• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


11.12.2020

Алексей Пузаков. Иная реальность

В 2021 году Московскому Синодальному хору исполняется 300 лет. Хор был образован в 1721 году указом Петра I. Намечен ряд мероприятий, фестивалей, научных конференций, посвящённых этой солидной дате. Мы поговорили с художественным руководителем и главным дирижёром коллектива, заслуженным артистом России Алексеем Пузаковым о грядущем юбилее коллектива и о роли христианства в современном искусстве.   

Алексей Пузаков. Фото Владимир Асмирко

О юбилее

- Алексей, как Московский Синодальный хор пережил весенние ограничения, связанные с пандемией? Как сейчас переживаете второй этап ограничений?

- Что касается концертной деятельности, то концерты, которые должны были состояться в залах, мы провели в онлайн формате. Конечно, полностью отменились зарубежные поездки. Тем не менее, хор не был распущен и не простаивал. Хор участвовал и в богослужениях, и в концертных выступлениях, но в той форме, которая была доступна и разрешена на тот момент, с соблюдением санитарных норм. И сейчас ещё ограничения продолжаются. Но мы стараемся не оставлять наше дело, используя все возможные разрешения.

- Когда будут следующие концерты?

- Планируется концерт на открытие XI Рождественского фестиваля духовной музыки, который традиционно проходит в Московском международном доме музыки. Концерт должен состояться 14 января, на праздник святителя Василия Великого и на старый Новый год. Также это день архиерейской хиротонии митрополита Волоколамского Илариона. Мы надеемся, что он найдёт возможность посетить этот концерт, который будет посвящён трёхсотлетию Московского Синодального хора.

- Зарубежные концерты, приуроченные к этой дате, планируются?

- Мы не можем планировать что-то определённо. Предполагается, что когда будет снят международный карантин, мы обменяемся концертными программами с Папской музыкальной Сикстинской капеллой. Они выступят в Москве, а мы - в одной из папских базилик Ватикана. Мы уже несколько раз давали совместные концерты и в Риме, и в Москве.

Эти выступления носят не экуменический характер. Их цель – обмен на языке культуры. Римско-католическая церковь так же, как Русская православная сохраняет верность Евангелию и тем основным догматам, которые у нас едины. Это вера в Святую Троицу и в Иисуса Христа, как Бога и человека. Расхождений, конечно, много. Но, что касается музыки, служения Богу - здесь у нас очень много общего. Потому что церковь была разделена только в XI веке. У нас есть единый опыт святых, которые нас если не объединяют, то, во всяком случае, помогают свидетельствовать в современном мире христианскую веру и традиционные нравственные ценности.

- Какие ещё мероприятия к трёхсотлетию хора намечены?

- Будет несколько больших концертов. Как уже говорил, концерт на открытие Рождественского фестиваля. В нём будут выступать наше детское отделение, молодёжный синодальный хор и взрослый синодальный хор. В марте или начале апреля планируется открытие Великопостного фестиваля духовной музыки в Большом зале Московской консерватории. В этом концерте будут принимать участие многие коллективы, которые исторически связаны с Московским Синодальным хором. Это и хор мальчиков Хорового училища им. А.В. Свешникова, и хор Академии хорового искусства им. В.С. Попова. Предполагается запись юбилейного аудио альбома, создание просветительского фильма, посвящённого истории Московского Синодального хора. Осенью планируется большой концерт в концертном зале «Зарядье», и одновременно презентация книги, которую написал писатель, историк, публицист Константин Петрович Ковалёв-Случевский. Также в планах выставка в Соборной палате, посвящённая трёхсотлетию коллектива, в рамках которой пройдёт ряд концертов.

- Какой репертуар будет исполнен в юбилейных концертах?

- Сейчас задача стоит показать ретроспективу того репертуара, который за триста лет исполнял хор. Репертуар этот очень большой и охватывает многие стили русской духовной музыки - от знаменного распева до авторов нашего времени.

Московский Синодальный хор.Фото из архива хора

Христианские образы в современном искусстве

- Как Вы относитесь к современным композиторам, которые пишут духовную музыку? Есть ли среди них та музыка, которую хочется исполнять?

- Сейчас издаётся много интересной духовной музыки. Духовная музыка стала развиваться в глубину. Те творцы, которые сегодня пишут духовные песнопения, в отличие от музыки XX века, не настолько стремятся удивить новизной гармоний или сложностью музыкального письма. Они стремятся, чтобы музыка не противоречила богослужению, не отвлекала на себя лишнее внимание. Мне импонируют Андрей Микита, Антон Висков, Юрий Костюк, который трудится в Германии. Конечно же, нравится митрополит Иларион (Алфеев) и некоторые другие авторы, которые не используют священные тексты для самовыражения, а используют их, как путь ко Христу.

Мы исполняем их произведения в концертах, некоторых современных авторов исполняем и во время богослужений. Каждое поколение приносит что-то своё, что-то новое. Любое церковное творчество – это не музей, это живая жизнь духа человеческого. Прийти к Богу можно только через свой личный подвиг, свой личный выбор, свою веру, которая, безусловно, выражается и в жизни, и в творчестве каждого человека.

- Вы слушаете современную музыку, какие-то другие направления? Одобряете что-то из них?

- Я больше люблю классическую музыку, потому что она тоже многообразна. Много создано так называемой светской музыки, которая тоже посвящена Богу. Например, почти вся музыка Георгия Свиридова, многие симфонии, даже романсы Чайковского, симфонии Брамса, можно перечислять бесконечно. Люблю классиков. Бах, Моцарт, Гендель написали много религиозной музыки. Сейчас она исполняется в основном в светских концертах. Но я ни в ком случае не могу быть категоричным, потому что любое творчество может быть направлено на поиск Бога, на поиск истины. Здесь сама форма этого творчества имеет второстепенное значение по сравнению с содержанием.

- Наверное, это зависит ещё от личности человека. Если человек светлый, то в любом жанре он будет создавать свет.

- Безусловно, так, но это требует определённого подвига, усилий, духовного делания. Человек всегда должен стремиться в своём творчестве к Высшему, а не опускаться в преисподнюю. Хотя искусство даёт и такие возможности - исследования через искусство каких-то не божественных высот, а человеческих страстей. Здесь тоже есть бездна и бесконечность, которая может человека увлекать. Особенно талантливого. Поэтому важно всегда стремиться ввысь, к тому, что нам даёт Божий свет, Божия любовь.

Алексей Пузаков.Фото из личного архива Алексея Пузакова

- Может ли современное искусство быть христоцентричным, прославлять Бога не только в традиционных формах, но и в новаторских арт-объектах? В такой форме доносить Евангелие до людей?

- Мне кажется, это должно иметь место. Светское изобразительное искусство тоже может быть религиозным. Возможно, не уместно выставлять на поклонение такую работу в храме. Но как отражение человеческого творчества здесь, мне кажется, нет преград. Единственно, важен критерий - куда это идёт, в Небеса или в преисподнюю.

- Многие мои знакомые западные музыканты за неимением концертов в залах сейчас сосредоточились на работе в стенах церкви. Они играют и поют на службах, в концертах. Хорошо ли это для музыканта?

- Мне кажется, что это хорошо. Единственно, что православная конфессия во время богослужения не использует музыкальные инструменты. В православном храме мы прославляем Бога тем инструментом, который нам дан свыше – человеческим голосом. Но, тем не менее, мы знаем ещё из Ветхого завета, что использовались музыкальные инструменты, как псалтирь десяти струнная, в сопровождении которой по преданию царь Давид и пел, и сочинял псалмы. Поэтому история эта есть и она не отвергается. Храм - место особого присутствия Бога на земле. Когда в храме звучат песнопения, например, как в православном храме, или звучат ещё и музыкальные инструменты, как в протестантском, католическом – это, наверное, наивысшее, что человек может и принести, и сотворить на земле.

- Почему Вы связали свою жизнь с духовной музыкой, её духовным исполнением?

- Мне было 16 лет, когда я стал ходить в храм. Там меня сразу привлекло церковное пение. Так сложилось, что это стало моим жизненным путём. Также большое значение для меня имело знакомство ещё в юности с митрополитом Иларионом. Мы посещали один и тот же храм. Владыка очень много мне открыл и в духовной музыке, и в светской музыке. С 18 лет я являюсь регентом Храма на Большой Ордынке (Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»). Потом я работал не только в этом храме. Но так сложилась моя судьба, что центром жизни, творчества и моих интересов является деятельность в стенах храма. Конечно, сейчас я выступаю в различных странах, на разных концертных площадках, но это, поверьте, не настолько интересно, как участвовать в церковных богослужениях. Потому что во время службы в храме чувствуется некая полнота, где уже в меньшей степени играют человеческие эмоции, такие как гордость, тщеславие или что-то такое, что, безусловно, сопутствует творчеству. Здесь открывается иная реальность, которую иногда сложно описать словами.

- На какую часть Библии, притчу Вы хотели, чтобы было написано новое музыкальное произведение?

- Я очень люблю Книгу Иова. На мой взгляд, могла бы быть написана опера или оратория на этот сюжет. Потому что он очень глубокий. В какой-то степени этот сюжет очень отзывается в каждом сердце. Не зря он читается во время Страстной недели. Иов является прообразом Христа. Он, как Господь был предан, поруган, казалось бы, всё потерял. Потом Иову было всё возвращено с умножением. Господь Иисус Христос пострадал и воскрес за каждого человека. Эти ветхозаветные сюжеты много открывают в человеческой душе и помогают понять подлинный смысл Нового завета. Мне кажется, данный сюжет был бы очень интересен именно для масштабного музыкального представления. Причём вполне в этом сюжете могут быть использованы и современные музыкальные средства. Например, электронная музыка, возможно приёмы рока, потому что там очень яркая изобразительность. Это важно делать в доступной и понятной форме музыкального действа. Сегодня же можно использовать компьютерную графику, динамический свет, чтобы современному человеку доносить Библейские пророчества о Христе. Потому что сюжет, по-моему, необыкновенно глубокий.  

Юлия КАЛАШНИКОВА

Фото предоставлены пресс-службой
Московского Синодального хора,
из личного архива Алексея Пузакова 

11.12.2020



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей