• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


02.10.2020

Дмитрий Воронцов: «В брасс-ансамбле мастерство каждого исполнителя выходит на качественно новый уровень»

Пандемия внесла коррективы в жизнь многих творческих коллективов. В первую очередь, это коснулось оркестров. Теперь достаточно трудно выступать полным составом, а зрительный зал, судя по всему, еще долго не заполнится до аншлагов. В такой непростой период Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр придумал выход – создание Брасс-ансамбля под руководством заслуженного артиста России, солиста Мариинского театра Дмитрия Воронцова.

Брасс-ансамбли, состоящие из исполнителей на медных духовых инструментах, имеют давнюю историю. В переводе с английского слово «brass» означает «латунь», это особый сплав, из которого делают многие медные духовые. Первые произведения для духового ансамбля создавались еще в эпоху Возрождения, к числу предшественников брасса можно отнести и британские духовые оркестры, и традиционную музыку Балкан, и новоорлеанский джаз. Расцвет медных духовых в академической музыке начался в XIX столетии, в музыке Бетховена, Берлиоза, Вагнера. А в последние десятилетия брасс завоевал позиции самостоятельного музыкального жанра, стремительно набирающего популярность в мировой концертной практике. Первыми ласточками стали брасс-ансамбли Чикагского симфонического и Нью-Йоркского филармонического оркестров, сейчас всемирной известностью пользуются ансамбль Phil Blech Vienna оркестра Венской филармонии, «Лондон-Брасс», брасс-ансамбли Большого и Мариинского театров и многие другие коллективы. Репертуар брасс-ансамблей складывается из произведений, специально написанных для этого состава, и обработок (каверов) известных музыкальных номеров, от барокко до современности, обретающих новое звучание в тембре медных духовых. Концерты брасс-ансамблей становятся настоящими праздниками музыки: ведь на медных духовых можно играть все что угодно – от классики и военных маршей до саундтреков, латины и техно.

С Дмитрием Воронцовым беседует корреспондент «Музыкального Клонлайка» Антон Урбан.

- Создание ансамбля было вызвано только лишь пандемией или этот коллектив задумывался давно?    

-  Год назад директор оркестра Елена Анисимова предложила мне провести несколько репетиций с исполнителями на медных духовых инструментах, поскольку была наслышана о том, что за время моей работы в Южной Корее мне удалось поднять уровень медной группы оркестра на качественно другой уровень. Действительно, я имею большой опыт педагогической работы, в том числе с брасс-ансамблями, и мне это предложение показалось интересным. Уже после первых репетиций стало ясно, что уровень музыкантов СПб ГАСО достаточно высок. И пришла мысль о создании отдельного брасс-ансамбля из музыкантов этого оркестра, тем более что этот жанр достаточно слабо популяризирован в нашей стране, в отличие от многих стран Европы и Америки. При этом русская музыкальная культура имеет больше количество произведений, созданных отечественными композиторами высочайшего художественного уровня. Достаточно упомянуть фамилии Н А Римского-Корсакова,  Н. Черепнина, Ф. Гомилиуса, О. Облова.

А собственно пандемия лишь показала правильность подобного начинания, когда не всегда возможно репетировать или играть концерты полным составом оркестра. При этом индивидуальное мастерство каждого исполнителя выходит на качественно новый уровень, что, в свою очередь, благоприятно отражается на звучании группы медных духовых инструментов в оркестре.

- Сколько медных духовых инструментов представлено в новом ансамбле?

- В нашем первом концерте приняли участие несколько самостоятельных ансамблей, состоящих из основных инструментов медной группы симфонического оркестра: валторна, труба, тромбон и туба.

-  Лично для вас это стало важным событием?

-  Более 25 лет назад в оркестре Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева мы создали брасс-квинтет, и с этого началась история развития брасс-ансамблей внутри театра при полной поддержке маэстро. Например, концерт квартета валторн в Германии прошёл с огромным успехом и  вызвал большой общественный резонанс в музыкальном мире. Концерты состоялись во многих странах мира и городах России, а брасс-квинтет театра сделал много аудиозаписей и со временем превратился в ансамбль, так называемую брасс-десятку, концерты которого регулярно проходят в Мариинском театре. Работа с музыкантами оркестра СПб ГАСО стала органичным продолжением всей моей творческой деятельности.

- Помимо того, что вы солист оркестра Мариинского театра, доцент Санкт-Петербургской консерватории, вы будете руководить  новым коллективом. Как думаете, получится ли успеть везде?

- Почти 30 лет я являюсь солистом группы валторн Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева – одним из самых выдающихся дирижёров современности, человеком, обладающим поистине нечеловеческой энергией и всего себя отдающего творчеству. Получив подобный опыт работы, могу сказать, что вся  моя творческая жизнь несётся в стремительно быстром темпе, где нет времени для сомнений - смогу я или не смогу.

- Какие планы у Брасс-ансамбля на будущее, после открытия концертного сезона СПб ГАСО, которое состоялось  27 сентября во Дворце Белосельских-Белозерских?

- На концерте-презентации медной группы Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра произведения исполнены небольшими камерными ансамблями и даже одно произведение - в сопровождении симфонического оркестра. Тем самым, на нашем первом концерте мы знакомим публику с различными тембрами медных духовых инструментов. А в дальнейшем планируется слияние этих ансамблей в один большой брасс-ансамбль, что откроет новые перспективы, как для оркестра, так и для каждого музыканта-участника ансамбля.

А 4 октября состоится долгожданная встреча СПб ГАСО со своими слушателями! Впервые после долгого перерыва и изоляции оркестр дает большой симфонический концерт. За дирижерским пультом художественный руководитель коллектива, заслуженный артист России Александр Титов. В программе - два шедевра симфонической классики. Прозвучит популярная Серенада для струнных Петра Ильича Чайковского - одно из самых светлых, радостных и жизнеутверждающих произведений гениального русского композитора. Во втором отделении - музыкальное приношение к 250-летию титана классической музыки Людвига ван Бетховена, юбилей которого отмечает в этом году весь музыкальный мир. Будет исполнена его Восьмая симфония, репертуарная редкость, напоминающая о творениях предшественников великого мастера - Гайдна и Моцарта. 

Беседовал Антон УРБАН

02.10.2020



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей