Новости


Подписаться на новости


04.09.2020

Владиславу Булахову — 60 ! …Чтоб дух пылал!

В марте 2020 года дирижёр Московского камерного оркестра «Времена года», Заслуженный артист Российской Федерации Владислав Булахов отметил юбилей, в рамках празднования которого запланировано проведение нескольких концертов. Один из них состоится в Малом зале Московской консерватории 8 сентября

В честь этого события, предлагаем вашему вниманию монолог маэстро, затрагивающий важные этапы его жизни. 

Детство
 
Моё детство во многом предопределило будущее. Хорошо помню наш дом, в который расселили преподавателей Краснодарского института культуры. То был звучащий дом:  инструментальная и хоровая музыка, и, конечно, всевозможные обсуждения творческих процессов. Всё это позволило мне с детства находиться в среде.
Скрипку для меня выбрал папа, Игорь Леонидович; в своё время он мечтал быть скрипачом, но в сложный послевоенный период в музыкальной школе в Дворце пионеров г. Иркутска ему была предложена только домра.  Поэтому вопрос о выборе инструмента для меня не стоял. Конечно, как любому ребёнку,  не всегда хотелось заниматься, особенно когда за окном – футбольное поле, но со временем моим учителям удалось увлечь меня и пробудить искреннюю любовь к инструменту.
С 14-15 лет благодаря папе, который был дирижёром, я играл с народным оркестром института культуры произведения Моцарта, Крейслера, Торелли. Специально для таких выступлений отец делал аранжировки.
Именно тогда я начал приобщаться к профессиональной жизни: репетиционная и концертная практика с оркестром, записи на радио и телевидении. Так постепенно формировалось трепетное и возвышенное отношение к музыке и искусству.
Мама, Нина Васильевна, всё моё детство занималась укреплением здоровья, регулярные занятия спортом очень помогли мне в будущей профессии концертирующего артиста, в которой выносливость и умение распределять силы и время крайне необходимы.
 
Годы ученичества
 
С огромной благодарностью вспоминаю всех моих учителей, которые научили меня играть на скрипке.
Это учитель ДМШ №1 г. Краснодара Михаил Наумович Пропищин.
Профессор ГМПИ им. Гнесиных  Леонид Петрович Булатов.
Выдающиеся «квартетисты» Ярослав Павлович Александров и Валентин Александрович Берлинский.
Но особо я хотел бы вспомнить моего учителя по музыкальному училищу –  Романа Леонидовича Леонидова.
Между собой мы называли его Рома! Сам он прекрасно играл на скрипке.
Роман Леонидович серьёзно и глубоко занимался методической деятельностью, учил нас осмысленно разбирать и прорабатывать нотный материал. Он был очень мягким преподавателем, но при этом занятия выстраивал очень системно. Роман Леонидович стремился развить наше фантазийное, образное и ассоциативное мышление, что неудивительно, ведь он был писателем-фантастом. Через много-много лет мы встретились на сцене муниципального зала Краснодара, где Р.Л. Леонидов исполнил с оркестром «Времена года» Испанскую сюиту Мануэля де Фальи!
 
С раннего возраста мы с родителями ходили в филармонию. В Краснодар регулярно приезжали большие известные музыканты: М. Ростропович, М. Яшвили и др. Одно из самых ярких впечатлений во время моей студенческой жизни – концерт джаз –роковой группы «Арсенал» под управлением Алексея Козлова в переполненной филармонии, это было грандиозное событие.
В музыкальном училище был очень достойный симфонический оркестр, руководил им директор училища Воронцов Владимир Лазаревич. Оркестр регулярно привлекали в филармонические концерты. Несколько раз в году мы аккомпанировали московским пианистам, среди них А.Г. Скавронский и А.Г. Бахчиев – это была великолепная школа подготовки будущих профессиональных артистов оркестра. Через несколько лет, уже будучи артистом камерного оркестра п/у Игоря Жукова, мы регулярно сотрудничали с этими артистами на московских концертных площадках.
Возможно, в те далёкие студенческие времена и возникло осознанное желание заниматься оркестровым музицированием.
Дирижёром я стал благодаря маме, именно она обратила моё внимание на эту область музыкального искусства и настоятельно рекомендовала начать занятия с папой. Я прислушался к её мнению, и мы начали работать с нуля: познавать дирижёрские азы- учить «сетки» (дирижёрские жесты), заниматься постановкой рук, ног, головы и корпуса. Вот тут-то мне очень помогли регулярные занятия спортом и хорошая координация, которая позволила  быстро закрепить ощущения свободы движений.
Игорь Михайлович Жуков и Новый московский камерный оркестр
 
В 1983 году мы с коллегой попали в Новый московский камерный оркестр под управлением Игоря Михайловича Жукова. Начался новый этап: каждый день во дворце культуры «Калибр», где находилась репетиционная база, мы разучивали произведения самых разных эпох и направлений. Игорь Михайлович Жуков был стратегом с глобальным мышлением, именно он научил меня вести профессиональную концертную жизнь, составлять программы, грамотно просчитывать репертуар.
Мы стали свидетелями удивительного периода: ведь в первой половине 80-ов годы были созданы камерные оркестры, многие из которых существуют и по сей день! Мы работали в условиях серьёзной конкуренции. И.М. Жуков всегда старался выбирать особый репертуар, отличающийся от репертуара других коллективов.  Вспоминаю один из первых концертов: подготовка программы к юбилею Ю.И. Янкелевича, на котором мы познакомились с Л. Амбарцумяном, А. Брусиловским, В. Ланцманом, И. Бочковой, В. Ивановым, Л. Дубровской. Это было удивительно. Ведь мы знали эти фамилии, студентами следили за их конкурсной жизнью, это были артисты высочайшего уровня, а тут вдруг они «делят» с тобой одну сцену.
 

 
Начало самостоятельного пути. Создание оркестра
 
В начале 90-х годов мы решили отправиться в самостоятельное плавание и попробовать создать свой оркестр. Принять решение покинуть родной коллектив было очень непросто.
С коллегами-единомышленниками Л. Рыжовой, О. Албеговой, В. Саралидзе, В Клеметьевым , М. Карнауховой, Н. Бобровой и С. Асташонком  мы провели несколько бурных организационных встреч и приступили к работе. 
Удивительным образом, благодаря Стасу - моему уже покойному брату, и доброй воле директора Ирины Альфредовны Холодарь, удалось найти бесплатную базу в доме культуры «Созидатель» при ДСК-1. Нас поддержал и всячески поддерживал заместитель генерального директора Владимир Михайлович Мишин. У нас были помещения, репетиторий, инструментальная комната, пульты, место для хранения библиотечного фонда. Сейчас я понимаю. что без этой материально-технической составляющей вряд ли бы что-то получилось. 
Конечно, это было рискованное и экспериментальное время, впереди была неизвестность. Но у меня была надёжная опора – в самый сложный начальный период меня поддержала семья-Надежда, Полина и Алина; это давало силы и вдохновение двигаться вперёд.
В первые годы нашего существования необходимо было уловить, какое направление развития мы выбираем. Аутеничных музыкантов было немного, специалистов по старинной музыке тогда можно было пересчитать по пальцам. На другом поле уже существовали коллективы, сконцентрированные только на исполнении сочинений современных авторов. Свободной оставалась «хитрая» ниша: стать универсалами. Несколько лет мы набирали большой разнообразный репертуар, который помог нам стать универсальным оркестром.
В первом концерте звучали сочинения А. Вивальди, И.-С. Баха, где я ещё играл на скрипке. В конце марта 1994 года Центральный дом художника принял нас, в течение следующих десяти лет там отмечали день рождения оркестра. Одну из первых программ мы сыграли в Большом зале консерватории с В. Ланцманом, он исполнял скрипичные концерты А. Вивальди «Времена года». Именно после этого концерта оркестр обрёл своё имя.  
Последующие концертные сезоны подарили нам общение с выдающимися исполнителями – В. Пикайзеным, В.Ивановым, Л.Амбарцумяном, М.Уткиным, А. Бондурянским, З.Игнатьевой, Н.Штаркманом, Т.Махмудовой, Г.Мирвис,  В.Поповым, Б. Петрушанским, И. Монигети, П. и М.Федотовы и др. 
Не могу не вспомнить молодых восходящих звёзд-будущих больших музыкантов, которые приобретали опыт игры с оркестром «Времена года» и выступали с нами: виолончелисты С.Антонов и А.Бузлов, скрипачи Г.Муржа и А.Тростянский, духовики Е.Петров и О. Ивушейкова.
Тогда же состоялось знакомство нового коллектива с современными авторами: М.Б. Броннером, Е.И. Подгайцем, А.В.Чайковским, С.В.Жуковым ,Е.В. Кожевниковой, Ю.Е. Гальпериным.
На репетициях мы много времени уделяли ансамблевому взаимодействию, разнообразному и качественному звучанию, проработке хороших и внятных музыкальных диалогов. Думаю, что яркая отличительная черта оркестра «Времена года» – умение быть хорошим аккомпаниатором, быть удобным и чутким для любого солиста – будь то ученик школы или артист мирового уровня.
 
Концерты, гастроли
 
За двадцать пять лет мы сыграли более тысячи концертных программ и выбрать самые я – очень непростая задача. 
Не могу не упомянуть концерты с Зурабом Лаврентьевичем Соткилавой, который предложил нам исполнить цикл камерных песен Дж. Верди. Отец специально написал аранжировки для этих выступлений. На протяжении нескольких лет мы с огромным успехом исполняли их в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Грузии и на Украине.
И, конечно, всегда остаются в памяти концерты в Большом зале консерватории, каждый из них –  незабываемый и ценный опыт.
География гастрольных поездок у оркестра весьма обширна. Уже через полтора года после рождения нас пригласила в Германию Н. Консисторум – пианистка и хозяйка артистического салона в Ганновере. Затем последовали поездки в Италию, Францию, Словению, Тайвань, Грузию, Латвию, Китай и вновь в Германию и Францию.
Сейчас мне вспоминается гастрольная поездка в Шотландию, тур включал концерты в островной части страны. Наши выступления проходили в старинных соборах, там, где до этого не играли русские музыканты. Везде была особая, тёплая публика, и наша работа становилась практически миссионерской и приобретала новые смыслы.
 
Фестиваль
 
В 2001 году после гастролей  в Италии продюсер нашей поездки Массимо Мерчелли спросил: «Почему у вас нет своего фестиваля?». И вот уже почти 20 лет – Международный Музыкальный Фестиваль «Времена года» – это наша гордость! Я получаю огромное удовольствие от самой главной идеи – переплетения музыкальных культур. C 2002 года Международный Музыкальный Фестиваль «Времена года» путешествует по городам нашей страны: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Краснодар, Сочи, Горячий Ключ, Новороссийск, Ейск и ВДЦ «Орлёнок» ежегодно приветствуют Фестиваль. Сегодня можно уверенно сказать: он нашёл своё место в океане культурных событий этих городов. Нам приятно, что идея Фестиваля «Времена года» – музыка как связующее звено между национальными культурами разных стран – находит отклик в сердцах публики. 
В гостях у Фестиваля уже побывали музыканты из Аргентины, Армении, Британии, Германии, Дании, Испании, Индии, Италии, Китая, Латвии, Мексики, Норвегии, Польши, Франции, Эстонии, Швеции и Японии. Фестивальные афиши украсили и российские первоклассные солисты: И. Чуковская, Р. Замуруев, Н. Богданова. Е.Вознесенская, Р.Комачков, Е.Семёнова, В.Носовская.
Благодаря им фестивальная жизнь наполнена яркими событиями, ведь «Времена года» – это всегда фейерверк впечатлений, тем, образов, новых имён, сочинений! 
Мы соединяем невидимые нити между культурами разных стран и эпох, дающие каждому возможность пережить прекрасные мгновения, которые дарит нам Её Величество МУЗЫКА!
 
 

 
Современная музыка
 
Современная музыка занимает важную главу в нашей репертуарной книге. Этим вирусом я заразился от И.М. Жукова и фестиваля «Московская осень». Думаю, что именно современная академическая музыка в разных стилевых и жанровых проявлениях сделала меня дирижёром. Такие сочинения требует высокой дирижёрской техники. Мы исполнили сотни новых сочинений, в том числе редкозвучащие даже в Европе, а в России практически не исполняемые. Почти в каждой программе было заявлено премьерное сочинение. В буклете, посвящённом двадцатипятилетию оркестра, есть список произведений, впервые прозвучавших в рамках Фестиваля; список насчитывает более шестидесяти опусов современных российских и зарубежных авторов.
Работа с современным сочинением включает в себя не только предрепетиционную и репетиционную подготовку, но и некую идеологическую работу. Порой необходимо преодолеть туман и безразличие в глазах – как исполнителей, так и слушателей необходимо увлечь сочинением и убедить в его ценности и интересности именно для них.
И, пожалуй, самое главное – это общение с авторами. Мне очень повезло, что на творческом пути были потрясающие встречи с современниками – классиками А.Я. Эшпаем, К. С. Хачатуряном, Ю.М. Буцко,  Р.К. Щедриным,  С.Р. Леденёвым ,Е.Д. Догой, Т.А Чудовой, ,В.Г.Киктой и др.
 
Работа с детьми и молодёжью
 
В середине 1990-х годов мы создали абонемент на базе ДМШ №77. Эту идею поддержали директор В. Г. Кибизов и заведующая фортепианным отделом С.Е. Занина.
В рамках абонемента учащиеся школы могли попробовать свои силы в качестве солистов и обрести практику игры с оркестром. Кого-то из них этот опыт вдохновил на путь профессионального музыканта. Другие же полюбили музыку и в дальнейшем стали подготовленными слушателями. Иногда после концертов подходят молодые люди и напоминают, что пятнадцать лет назад играли с нашим оркестром. 
Постепенно детское направление расширялось и росло, выходило за пределы Москвы: в разные годы проводились концертные программы в Краснодарском крае, Белгородской, Воронежской, Липецкой, Нижегородской, Рязанской  и Тверской областях. 
Одним из итогов этой работы стала Летняя школа в г. Ейске на базе ДШИ с потрясающим директором Е.В.Ивахненко – грантовый проект  Президента РФ «Азов: территория талантов». Он имеет ряд отличий от других творческих школ, назову одно из них: в рамках образовательной программы на неделю создаётся оркестровый класс, в который садятся двадцать незнакомых детей из городов и станиц, с разным уровнем знаний и подготовки. И в течение этой недели они пытаются (как правило, весьма успешно) стать единым коллективом и выдать результат совместной деятельности на гала-концерте с большой программой на 50 минут. 
 
Театральная жизнь
 
Театральная жизнь меня сильно увлекает своей необычностью, волшебством,  неординарностью и нежизненностью. Это всегда сказочные, фантазийные вещи.
Мне повезло работать с разными театральными жанрами, режиссёрами, певцами. Кажется, я уже безвозвратно театральный человек.
Уже в начале моей дирижёрской карьеры были исполнены мини-оперы «Служанка госпожа» Перголези и «Бастьен и Бстьенна» Моцарта, оперы «Аптекарь» Гайдна и «Федул с детьми» Мартина-и Солера и Пашкевича (реж.А.Великотная), «Не только любовь» Щедрина (реж.В.Хотулёв) и «Человеческий голос» Пуленка, «Телефон» Менотти» (реж.Н.Макгауан) и «Аптекарь и психотерапевт» Подгайца (реж.Е.Василёва). Для детской аудитории мы неоднократно исполняли мюзикл Е. Агабабовой «Магистры времени» (реж.И.Орлов).
На сегодняшний день апофеозом моей оперной практики стали регулярные  исполнения на протяжении пяти концертных сезонов самых известных опер в Липецкой областной филармонии. Я очень благодарен директору филармонии Н.Н. Мекаевой, художественному руководителю Н.Г. Сосновской и блестящему концертмейстеру Л. Пличко за возможность прикоснуться к оперным шедеврам!
А ещё есть мечта сделать театр: оркестр-театр, в котором артисты-музыканты становятся активными соучастниками действа, они выходят за пределы оркестровой ямы, делят  мизансцены, играют небольшие роли. Кажется, сейчас для этого лучшее время: отношение и восприятие артистов к новым, непривычным им формам самовыражения стало гораздо более лояльным и лёгким, чем десять лет назад, они с радостью включаются в решение новых для себя задач. 
И эта мечта уже начинает воплощаться в жизнь. В 2002 году в большом зале Санкт-Петербургской филармонии мы познакомились с режиссёром оперного детского театра Ad libitum Анной Великотной. Эта встреча ознаменовала некое пересечение творческих дорог: в дальнейшем мы поставили и исполнили более десятка разных оперных спектаклей в Москве и Санкт-Петербурге.
 
Кредо 
 
Мне кажется, люди творческих профессий делятся на спринтеров, бегунов на средние дистанции и марафонцев. Думаю, что я марафонец, бегущий  вперёд в своем темпе на крейсерской скорости, в постепенном развитии  выбранного направления.
Музыка – это дар. Дар, который нужно беречь, сохранять, приумножать и нести  людям во всей её красоте. 
Для того, чтобы появилось одно гениальное произведение – должно быть создано десять первоклассных, тридцать очень хороших и сотни просто хороших. Поэтому музыкальной культуры во всех её выражениях должно быть много: оперы, симфонии, концерты, новые синтетические жанры – для всего найдётся своя публика. И в этих разнообразных проявлениях запечатлевается наша жизнь – бесконечно изменчивая и прекрасная.
 
Звено в звено и форма в форму. Мир
Во всей его живой архитектуре -
Орган поющий, море труб, клавир,
Не умирающий ни в радости, ни в буре.
(Н. Заболоцкий. Метаморфозы)
 
Благодарности руководству и спонсорам
 
Искренне благодарю руководителей ГБУК «МОСКОНЦЕРТ»
 
Генерального директора Александра Григорьевича Беленьким, его заместителя Олега Юрьевича Янковского, Льва Владимировича Полосина и Марину Лебедеву, которые являются нашими филармоническими руководителями, главного редактора Е. Агабальянц и администраторов Т. Жидкову, О. Алифанову.
Все они помогают и поддерживают МКО «Времена года»!
История музыкальной культуры –это история меценатства. Мне и нам повезло, что на нашем творческом пути встретились люди и фирмы, которые понимают и ценят и поддерживают нашу деятельность.
Всем им низкий ПОКЛОН И ПРОЦВЕТАНИЯ!
 
Информация предотавлена 
ГБУК «МОСКОНЦЕРТ»

 

04.09.2020



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей