• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


16.12.2020

Владимир Байков о цикле Г.В.Свиридова «Слободская лирика».

16 декабря исполняется 105 лет со дня рождения выдающегося композитора Георгия Свиридова. В день рождения Георгия Васильевича «Музыкальный Клондайк» покажет эксклюзивную запись вокального цикла «Слободская лирика» в исполнении Владимира Байкова и Марины Белашук. Запись цикла будет доступна в 19:00 в группах «Музыкального Клондайка»: Вк и Facebook.

О работе над  циклом рассказывает российский певец, бас-баритон Владимир Байков, в творчестве которого музыка Георгия Свиридова занимает особое место.

Владимир Байков и Марина Белашук.

Венок непостижимо свежих и уникальных в своём роде песен Георгия Свиридова на слова Александра Прокофьева с вплетённой в него песней на слова Михаила Исаковского поражает своей талантливостью и своей самобытностью, своей красочной и удивительно изобретательной гармонической колористикой. Это какой-то сгусток жизненной и солнечной энергии, совершенно особенное произведение в наследии Свиридова, которое — я уверен в этом — было очень дорого Георгию Васильевичу.

Впервые мы с Мариной Белашук исполнили «Слободскую лирику» Свиридова всего несколько дней назад, в концерте памяти Андрея Хрипина в Доме Актёра. И наши друзья, присутствовавшие на этом концерте, даже сделали целых три версии видеозаписи этого выступления. Но зал, в котором мы пели, был акустически непрофессиональным, если можно так сказать. Поэтому буквально через два дня мы перезаписали весь цикл в Гнесинской академии (можно сказать, экспромтом), для чего пригласили нашего друга, известного фотографа (а теперь уже и оператора) Петра Колчина.

Я и не планировал делать цикл целиком. Одну песню («Ой, снова я сердцем широким бедую») я пел ещё с консерваторских времён, три других выучил в 2013 году для концерта с Владиславом Пьявко и Еленой Савельевой — и у меня в репертуаре появились «Услышь меня, хорошая», «Гармоника играет» и «Свадьба милой», то есть все баритональные песни цикла. Остальные четыре песни  —теноровые (включая «Ой, снова я сердцем широким бедую»),  —  исполнял тогда Владислав Иванович. Также я исполнял с Еленой Павловной Савельевой песню «Свежий день», было это на Рихтеровском фестивале в Тарусе в январе 2013 года.

Прошло семь с половиной лет, и появилась мысль вновь исполнить цикл целиком, на этот раз с Колей Ерохиным и Оксаной Корниевской. Для этого я вспомнил первый (теноровый) номер цикла «Свежий день», прибавил к нему уже имевшиеся в моём репертуаре баритональные песни и спел их с Мариной Белашук в нашем концерте в Александрове, в цветаевском музее у Льва Готгельфа. Тот концерт был во всех отношениях удачным, и публике все четыре песни пришлись по душе. Это в какой-то степени была «обкатка» четырёх номеров для консерваторского концерта.

Но исполнить весь цикл в консерватории так и не удалось, после чего я вдруг чётко понял, что не могу не спеть его целиком — все семь песен. Да и повод сделать что-то новое для себя в свиридовском репертуаре был более чем подходящий — стопятилетний юбилей композитора, который мы отмечаем сегодня.

В истории музыки Свиридова уже был прецедент, когда весь цикл исполнялся одним солистом: Георгий Васильевич записал «Слободскую лирику» с Константином Лисовским. Думаю, Свиридов стремился непременно записать свой солнечный цикл с кем-нибудь из певцов, чтобы оставить потомкам свою интерпретацию, своё видение этой музыки, и этим сформировать традицию исполнения этих песен.

Владимир Байков

Я быстро выучил «Русскую девчонку» и «Мне не жаль, что друг женился», и стал репетировать их с Мариной, стараясь приблизить эти две песни по «интерпретационной зрелости» к уже исполненным ранее пяти песням «Слободской лирики». Попутно мы экспериментировали с тональностями четырёх из семи песен цикла, стараясь понять, в каком высотном расположении они лучше у меня звучат.

Вскоре нас пригласили спеть в Доме Актёра на вечере памяти Андрюши Хрипина, и я решил исполнить «Слободскую лирику» целиком. Вот так постепенно, в течение многих лет, песня за песней, осваивал я эту музыку. Конечно, наша запись — это только первый шаг, и интерпретация этих песен будет со временем обогащаться.

Переписываясь на прошлой неделе с Александром Белоненко, и послав ему нашу с Мариной запись, я получил от него кое-какие комментарии относительно «Слободской лирики». В частности, Александр Сергеевич написал мне:

«Прослушал «Слободскую лирику». Это — Ваша стихия. Вам это по плечу, Вы это хорошо чувствуете и понимаете, в чём тут толк. И вообще, я понял, что, конечно, можно петь одному этот цикл, но всё же лучше на два голоса. Ведь тут не просто игра тембров, за этим стоят характеры, повадки, судьбы, в конце концов. Эх, если бы Вам удалось найти такого же, как Вы, русского тенора, то могли бы сделать из этого цикла конфетку! «Слободская лирика» — это квинтэссенция того песенного движения, которое было в 1920-е — 30-е годы. Свиридов в этом цикле аккумулировал всё то, что было найдено А. Давиденко, М. Ковалем, И. Дзержинским, песенниками того времени. И, конечно, здесь есть то мастерство и та культура, которую Свиридов воспринял от своего замечательного учителя композиции, у которого он учился ещё до консерватории — от Петра Борисовича Рязанова».

 

Владимир БАЙКОВ
фото из личного архива Владимира Байкова

 

16.12.2020



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей