• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


02.04.2021

Георгий Гусев:
«В этом году в фокусе нашего внимания – преподаватели музыкальных колледжей и школ из регионов РФ».

С 12 по 18 апреля состоится Первая сессия фестиваля «Мастера Музыки – 2021», в рамках которой открывается новый большой проект – «Мастер и Ученик». Корреспондент «Музыкального Клондайка» встретился с арт-директором Творческой Лаборатории «GOSH projects» и фестиваля «Мастера Музыки» Георгием Гусевым и обсудил с ним программу фестиваля, основные направления работы проекта «Мастер и Ученик» и актуальные вопросы современного российского музыкального образования.

- Георгий, ваш фестиваль известен тем, что каждый год реализует новые идеи, подходы и направления. Вы, как арт-директор, какую задачу ставите перед собой в первую очередь?

- Главная моя задача – образовательная. Я, как человек, последние двенадцать лет много времени проводящий вне России, путешествуя и общаясь с великими музыкантами, изучая разные методики обучения музыке, суммирую все полученные знания. И здесь, в России, на мероприятиях нашего проекта «GOSH projects», стараюсь этой информацией делиться.

Что касается непосредственно фестиваля «Мастера Музыки» – он зародился в 2013 году как фестиваль европейских мастер-классов в Москве, в котором принимают участие иностранные и отечественные музыканты, где царит дух общения, дух дружеского наставничества (ни в коем случае не репетиторства) и свободного обмена идеями.

Стоит отметить, что на данный момент с нашим музыкальным образованием не все так хорошо – я сам столкнулся с этой проблемой, будучи учеником, студентом и в дальнейшем преподавателем.  Та система образования, те   великие школы, на которое мы все ссылаемся, вспоминая балет, театр, классическую музыку и кино советского времени, к сожалению, остались в прошлом. И, как человек, достаточно погруженный в данную тему, я понимаю, что нужно искать новые способы развития системы музыкального образования, серьезно и сообща браться за это дело.

Безусловно, существуют организации, которые прикладывают силы к улучшению данной ситуации. И мы – одна из таких организаций. На данном этапе мы стали больше работать с регионами и акцентируем внимание на удаленных регионах, чтобы развивать культуру через образование именно там. На фестивале «Мастера Музыки» с помощью президентского гранта, который мы получаем во второй раз, мы стараемся работать над тем, чтобы преподавателям и учащимся из регионов были доступны новые знания, новейшие методики, современные методы и способы обучения, которые им передают преподаватели высочайшей квалификации – профессора и доценты московских ВУЗов (Московской консерватории, Российской академии музыки имени Гнесиных, академии Маймонида).

Я сам родом из «глубинки» и очень хорошо понимаю, как важна для преподавателей и молодых талантливых исполнителей помощь в их стремлении развиваться, быть профессионалами высокого уровня.

- Фестиваль «Мастера Музыки» второй раз получает поддержку от Фонда президентских грантов. Насколько это для вас важно и что с помощью гранта удается реализовать в рамках фестиваля?

- Финансовая поддержка очень важна. Когда твой проект поддержан государственной грантовой структурой, это открывает дополнительные возможности для реализации масштабной идеи. Без гранта фестиваль, конечно, продолжил бы свое развитие, но не в том формате, в котором он раскрывается сейчас. Именно при поддержке Фонда президентских грантов можно реализовать такую масштабную идею, как дополнительное образование преподавателей с учениками из региональных музыкальных колледжей и школ, прохождение ими курсов повышения квалификации с последующим продвижением новых знаний, полученных в Москве, у себя в регионах.

В этом году нам одобрили грант на три сессии фестиваля, которые пройдут: первая – в апреле этого года; вторая – в октябре; третья – в апреле 2022 года. Это, безусловно, радостная новость не только для нас, но и для участников наших мероприятий, в том числе тех, кто уже принимал участие в нашем фестивале в предыдущие годы. Мы поддерживаем наших участников фестивалей, следим за их развитием и профессиональным ростом.

-  Как вы уже говорили, в этом году главный фокус фестиваля направлен на региональные музыкальные колледжи и школы, на преподавателей, которые в них работают. Расскажите, как будет строиться программа для педагогов?

- Все мероприятия для педагогов будут проходить в рамках Курсов повышения квалификации. Каждый преподаватель приезжает на фестиваль со своим перспективным учеником, чтобы и ему дать дополнительный стимул для профессионального роста.

Ведь даже несмотря на наличие интернета и, казалось бы, доступа к мировой базе концертов, мастер-классов, фильмов-уроков, – получить работающую информацию профессионального плана не просто. Аудиозаписи или видеоролики не дадут тех знаний, которые можно получить через личный опыт, личный пример и личное присутствие на мастер-классах или семинарах. Сфера музыкального образования достаточно непроста. И развитие в этой сфере идёт именно через личный опыт, который необходимо получать вживую.

В рамках курсов повышения квалификации для преподавателей у нас заготовлена обширная программа семинаров от таких блистательных имён, как Кирнарская Дина Константиновна - один из наиболее авторитетных специалистов в России в области музыкальной психологии, доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, Маклыгин Александр Львович – доктор искусствоведения, профессор Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова, заведующий кафедрой теории музыки и композиции, Фёдорова Александра Марковна – кандидат психологических наук, доцент РГУ им. Косыгина, "Академии им. Маймонида", исполнительный директор Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов, Сафарова Илиза Эльфатовна – коррекционный педагог в области музыки и движения, педагог-консультант по восстановлению движения рук музыкантов и профилактике профессиональных заболеваний.

Александр Вершинин

- Новый проект «Мастер и Ученик» открывает фестиваль в апреле. Можете поподробнее рассказать об идее проекта. Я знаю, что мастера весенней сессии – это вы и профессор МГК им. Чайковского Александр Вершинин.

- С Александром Вершининым мы работаем не первый год. Стоит отметить, что при выборе преподавателей для проведения мастер-классов в рамках наших проектов, в первую очередь мы обращаем внимание на то, чтобы они обладали широкими не консервативными взглядами.

Александр Вершинин как музыкант и педагог консерватории мне был интересен еще со времен моего студенчества именно из-за его новаторских взглядов на музыкальное образование.  Он много путешествует, преподает в Европе и Азии, много музицирует с музыкантами различных жанров и стилей и, конечно, сам пишет музыку. Такого рода музыканты нам как организаторам очень интересны.

Что касается идеи проекта «Мастер и Ученик». Мы уже затронули тему, что благодаря гранту мы можем сконцентрироваться не только на студентах, но и на их педагогах. Студент без педагога ничего не сможет сделать в этой жизни. Роль наставника–ментора очень важна для молодого человека, и именно поэтому наш фестиваль называется «Мастера Музыки». Мастер – этот титул, который в русском языке не всеми принят. Сам термин у нас ассоциируется с ремесленничеством, ручным трудом, но во всех других языках – особенно в латыни – это основной титул человека, занятого в любой сфере, в том числе творчестве и искусстве. Когда человек становится индивидуумом, способным передавать свои знания другому поколению, он получает титул Мастера.

Идея проекта «Мастер и Ученик» в передаче новых знаний, методик, навыков в музыкальном образовании от ведущих специалистов-профессоров московских ВУЗов региональным преподавателям и их ученикам – будущим педагогам и продвижение этих знаний с их помощью в регионы.

- В своей педагогической деятельности вы отходите от старых форматов работы с учениками. Может быть, мой пример немного грубый, но чем-то мне это напоминает работу Станиславского и Немировича-Данченко – свобода в трактовках, элементы импровизации и так далее. То есть, сдвижение устоев и работа с учеником на другом уровне. Почему это так важно?

- Это абсолютно точный пример. Мне, как музыканту, повезло вырасти на подмостках театров. С детства я был вовлечен во множество представлений, связанных с танцем и другими визуальными видами искусства. Мой брат (Олег Гусев) актер и режиссер театра. Все знания, которые я собрал за время моего обучения и путешествий, я применяю в своей педагогической практике, так как понимаю, что это действительно важно и помогает в развитии творческой личности.

Что касается импровизации в системе Станиславского и Немировича-Данченко, я думаю, что именно в ней и был секрет успеха, как российского театра и кино, так и мирового. Прожив 5 лет в Голливуде, я был удивлен, что там до сих пор учатся именно по этой системе. То есть, этот костяк стал стандартом в обучении актерскому ремеслу по всему миру.

Отвечая на вопрос, приведу простой пример. Любая страна получает дивиденды в развитие как культуры, так и общества, экономики, если эта страна открыта и имеет широкий культурный и научный обмен с другими странами. Необходим постоянный приток «свежей крови», идей и взглядов. В СССР была государственная политика развития национальных культур и их широкого обмена. Но исчезло то многообразие, которое присутствовало, как ни парадоксально, в самый закрытый период страны.

Сейчас мы особо не открыты ни Западу, ни Востоку и это сильно сказывается на культуре. Поэтому на фестивале за счет наиболее широкого и свободного взгляда на образование и на подход к конкретному искусству – музыке – мы стараемся преодолевать эти барьеры.

- Мы много говорим о том, как важно работать с педагогами. А что касается ваших преподавателей – их опыт и знания как отобразились в ваших методиках?

- Отмечу, что в России я успел поучиться во многих городах. Родился и рос в Магнитогорске, жил в Набережных Челнах. Потом переехал в Москву. Найти своего ментора в России мне не удалось. Но это, конечно, индивидуальная история. У меня были запросы, выходящие за рамки стандартной академической системы, и своих менторов я стал искать во время своих поездок за рубеж. Первым из них стал, конечно же, Джованни Соллима – мой педагог, причем не только виолончели. Конечно, я обучался у него игре на инструменте, но он больше дал мне в плане искусства композиции и понимания музыки, как языка, при помощи которого можно общаться с людьми других культур и искусств.

Это понимание перевернуло мой музыкальный мир, и я осознал, что та закрытая и эксклюзивная классическая музыка, которой я занимался, представляет собой глубокий и необъятный мир, и его невозможно изучить за одну человеческую жизнь.

Лично мне этот опыт, как студенту, а потом и профессиональному музыканту, дал больше интереса в плане собственного развития и в плане передачи этой информации моим ученикам.

Именно с Джованни Соллима мы открывали первый фестиваль «Мастера Музыки» в 2013 году, в рамках которого он успел дать целую неделю мастер-классов и два концерта.

Помимо музыкальных, у меня также есть и театральные менторы. Один из них – замечательный немецкий актер Андреас Висниевски, который был Мастером фестиваля 2019 года. Андреас стал для меня театральным и духовным ментором. После завершения своей актерской карьеры (Висниевски сыграл в таких фильмах, как «Крепкий орешек», «Искры из глаз» из серии фильмов о Джеймсе Бондеприм. редакции) он получил сан буддийского монаха. Я увидел в нем глубину человеческую и артистическую и понял, что он сможет объяснить мне искусство с его точки зрения, с высоты его мудрости и опыта.

И, конечно, мой ментор Деннис Гасснер, художник-постановщик, начавший свою карьеру с фильмов Фрэнсиса Форда Копполы, в его кинобиографии такие громкие киноработы, как «Крестный отец», «Апокалипсис сегодня». Мы с ним совершенно случайно познакомились два года назад.  Он очень мудрый и посвященный в свое дело человек, но не из-за славы или денег, а из-за любви к своей работе. Он настоящий артист. В какой-то момент я пришел к нему и сказал: «Я столько еще не знаю об этой жизни и хочу, чтобы ты меня научил». Он согласился и стал для меня наставником в тех областях, о которых я доселе не знал.

- И вся эта совокупность знаний, конечно, отражается в вашей педагогической практике.

- Основная моя методика заключается в личностном развитии ученика, помимо профессиональных навыков. Человек будет успешен в любой профессии только в том случае, если он обладает незаменимым набором качеств и знает, как их применять в общении с людьми. Человек, как единица, в любой сфере не выстоит. Мы существуем в обществе, и наш успех зависит от того, как мы способны в этом обществе себя позиционировать. 

-  Какие еще мероприятия пройдут в рамках фестиваля «Мастера Музыки» в апреле?

В рамках фестиваля пройдут два концерта – открытия и Гала-концерт. На Гала-концерте каждый ученик выступит с концертным номером, а кто-то сыграет и в ансамбле с Мастерами. Естественно, ежедневные мастер-классы и семинары, посещение концертов в лучших залах Москвы и Третьяковской галереи. Весь календарь фестиваля доступен на нашем сайте.

Эта сессия фестиваля в связи с ограничениями пройдет не так ярко, как мы привыкли. Раньше мы задействовали крупные площадки и большие залы, но сейчас стараемся работать с малыми площадками, чтобы всегда был запасной вариант с заменой места проведения.  Такая необходимость возникла в прошлом году, когда в день открытия один из залов не смог нас принять, потому что их закрыли из-за карантина.

Так как в этом году мы акцентируем свою работу на педагогах, мы планируем проведение круглых столов, где они смогут высказать свои пожелания для дальнейших программ фестиваля. Конечно, у нас есть собственные методики, курсы и лекции, но как мне кажется, нужно выстраивать работу, исходя из тех проблем, с которыми человек к тебе обращается. Так же, как у доктора – ты не можешь выписать пациенту лекарство, пока не поставишь диагноз.

- Есть ли еще какие-то форматы, которые вы бы хотели реализовать в рамках фестиваля «Мастера Музыки»?

- Форматов много и всех их не перечесть. Лично для меня, в годы обучения, наибольшим счастьем было общение с людьми из зарубежья. Безусловно, получение знаний от соотечественников - это счастье. Но культурный обмен в искусстве, особенно в музыке, очень важен. Музыка – самое абстрактное искусство, то, что нельзя увидеть, осязать. Музыка зародилась как общение между людьми через звук. Такое общение всегда было личностное и доступно, когда люди видят друг друга хотя бы на расстоянии досягаемости глаза.

По этой причине общение с культурой других людей, когда ты можешь услышать не только запись или посмотреть видео-трансляции, но и совместно поиграть !!! и поговорить – для меня это самое важное и это то, что я хотел бы продолжать делать в рамках нашего фестиваля «Мастера Музыки».

В последний год из-за пандемии эта возможность пропала, но в дальнейшем я планирую привезти таких ярких личностей, которые смогут привнести новые знания в наше образование и культуру, помогут нашим студентам и педагогам развиваться еще ярче и глубже.

Александра САЙДОВА
фото предоставлены пресс-службой
Творческой лаборатории «GOSH projects»

02.04.2021



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей