная связь между эмоциями главного героя, событиями, происходящими с ним, и музыкой великого немецкого композитора. А для характеристики фантастических образов Жар-птицы, Шамаханской царицы использованы произведения Мануэля де Фальи. В этом как раз нет ничего особенного – многие русские композиторы использовали в своих программных сочинениях этнические мотивы для внесения восточного колорита.

— На примере этой сказки можно видеть, что вы не только соединяете на первый взгляд совершенно разных композиторов — для иллюстрации одного литературного произведения, но и демонстрируете неожиданные сочетания инструментов, ведь в одном из баховских произведений звучат балалайки!

— Да, собственно, это и послужило отправной точкой. Дело в том, что Трио Менуэта из Первого Бранденбургского концерта написано автором для двух пар валторн и гобоев. Я решил заменить две валторны на две балалайки, и музыка приобрела абсолютно русский колорит. Когда в итоге слушаешь Трио Баха в такой инструментовке – возникает полное ощущение, что это вот такая стилизация «Русских попевок» Родиона Щедрина.

Сказки и музыка – «Гнесинские виртуозы» | «КОНЁК-ГОРБУНОК»

— Это в очередной раз доказательство тому, насколько музыка и искусство в целом межнациональные.

— Да, стоит внести даже несколько тембровых изменений, как вдруг оказывается, что ты перенесся в другую страну, другое время, другую этнокультуру. Возникает феноменальное ощущение переосмысления музыкального материала, оно создает какое-то особое чувство, что музыка — некий универсальный код. И хотя это в общем давно известно, тем не менее, это – словно озарение!

— На ваш взгляд, детские сказки можно иллюстрировать любой музыкой?

— Иллюстрировать, наверное, да, любой, желательно хорошей. Диапазон музыкальных иллюстраций к текстам очень широкий: барочная музыка, романтики, импрессионисты, русские композиторы, современные авторы. Даже есть одна пьеса, которую я сам сочинил – к сказке «Снежная королева». Она называется «Тролли и кривое зеркало» и звучит в тот момент, когда рассказывается про троллей, которые решили добраться до солнца и приставить к нему кривое зеркало, чтобы все люди видели мир в искаженном свете. Я никак не мог найти музыку, которая бы отражала это карабканье троллей по бесконечной лестнице вверх с зеркалом за пазухой, и решил сочинить. Получилась назойливая энергичная пьеса, немного в роковом стиле. Вообще меня привлекает синтез: когда в музыке соединяются современное ощущение жизни и классические традиции. Даже если я не подбираю разные музыкальные произведения для одной сказки, а дирижирую циклом пьес, специально написанных композитором на один сюжет, все-равно я пытаюсь приблизить ее звучание к нашей аудитории.

— Добавляете музыке, казалось бы, знакомой каждому с детства, что-то новое?

— «Щелкунчик» — настолько популярное и часто исполняемое произведение, что мне лично хочется сделать в нем что-то новое, да и наш формат литературно-музыкальной композиции отличается от балета. К одноименной сюите П.И. Чайковского я решил добавить несколько пьес из «Детского альбома», и к некоторым – вокальную партию. Певец и композитор, рок-вокалист Саша Виста удивительно тонко и эмоционально в стиле Фредди Меркьюри исполнил эту музыку. По-моему, получился интересный сплав тембров: рок-вокал и традиционный симфонический оркестр.

Сказки и музыка – «Гнесинские виртуозы» | «ЩЕЛКУНЧИК»

— В чем идея такого соединения?

— Я считаю, что дети, для которых мы все придумываем, должны почувствовать — музыка — это то, что их окружает. У них не должно возникнуть ощущение, что классическая музыка и не очень классическая – два разных мира. Музыка рождает образы, создает эмоциональный отклик. Ребятам более понятен мир, который их окружает. Поэтому важно включать в программу музыку, отражающую современный ритм жизни, насыщенный потоками разной энергии и информации.

— Музыка композиторов ХХ века многослойна и достаточно сложна к восприятию. Дети к ней готовы?

— Думаю, дети вообще ко всему готовы. Музыка – искусство, которое доставляется напрямую в эмоциональную сферу человека. В этом смысле дети, пожалуй, готовы даже больше, чем взрослые. У них нет предвзятости и отгороженности. Они более открытые и восприимчивые к миру и пока не знают, что его нужно понимать. Они его просто чувствуют и впитывают. Совершенно не нужно, чтобы после прослушивания сложной психологической музыки, дети рассуждали об экзистенциальных проблемах. Просто при регулярном общении с музыкой, спустя пять, десять лет они будут просто по-другому чувствовать и воспринимать этот мир. Он станет для них богаче, разнообразнее, насыщеннее…

— А еще вы знакомите детскую аудиторию с музыкальными инструментами.

— Перед началом наших музыкально-литературных представлений я представляю ребятам инструменты симфонического оркестра. Мне кажется, это такой важный познавательный и просветительский момент, который к тому же очень занимателен для детей. Яркий пример – симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк», где каждый инструмент характеризует своего героя. Тембр, интонация, характер, громкость фразы – это о чем? О музыке или о людях?  Все это – элементы универсального языка, распознавать который мы учим наших юных слушателей. И это уже не сказки!

Беседовала Екатерина КЛЮЧНИКОВА

Фотографии предоставлены пресс-службой школы

27.04.2020



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей