Новости


Подписаться на новости


31.07.2020

Нота и цифра в Доме Гоголя

Любители музыки и профессиональные музыканты получили возможность оперативного поиска и доступа более чем к 15 644 электронным нотным текстам сольных и хоровых произведений, а также детской музыкальной литературе. Дом Гоголя перевел в цифровой формат нотно-музыкальную картотеку, которая создавалась с 1974 года и содержит уникальные нотографические материалы. Теперь в электронном формате представлены библиографические записи и прикрепленные к ним нотные тексты. Существенно расширилась функция поиска: произведение можно искать по автору, названию или редакции, а также на разных языках. Перевод традиционной бумажной картотеки в цифру происходил при поддержке Департамента культуры столицы.

О новом ресурсе рассказывает Марина Вячеславовна Щавьева – заведующая нотно-музыкальным отделом Дома Гоголя.

- Марина Вячеславовна, расскажите, когда образовался нотно-музыкальный отдел? Как формировались его фонды?

– Отдел начал создаваться в 1974 году. За год до этого Дом Гоголя – гоголевская библиотека, в том виде, в котором она тогда существовала, – открылась в здании по адресу: Никитский бульвар, дом 7 А. В 1974 году мы получили значительную часть нот из фондов Библиотеки имени Ленина. Это было то «первоначальное ядро», на основе которого и создавался нотно-музыкальный отдел. Потом стали добавляться всевозможные источники поступлений: государственные пополнения-закупки в советские времена; дарения, когда люди отдавали свои нотные библиотеки в дар.

Сейчас мы работаем с большим количеством издательств не только в России – в Москве и Санкт-Петербурге, но и за рубежом: с немецкими, венгерскими, итальянскими издательствами. Несколько раз в месяц мы просматриваем их прайс-листы и выбираем то, что нам необходимо, – это очень серьезные пополнения фонда. Приобретаем также ежемесячные новинки от издательств «Юргенсон», «Музыка», «Композитор» и других современных издательств, которые печатают нотную литературу. Фонд обновляется постоянно.

- Почему ноты из Ленинки были переданы именно в Дом Гоголя?

– Основа этого решения, как я думаю, имела «географическую подоплеку». Буквально через дорогу от нас – Гнесинские училище и Академия. В двух шагах – музыкальное училище при Московской консерватории и сама консерватория. Совсем близко РАТИ, а также музыкальные театры, всевозможные артистические коллективы, участники которых являются нашими постоянными читателями.

- Как возникла идея библиографической базы данных «Вокал и хор»? Почему именно эти жанры?

– Когда был создан наш нотно-музыкальный отдел, стали формироваться картотеки справочного характера, которые отслеживали нотные сборники именно по этим направлениям: сольное и хоровое пение, а также детская музыкальная литература. Это были три больших картотеки, которые велись постоянно. Когда появились технические возможности, мы приняли решение перенести всё в цифру. Таким образом, мы существенно облегчили сложные поиски и запросы, которые постоянно возникали у наших читателей. Ведь к нам приходят разные люди: это и меломаны, и студенты музыкальных училищ и вузов, и, конечно, музыканты-профессионалы. Сейчас есть возможность помочь всем. К примеру, человек просит найти песню из старого кинофильма, оперы или телеспектакля. Сотрудники Дома Гоголя могут дать развернутую справку буквально в течение нескольких минут. Иногда мы находим очень редкие издания! Такие запросы часто бывают у хормейстеров, студентов хоровых факультетов училищ и вузов. Для них, например, очень важно найти именно ту аранжировку, переложение или произведение, написанное для определенного состава хора. Вы также можете задать в поиске вопрос и на разных языках – все можно найти сразу в несколько кликов!

- Что преобладает среди оцифрованного материала?

– Это, как я уже сказала, сольная, хоровая музыка и детская музыкальная литература. Общее количество библиографических записей, переведенных с бумажных носителей в электронную версию в системе «МЕГА-ПРО» – 80 838 экземпляров. На июнь 2020 года количество полнотекстовых файлов оцифрованного нотного текста произведения в формате pdf и в системе защищенного просмотра у нас – 15 644 единиц.

- Как решаются вопросы с правообладателями?

– Мы не имеем права выложить полный нотный текст в открытый доступ: по договорным обязательствам с технической базой, которую предоставляет библиотечная система, мы даем только просмотр, скопировать текст нельзя.

- Что нужно для того, чтобы воспользоваться базой данных?

– Просмотреть нотный текст полностью может только читатель нашей библиотеки. А узнать о наличии каких-то нотографических материалов может любой человек. Для этого нужно просто зайти в электронный каталог.

В настоящий момент в московских библиотеках происходит переход на единую централизованную систему. Но наша база сейчас доступна полностью.

- А если нужно получить экземпляр нот на руки?

– Если у вас имеется единый читательский билет, вы можете прийти к нам и зарегистрироваться. Если у вас такового нет, вам необходимо прийти к нам с паспортом записаться и получить ноты. Мы также делаем для читателей ксерокопии изданий, если произведения редкие. В учебных целях мы имеем полное право выдавать ксерокс небольшого произведения для работы.

- В фондах «Дома Гоголя» и в базе данных имеются ноты для домашнего музицирования. Почему на «Юргенсоновских чтениях» доклад на эту тему назывался «Нет розы без шипов»?

– Это очень интересная область нотных материалов нашего фонда. Ноты для домашнего музицирования, которое было  каждодневным досугом, это – популярная музыка рубежа XIX-XX вв. Когда проводился концерт известного исполнителя или проходила премьера оперы, «рейтинг популярности» того или иного музыканта поднимали за счет издания небольших фрагментов (или произведений) из его репертуара: например, Надежды Плевицкой, Вари Паниной, Федора Шаляпина. Ноты были очень красиво оформлены, имели изящно выполненную обложку в стиле модерн. То есть, это была своего рода реклама.

А сейчас – это актуальное направление исследований в музыковедении. И для тех, кто сейчас изучает этот пласт музыкального искусства, – неисчерпаемое поле деятельности! Все издания отражают характерные тенденции в исполнительстве, дают некую панораму музыкальной культуры того времени в целом.

Мой доклад «Нет розы без шипов» –  попытка рассказать, какие издания начала XX века были наиболее востребованы и показательны. «Нет розы без шипов» – произведение популярного тогда композитора Якова Пригожего. Оно точно определяет суть изданий того времени: наполнение обложки очень информативно: использованы несколько видов шрифтов и даже рекламные слоганы. Также весьма оригинально и декоративное оформление! Популярность исполнителей этого произведения была настолько велика, что обеспечивала кассу продажи таких нот на все сто процентов. Такие ноты – необыкновенное свидетельство музыкального наполнения домашних вечеров. Именно поэтому мы и приняли решение, выделить все эти ноты в отдельное направление. Нам хотелось сделать что-то свое и не совсем обычное. Конечно, такая база – для очень узкого круга ценителей искусства, но это очень интересно!

- Есть ли у вас любимые произведения в этой базе?

– Мне очень нравятся издания, о которых я только что рассказывала. Они настолько необычны, что заслуживают особого, пристального внимания. А представление этих нот в электронном виде даёт возможность самому широкому кругу посетителей познакомиться с ними.

- Вы общаетесь нотно-музыкальными отделами других библиотек? Имеется ли у них практика оцифровки?

– Есть много людей, занимающихся серьезными научными изысканиями именно в издательской области. Мы постоянно сотрудничаем с нотно-музыкальными отделами московских библиотек и издательств, часто консультируем наших коллег по разным вопросам. Работаем с библиотеками Московской консерватории, библиотекой Добролюбова и Боголюбовской. Но в каждом учреждении – свои нюансы, и насчет оцифровки фондов, наверное, лучше расскажут сотрудники этих библиотек.

- Бывают ли в «Доме Гоголя» музыкальные вечера с исполнением произведений из фондов?

– В Доме Гоголя постоянно проводятся всевозможные литературно-музыкальные вечера и концерты. Очень часто бывают востребованы наши ноты, мы обеспечиваем ими программы того или иного музыкального вечера.

- Что в ваших планах?

– Наша электронная картотека работает постоянно. В планах – расширять и обогащать её дальше. Она необходима всем музыкантам и любителям искусства.

 

            Материал и фотографии предоставлены пресс-офисом
Департамента культуры города Москвы

31.07.2020



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей