• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


20.12.2020

Ирина Тайманова:
«Надо чувствовать себя всегда
творческим и деятельным»

фотограф Татьяна Батурина

Фестиваль «Приношение победе», без сомнений, значимое культурное явление. В условиях пандемии 2020 года удалось выполнить план, не отменив ни одного концерта из заявленных. Некоторые из них были в обычном формате, другие в, можно сказать, «современном» - онлайн, но везде, так или иначе, был зритель, слушатель, человек.

Данное интервью тоже можно вполне занести в «современные», так как Ирину Евгеньевну Тайманову я расспрашивал за тысячи километров, когда сам нахожусь на карантине за рубежом. Но энергетика этого заслуженного деятеля искусств, как Советского союза, так и Российской Федерации передается даже через 3G, а я располагал всеми четырьмя…

- Вчера у нас был такой воздушный концерт с хором в соцсетях, в прямом эфире.

- Смотрели, а как же. В музее Суворова исполнялась оратория В. Успенского «С тобой и без тебя» на стихи Константина Симонова. Какое у вас впечатление?

- Это очень хорошее исполнение военного произведения Владислава Успенского о любви к женщине, которая была актрисой, Константина Симонова к Валентине Серовой. Когда я видела глаза и лица поющих ребят вчера, чувствовала – музыка мужа будет жить… Мне сегодня позвонил дирижер, и сказал, что получил огромное удовольствие. Вот, так что я вчера получала радость.

- Фестиваль «Приношение Победе», это ведь целая плеяда мероприятий?

- Это много концертов. Это и замечательный концерт в Музее театрального и музыкального искусства на пл. Островского, и хоровой концерт в Музее Александра Суворова, и концерт в Шереметевском дворце на Фонтанке, и прекрасный романтичный вечер в Культурном центре Елены Образцовой на Невском проспекте, звучала камерная инструментальная музыка и фрагменты оперы «Анна Каренина» в концертном зале Дома Композиторов на Большой Морской, и арфовый вечер известной арфистки Алисы Садиковой в Музее-усадьбе Гавриила Державина, были незабываемые встречи в Музее истории Санкт-Петербурга, в Особняке Румянцева на Английской набережной, в Музее Блокады, в Тронном зале Екатерининского дворца, в мастерской легендарного фотографа Валерия Плотникова. Особо отмечу Театр «Буфф», где в рамках фестиваля был показан мюзикл «Казанова в России» (который с неизменным успехом и при полных аншлагах идет на сцене более 20 лет!), а также отмечу уникальный кинопоказ фильма-оперы «Война с саламандрами» в новейшем формате 360 video и в Планетарии №1 на Обводном канале, где фантастические и антифашистские образы Карела Чапека зазвучали чрезвычайно современно. Музыкальные темы В.Успенского получили новую жизнь и в уникальном премьерном проекте D.O.M. Заключительный концерт фестиваля состоится в Музее обороны и блокады Ленинграда.

Шостакович и Успенский

- Сколько же всего концертов и мероприятий включает в себя фестиваль?

- По-моему четырнадцать, на разных площадках.

- Какая-та нереальная цифра для пандемийной реальности… Какие жанры музыки Владислава Успенского исполняются?

- Исполняется вокальная и инструментальная музыка Успенского, оперные фрагменты, хоровая оратория... Будут и премьеры! Так, арфистка Алиса Садикова представила попурри из произведений Успенского, которое она сама сочинила. Отрадно, что музыку Владислава Александровича разучили и взяли в репертуар молодые и совсем юные исполнители. Театральная молодежь создала новый иммерсивный спектакль D.O.M. на музыку Владислава Александровича. В Планетарии опера композитора «Война с саламандрами» была показана в ультра-современном видео-формате!

- Это очень масштабный проект. Кто же волшебники, которые организовали всё?

- Главный организатор - Фонд сохранения и развития творческого наследия композитора Владислава Александровича Успенского, президентом которого я являюсь уже 10 лет. А главная поддержка – от любимого города, основное финансирование выделил Комитет по культуре Санкт-Петербурга.

Шостакович и Успенский

- Судя по количеству реализованных мероприятий в рамках фестиваля «Приношение Победе», вы занимаетесь сохранением и развитием творческого наследия Успенского успешно, столько зрителей и площадок…

- Фестивали музыки Владислава Успенского я провожу ежегодно, уже несколько лет, но такой масштабный – впервые.

- Скажите, пожалуйста, почему фестиваль этого года назван именно «Приношение Победе»?

- Потому что в этом году 75 лет победе в Великой Отечественной войне. Наш Фестиваль задумывался, как мероприятия, посвященные антивоенной теме и памяти подвига народа. У нас звучит очень много военной музыки, и воспоминаний о войне и блокаде. Хоровая оратория «С тобой и без тебя» о том, что любить можно и на войне, и что любовь сохраняет человека и помогает ему выжить. На наших мероприятиях и военные песни звучат, и классика... Но больше всего в наших мероприятиях музыкально-поэтических произведений, связанных с войной и блокадой Ленинграда. В этом году по инициативе Союза Композиторов было исполнено одно из самых значимых симфонических произведений В.А.Успенского – симфоническая поэма "Посвящение мужеству" в память об исполнителях Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича в блокадном Ленинграде. Владислав Александрович  был учеником Дмитрия Дмитриевича,  безусловно – это еще и дань уважения и бесконечной признательности великому Мастеру.

- Наверное, ваши мероприятия проходили в онлайн-формате?

- Были и со зрителями.

- Даже во время коронавируса?

- Да, но относительно ограничено, на четверть зала.

- А какие из концертов прошли в режиме лайф?

- В театре «Буфф» был спектакль со зрителями, потом был в Шереметьевском дворце концерт, там были зрители, потом в центре Образцовой были зрители, в Державинской усадьбе, в Театральном музее, кинопоказ фильма-оперы в Планетарии 1 также была публика…

- А какой новый премьерный спектакль D.O.M. создали на музыку Владислава Успенского?

- Моя ученица режиссерского факультета Александра Соколова создала свой новый театр, на Миллионной улице, это абсолютно новое культурное пространство Санкт-Петербурга! В наше непростое время Саша собрала коллектив единомышленников, и вместе они придумали проект о истории жителей Питера двух столетий… Настроиться на тональность внутреннего мира героев и передать атмосферу прошлых лет помогают произведения композитора Владислава Успенского, чья лирическая и драматическая музыка в живом исполнении усиливает резонанс эмоций, а объемная музыкальная палитра наполняет пространство дополнительной энергией.

 - В пресс-релизе о премьере иммерсивного спектакля в театральном пространстве D.O.M. сказано: «Динамичное развитие событий и эмоциональные диалоги, завораживающие истории, создадут эффект полного погружения в происходящее». Александра Соколова, продюсер проекта на музыку В.А. Успенского, уточняет: - «Погрузиться в тайны Петербурга меня вдохновил сам город. Он существует вне времени: даже в стремительном потоке современности я ощущаю его великую и сложную судьбу. Это тот случай, когда тяжёлая дверь парадной запросто может оказаться настоящим порталом в прошлое». Премьера иммерсивного спектакля «DOM» с музыкой Владислава Успенского перенесена с декабря на январь, и мы уверены, будет ярким событием театральной жизни города!

- Когда-то в 2003 году в 300-летие театральным событием стала премьера нашего спектакля с Владиславом Успенским «Анна Каренина». Анна написана в жанре между оперой и мюзиклом, называется Большой драматический мюзикл. На концерте фестиваля в центре Образцовой пели и фрагменты «Анны Карениной», и цикл на стихи Пастернака и Цветаевой.

- А чем-то отличалось исполнение на зрителя, слушателя, и концерты онлайн?

- У меня не было повода для недовольства. Пели хорошо, играли хорошо.

- Планируете ли вы сделать фестиваль ежегодным?

- Ну, там время покажет, как там пандемия разыграется. Но что-то обязательно буду делать.

-Таривердиев, Успенский, Тайманова

- Судя по многочисленным отзывам, в том числе на онлайн мероприятия, музыка Владислава Успенского стала более узнаваемой, и оценивается по достоинству.

- Да, музыку Успенского знают, ее играют и исполняют молодые. Есть и еще один проект в рамках Фестиваля «Приношение Победе», способствующий узнаваемости и большей исполняемости музыки Владислава Александровича. Фондом композитора В.А. Успенского была проделана серьезная работа по восстановлению песенного наследия автора, и в декабре 2020 года вышел из издательства МузФонда новый песенный сборник. В разные годы песни, вошедшие в сборник, были в репертуаре знаменитых певцом и артистов: Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Ирина Понаровская, Ирина Мирошниченко, Николай Караченцев, Сергей Захаров, Валентина Толкунова, Людмила Сенчина, Евгения Симонова, и др.  В 2 тома издания «С тобой и без тебя» (2020) вошли песни о Родине, блокаде, о войне, о любви, о дружбе, о Ленинграде и другие. Оргкомитет фестиваля предложил музыкальным библиотекам Петербурга принять в дар новый сборник В.А.Успенского, а также мы вышлем электронную версию нот «С тобой и без тебя». Теперь музыкальное наследие автора стало более доступно исполнителям!

- Есть один из вопросов, которые вызывают споры в нашей нынешней пандемийной ситуации,- Ваше мнение, как деятеля культуры: -  во время коронавируса стоит ли проводить подобные мероприятия?

- Я считаю, что обязательно. Во-первых, даже если это онлайн, то всегда есть зрители, которые смотрят. К тому же, благодаря рекламе фестивальных мероприятий, аудитория онлайн-концертов в разы больше, чем фактическая вместимость залов! К тому же сьемку концерта можно ведь просмотреть и в любое другое «не фестивальное» время, и это само по себе уже – колоссальная популяризация классического искусства. А во-вторых, это нужно, чтобы не закиснуть, и не чувствовать себя больным. Надо чувствовать себя всегда творческим и деятельным.

- И этот ответ даже для тех, кто уже болеет коронавирусом?

- Даже для тех, кто болеет… вот, у меня директор фестиваля, Галя Смирнова, болеет. Но она каждый день занимается фестивалем.

- До какого числа будет длиться фестиваль?

- До двадцать восьмого декабря.

- Какая-то невероятная работа в условиях пандемии. Это же колоссальная выдержка должна быть…

- Конечно. Ничего, пока получается.

- Есть ли какая-то особенная специфика работы во время коронавируса, какой совет вы могли бы дать другим?

- У моего отца была гениальная пословица: только невозможное трудно, а трудно – это легко.

- Надо взять на заметку.

- Это очень важно. Это очень хорошая пословица. И еще есть одно смешное выражение во Франции: то, что модно – носят, но то, что носят – то не модно. То есть можно носить что хочется, но когда это начинают носить все, то надо от этого отказываться. Вот так и с коронавирусом. Все говорят о коронавирусе, все болеют, а нужно сказать себе, а я себе этого не позволю.

Шостакович с учениками

- Надеюсь, мода на коронавирус поменяется в скором времени. Но, пока она еще является пиком сезона, мне хочется уточнить, на ваш взгляд, как должен себя вести исполнитель онлайн-концерта? Каким образом подавать материал?

- Точно также нужно вести себя, как будто он поет для полного зала… Даже раньше было выражение, если у вас пустой зал – пойте для одного человека.

- И этот один человек, это получается, камера, которая снимает.

- Да, да, но даже камер бывает три, или четыре. Надо на полную катушку работать.

- Да, техническое оснащение у проекта тоже совершенствуется, надо многое укрупнять, модифицировать, прокачать, так сказать, чтобы была возможность работы в таких условиях. Ну, а что вы планируете делать в ближайшее время?

- В ближайший временной промежуток…? Сейчас у меня фестиваль, потом я буду принимать сессию, заниматься со студентами, что я и сейчас делаю параллельно. С каждым студентом новый спектакль. Регулярно даю новое интервью, а потом думаю чуть-чуть передохнуть, красиво встретить новый год загородом, и дальше задумать какой-нибудь спектакль, или что-то делать новое.

- Чуть-чуть передохнуть? Нам бы ваши силы и вашу энергию. А студенты у вас учатся в каком формате сегодня?

- Они приходят и на дом, и по телефону занимаемся, и в сухую, и в отдаленке, по-всякому.

- Во всем мире почти весь год ничего не происходило, а вам удалось провести такой масштабный фестиваль!

- У нас все время что-то происходит - вдохновляет музыка Владислава Успенского!

Масштаб фестиваля «Приношение Победе» огромен, 15 мероприятий и концертов, более ста задействованных артистов и музыкантов. Сам факт осуществления такого фестиваля является Приношением культуре и искусству!

Слова Ирины Евгеньевны Таймановой проливают яркий и теплый свет в сумраке неспокойного времени пандемии коронавирусной инфекции. Благодаря таким деятельным и волевым людям творчество остается культурой, а люди человечеством.

Беседовал Святослав Грабовский
Портрет Ирины Таймановой - фотограф Татьяна Батурина
фото из архива Фонда В.А.Успенского

Исполнители и участники фестиваля - российские и зарубежные профессиональные инструменталисты и вокалисты, артисты, известные деятели культуры и искусства, симфонические оркестры, хоры:
 
Ольга Владиславовна ТАРАТЫНОВА
(директор Музея-заповедника «Царское Село»);
Сергей Михайлович НЕКРАСОВ
(директор Всероссийского музея А.С. Пушкина);
Владимир ГРОНСКИЙ
(директор Музея А.В. Суворова);
Валерий ПЛОТНИКОВ
(фотохудожник); 
 
а также музыканты и артисты: 
 
БАРАНЕНКО Андрей (фортепиано) - лауреат международных конкурсов, стипендиат международного фонда Крайнева, награжден грантом Президента Российской Федерации (2003 г.), является консультантом фондов Крайнева и Спивакова в Санкт-Петербурге;
БЕДНЫХ Инна (певица, актриса) - заслуженная артистка России, лауреат всероссийских и всесоюзных конкурсов, дипломант Всемирного фестиваля Молодежи и Студентов;
БОБРОВСКАЯ Ольга (меццо-сопрано) - лауреат международных конкурсов, солистка Академии молодых певцов Мариинского театра;
ВЕРЕЩАГИНА Дарья (фортепиано) - лауреат всероссийских и международных конкурсов, ведущий концертмейстер Школы вокального искусства И.П. Богачевой.
ГАЙДУКОВ Пётр (дирижер, певец);
ГОЛОУШКИНА Дарья (фортепиано);
ГОРИБОЛЬ Алексей (российский пианист) - заслуженный артист России;
ГВРИТИШВИЛИ Елене (сопрано);
ГРАБОВСКИЙ Святослав (писатель, певец-бас) Норвегия, - лауреат литературных премий «Наследие» дома Романовых 2014 и 2019 г.г., литературная премия Фонда Поддержки отечественной литературы имени Бродского в Венеции; победитель Всероссийского конкурса АСИ «Стихи о городе»; лауреат премии «На благо мира» в номинации театр (2020 г.); лауреат международного конкурса «Молодое искусство» в Осло (2020 г.);   
ГРИНЬ Екатерина (сопрано);
ЗЫКОВ Сергей (баритон) - лауреат всероссийских конкурсов;
ДЕВДАРИАНИ Жорж (кларнет);
КВИНТ Лора (композитор, пианистка, певица) - член Союза композиторов РФ, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа, профессор и художественный руководитель спецпроектов Института современного искусства;
КОРНЕЛЮК Игорь (певец, композитор и телеведущий) - заслуженный деятель искусств Российской Федерации;
КАРАН Джеймс  (тенор)  США - лауреат международных конкурсов, аспирант Санкт-Петербургской Государственной консерватории;
КРЫЛОВ Дмитрий (тромбон) - лауреат всесоюзных и международных конкурсов, солист ансамбля Оlimpic Brass, участник XI Международного конкурса им. П.И. Чайковского, концертмейстер группы тромбонов в оркестре Государственной Академической Капеллы Санкт-Петербурга;
ЛЮДЬКО Мария (сопрано)- заслуженная артистка Российской Федерации, лауреат Международных конкурсов, заместитель председателя Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга, вице-президент регионального общественного фонда поддержки музыкального искусства и образования, профессор Санкт-Петербургской Государственной консерватории;
МАКАРЕЕВ Дмитрий (гитара);
МЕКСИН Эдуард (певец);
МИНЧЕКО Александр (бас) - лауреат международных и всероссийских конкурсов, солист Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля, солист Санкт-Петербургской филармонии для детей и юношества;
НОСЫРЕВА Диана (сопрано) - лауреат всероссийских конкурсов;
ОСЕТИНСКАЯ Полина (фортепиано) - лауреат молодежной премии "Триумф";
ПАХМУТОВ Александр (певец, баритон) - лауреат международных конкурсов, солист и художественный руководитель Музыкального Альянса «Петербургские Баритоны»;
РОЗАНОВ Владимир (баян) - лауреат международных конкурсов, артист Государственного Большого Драматического Театра;
РУСНАК Виктор (фортепиано) - лауреат международных конкурсов;
САВИН Даниил (ударные);
САВЧЕНКО Антон (баритон);
САДИКОВА Алиса (арфа) - лауреат международных конкурсов;
СВЯЦКИЙ Андрей (певец, актер, ведущий) - лауреат международных и всероссийских конкурсов;
СЕРДОБОЛЬСКАЯ Ярослава (фортепиано) - дипломант международного конкурса;
СИДОРЕНКО Галина (сопрано) - заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, лауреат международных конкурсов;  
СИМОНОВА Юлия (сопрано) - лауреат всероссийских и международных конкурсов, ведущая солистка Михайловского театра (2010-2015 г.г.), лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга «За выдающиеся успехи в области литературы, искусства и архитектуры», номинант на высшую театральную премию «Золотой Софит». С 2015г. - художественный руководитель Детского оперного театра Дворца учащейся молодежи.
СОРОКИНА Наталья – (певица, поэт) - лауреат международных конкурсов, солистка Петербург-Концерта, Кавалер Ордена за заслуги перед Отечеством II степени.
ТРОПИЛЛО Полина (певица, композитор);
ЦЕРР Артур (фортепиано) - лауреат международных конкурсов, аспирант Санкт-Петербургской Государственной консерватории;
ШМУЛЕВИЧ Павел (певец) - лауреат международных конкурсов, солист Мариинского театра,
ЯНКОВСКИЙ Виталий (бас) - солист Мариинского театра;
Хор SIGNUM;
Хор ветеранов ВОВ и военной службы им. Ф. М. Козлова Дома офицеров Западного Военного Округа;
Иммерсивный Театр D.O.M.
Государственный музыкально-драматический Театр «Буфф»;
Симфонический оркестр Ленинградской области.

 

 

20.12.2020



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей