• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


10.02.2021

Дмитрий Алексеев: «Если есть трудолюбие и талант, успех придет»

В апреле 2021 года в столице Мальты Валетте пройдет Х Международный музыкальный фестиваль INCLASSICA. В программе фестиваля — три недели концертов классической музыки с участием мировых звезд, музыкальная академия, просветительские лекции для публики, дискуссии и круглые столы.

Важным событием фестиваля также станет Международный конкурс пианистов CLASSIC PIANO-2021. Это заключительный этап фортепианных конкурсов, которые проходили в 2019-2020 гг. в 14 городах по всему миру: в Гамбурге, Вене, Вашингтоне, Шанхае, Ереване, Токио, Москве, Тель-Авиве, Риме, Антверпене, Цюрихе, Сеуле, Берлине, Лондоне. В каждом из них по итогам конкурсов для участия в мальтийском CLASSIC PIANO были выбраны пять лучших музыкантов. В итоге 70 пианистов приедут в апреле на Мальту, чтобы сразиться за звание самого лучшего. В преддверии конкурса беседуем с Дмитрием Алексеевым — пианистом, педагогом, профессором Королевского колледжа музыки (Лондон), членом жюри конкурса CLASSIC PIANO.

— Дмитрий Константинович, для начала расскажите, как сейчас обстоят дела с концертами и вообще культурными событиями в Лондоне?

Дмитрий Алексеев: Ситуация, к сожалению, очень сложная, как и везде. К счастью, учебные заведения открыты, есть возможность заниматься нормальным образом. Некоторые залы проводит концерты без публики, иногдав залы допускается небольшое количество людей. Но пока нас полностью не закрывают, надеюсь, этого и не будет. Весь этот год был, конечно, очень сложный. Несмотря на это, у меня получилось очень занятое лето. У меня были концерты и мастер-классы в Италии и Польше. Несколько очень интересных событий у меня прошли в Польше: это были концерты на Шопеновском фестивале в Душниках, а также в Варшаве, где проходил один из самых крупных европейских фестивалей под названием «Шопен и его Европа». Кроме того, я сыграл несколько концертов в месте, которые для меня и для многих других музыкантов очень дорого — это место рождения Шопена, Желязова Воля, где сейчас находится музей Шопена. Побывать, а тем более играть там — это совершенно особое ощущение. Все эти концерты транслировались по интернету, и мне было очень неожиданно и приятно получить отклики от многих людей из самых разных уголков света.

Несмотря на очень сложную и непредсказуемую ситуацию, я все же планирую концерты и фестивали на следующую весну. Я задумал провести фестиваль в Лондоне в течение февраля-марта следующего года и очень надеюсь, что это получится. Все мы с нетерпением ждём, когда положение изменится, и мы сможем, наконец, нормально встречаться с публикой, проводить конкурсы и мастер-классы, спокойно репетировать.

— А преподаете Вы сейчас как?

Д. А.: Я преподаю вживую. У нас это разрешено. Вживую или онлайн — зависит от профессора. Прошлой весной все было закрыто и мы все вынуждены были преподавать онлайн. Возможно, кто-то и сейчас продолжает, но мне лично это мало нравится, поэтому я стараюсь проводить занятия в реальном формате. Онлайн, конечно, лучше, чем совсем ничего, но настоящего общения это не заменяет. Также как и онлайн-концерт: зритель по ту сторону экрана может понять, что происходит и даже получить удовольствие, но все равно это несравнимо с живым выступлением. Так же как играть перед пустым залом — это своего рода суррогат традиционного концерта, здесь нет общения с публикой. И не имеет большого значения, какое количество народу в зале — когда есть слушатели, у исполнителя совершенно другое ощущение. Очень надеюсь, что к апрелю это все будет возможно и все запланированные мероприятия на Мальте состоятся, как задумано.

— Вы уже не первый раз принимаете участие в мальтийском конкурсе CLASSIC PIANO как член жюри?

Д. А.: С Европейским фондом поддержки культуры и его президентом Константином Ишхановым я работаю уже не первый год, это всегда были успешные проекты. В прошлый раз я также был в жюри конкурса CLASSIC PIANO на Мальте, а также в жюри других конкурсов, который организовывает фонд — в Риме, в Москве, в Израиле, в Лондоне. Я очень доволен нашим сотрудничеством, стоит отметить, что вся команда делает все возможное, чтобы мероприятия прошли на высшем уровне.

— Вы также хорошо знакомы и с другими крупными конкурсами, как участник в прошлом, а в последние годы и как член жюри. Чем, по-Вашему, выделяется мальтийский CLASSIC PIANO?

Д. А.: В мире сейчас очень много всевозможных конкурсов, существуют и очень большие — самые знаменитые, например, Конкурс имени Шопена в Варшаве, Конкурс имени Чайковского в Москве, конкурс имени Клиберна в Техасе. Но идея мальтийского CLASSIC PIANO сама по себе уникальна, необычна и не похожа на другие. Ведь финалу предшествует 14 конкурсов по всему миру — это как бы большое предварительное прослушивание. Предыдущий конкурс на Мальте был очень успешный, а этот должен стать ещё более успешным. Посмотрите, какой огромный получается охват — в 14 конкурсах, которые прошли в 13 странах, приняло участие более 800 музыкантов со всего мира, а на Мальте встретятся уже 70 — это будут лучшие из лучших. Что ещё важно отметить: по сравнению с другими крупными конкурсами (теми, о которых я упоминал выше — конкурсами Шопена или Чайковского), которые проводится уже много десятков лет, CLASSIC PIANO — очень молодой, он зародился всего несколько лет назад. Но я уверен, что со временем он может встать наравне с самыми крупными конкурсами.

— Я не раз сталкивалась с мнением, что конкурсы — это большой стресс для участников, что часто именно из-за волнения они не могут показать себя в лучшей форме. Что Вы думаете об этом, можно ли за 10-15 - минутную программу оценить уровень конкурсанта?

Д. А.: Это очень сложный вопрос. У любого соревнования есть свои положительные и отрицательные стороны. Как правило, действительно в конкурсе побеждает тот, у кого более крепкие нервы. Музыкальный конкурс — отчасти и спортивное состязание, что не всегда связано с чисто музыкальными достоинствами. К сожалению, это нельзя отнести к положительным качествам музыкальных конкурсов. С другой стороны, те навыки, которые нужны для победы в конкурсе — умение собраться, умение показать свои лучшие стороны, вообще проявить бойцовский характер — ведь это то, что необходимо на любой концертной эстраде. Кстати, конкурсы, независимо от нашего отношения к ним, очень популярны у публики и у исполнителей. Конкурсов сейчас огромное количество и оно увеличивается с каждым годом.

— С чем это связано? Иной раз победитель больше выделяется своей какой-то эмоциональной особенностью, напором, артистичностью, чем особенно привлекает внимание, но не музыкальными данными.

Д. А.: Конкурсы помогают выйти молодым музыкантом на концертную эстраду. Это не всегда происходит автоматически, мы знаем и такие истории, когда люди побеждали в конкурсе, иногда и очень престижном, а потом пропадали... В любом случае, конкурс — это большой шанс для молодых исполнителей и это можно только приветствовать. Это возможность заявить о себе. Да, чаще побеждают яркие, артистичные и харизматичные исполнители — и это неслучайно, это и неплохо! Ведь это именно то, что требуется для любого исполнителя на сцене. Другое дело, когда артистичность заменяется дешёвым шоу или эпатажем — это совсем другой разговор. В итоге, могу сказать, что я — за конкурсы, во всяком случае, я безусловно поддерживаю их задачу: помочь молодым талантам выйти на концертную эстраду и заявить о себе.

— А по Вашему опыту, участники CLASSIC PIANO прошлых лет смогли это сделать?

Д. А.: Я знаю, что некоторые из участников прошлых лет (причём даже

не обладатели премий этого конкурса), были успешны и победили в других состязаниях. Так что если кто-то не получил первую премию — это не повод для отчаяния, это повод для дополнительной работы. Если есть трудолюбие и талант, успех придёт.

— Из Ваших учеников кто-то будет участвовать?

Д. А.: Да, в конкурсе будут участвовать несколько моих учеников. Один мой студент только что победил в Антверпене, получил первую премию, второй победил на конкурсе в Риме и получил приглашение приехать на Мальту. Для меня слушать выступления своих учеников на конкурсе — это всегда дополнительный повод для волнения.

— Вы считаетесь одним из лучших исполнителей музыки Шопена.За те годы, что Вы знакомы с его творчеством, Ваше восприятие как-то менялось?

Д. А.: Восприятие меняется, также как и сам человек меняется с течением времени. И лично моё понимание музыки стало более ясным, точным. Сегодня я вижу в музыке, в партитуре гораздо больше, чем видел раньше. Ведь чем больше погружаешься, тем больше открываешь. Именно этим я стараюсь заниматься и в своей педагогической деятельности — помочь ученикам раскрыть содержание произведения.

— Шопен остается любимым композитором?

Д. А.: Безусловно, но Шопен — это один из любимых. Также как и Прокофьев, Рахманинов, Шуман, Брамс, Скрябин. Только что я закончил запись всех фортепианных произведений Скрябина. Получилось восемь дисков. Я начал эти записи 10 лет назад, их сейчас выпускает голландская фирма Brilliant Classics.

— А кого Вы слушаете из фортепианных исполнителей?

Д. А.: Если честно, я гораздо больше интересуюсь предыдущими поколениями пианистов. Это то, что было в ХХ веке. Многих я застал: слышал Рихтера, Гилельса, Артура Рубинштейна, Горовица, Юдину, Аррау. Вспоминаю незабываемое выступление Вана Клиберна в Москве в 1958 году... Часто слушаю старые записи Шнабеля, Корто, Гизекинга,Софроницкого...

— Это выдающиеся пианисты, а нынешнее поколение чем не угодило?

Д. А.: И сегодня на сцене, безусловно, есть много очень талантливых исполнителей. С интересом слежу за Евгением Кисиным, которого знаю с детства, Аркадия Володося тоже много лет знаю — они блестящие пианисты. Григорий Соколов — феноменальный виртуоз и очень серьезный музыкант, Раду Лупу — один из наиболее близких мне по духу исполнитель...

— За современной музыкой следите?

Д. А.: Это сложный вопрос, в принципе я не так уж слежу за современными композиторами. Вообще, мне кажется, что современные композиторы мало интересуются именно фортепьяно. Но не могу не упомянуть мою работу с Кшиштофом Пендерецким. Он ушел из жизни совсем недавно — 29 марта 20-го года. Я счастлив, что играл премьеру его фортепианного секстета в 2000-м году в Musikferein в Вене на фестивале Wienerfestwochen. Там был блестящий состав солистов: Ростропович, Башмет, Юлиан Рахлин (скрипка) и двое совершенно замечательных исполнителей на духовых инструментах из Франции и Австрии. Это был абсолютно незабываемый концерт! Также играл с Пендерецким в Китае — это была премьера его фортепианного концерта с оркестром под его управлением. Я с ним встречался много раз и мне очень дороги воспоминания о нашем сотрудничестве.

— Но всё-таки Вы остаетесь верны музыки романтического периода?

Д. А.: Да, это так, хотя мой репертуар этим совсем не ограничивается. Я всегда старался охватить как можно более широкий репертуар. И могу сказать, что я играл очень многое — от музыки Баха до современности.

Беседовала Дженнет АРЛЬТ

Фото из личного архива Дмитрия АЛЕКСЕЕВА

10.02.2021



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей