• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


04.04.2021

Сергей Лейферкус:
«Самое важное для артиста – это харизма!»

Ярчайший артист, покоривший сцены всего мира, Сергей Петрович Лейферкус отмечает свой замечательный юбилей! В цифру 75 сложно поверить – отличная певческая форма и творческая активность Сергея Лейферкуса не только как артиста, но и как организатора и сподвижника культурных проектов, по сей день продолжают восхищать всех, кто любит искусство оперы. «Музыкальный Клондайк» поздравляет Сергея Петровича Лейферкуса с юбилеем! Мы желаем выдающемуся певцу вдохновенного звучания и радости творчества. Напоминаем мудрые слова Сергея Петровича о музыке, опере, творческом становлении молодых артистов, которые он высказывал на страницах нашего издания.

Я могу сказать, что я не ощущаю себя вышедшим на пенсию, и, наверное, что самое главное, я не чувствую этой даты. Я благодарен судьбе, и всем тем, кто внес вклад в мою творческую жизнь. Голос по-прежнему звучит, я могу работать, петь. Даже те вещи, которые мне казались раньше сложными, теперь получаются сами по себе, думаю, что, безусловно, это «работает» опыт. И, конечно, каждодневная работа, ведь вокалист не имеет права на длительный отдых, может быть только кратковременное вокальное затишье. Вокалист должен постоянно работать очень интенсивно, только тогда что-то получится.

- Какие события  повлияли на построение вашей творческой карьеры?

- Конечно, важными в моей жизни оказались встречи с гениальными музыкантами. Мне повезло в жизни, я работал с выдающимися мастерами современности – дирижером Юрием Темиркановым, Марисом Янсонсом, Бернардом Хайтинком и многими другими, с великими певцами – это Пласидо Доминго, Мирелла Френи, Николай Гаяуров, Владимир Атлантов, Чечилия Бартоли и так далее. У всех, с кем я работал, я брал что-то для себя, потому что считаю, что момент самообучения очень важен для музыканта.

Что, на ваш взгляд, помимо, естественно, отличных профессиональных критериев, важно для успешного построения карьеры начинающим музыкантом?

- Рецепты могут быть абсолютно разные. Каждый случай необходимо разбирать индивидуально. И в то же время, нельзя что-то советовать, у каждого свой путь развития, своя судьба, талант. Но общее, что я могу сказать – не останавливаться на достигнутом, не почивать на лаврах, даже если кажется, что было очень успешное выступление и все вокруг говорят об этом, поверьте, это ничего не значит. Надо всегда находить для себя момент самонеудовлетворения, самокопания, анализа. Ведь в такие моменты приходит осознание того, что можно сделать лучше, над чем работать. Это бесконечный путь к совершенству.

- Вы сейчас преподаете?

- На регулярной основе - нет. В основном, даю мастер-классы. Я честно скажу, я не очень люблю работать с начинающими певцами. Мне нравится заниматься с людьми, которые уже что-то умеют, понимают, вот тогда я могу дать многое. А ставить голос – это вообще очень серьезная работа и немногие могут похвастаться тем, что умеют это делать хорошо. Мне, например, повезло, я встретил Марию Михайловну Матвееву, педагога при классе солистов в хоре Ленинградского университета, у нее учились Софья Преображенская, Евгений Нестеренко, Людмила Филатова и многие из тех, кто не стал оперным звездами, но стали высококлассными артистами хора, она умела заниматься с самого начала, ставить голос. И плюс, главный хормейстер хора Ленинградского университета Григорий Алексеевич Сандлер, который умел ставить дыхание. Может иногда неожиданным способом, я помню, когда пришел на первую встречу к нему, мне было 17 лет, он ударил меня кулаком в живот, я напрягся, он говорит – «замечательно, будешь петь». Казалось бы, варварский жест, но на нём проверяется, может ли человек сконцентрироваться на дыхательном процессе или нет, может ли он освоить его. Это зависит во многом от мышечной структуры, очевидно. Кстати, я не рекомендую певцам качаться, зажатием мышц можно себе навредить.

- В чем главная миссия Национальной оперной премии «Онегин», где вы являетесь президентом?

- Во многих творческих профессиях есть своя премия, почему не сделать то же самое специально для оперных театров? У многих молодых артистов, которые только начали свой профессиональный путь, не всегда есть возможность поехать на конкурс и получить звание лауреата. С этим связано много причин – и загруженность в театре, и финансовый вопрос. Но я считаю, что публика должна знать, когда идет на спектакль или концерт, имеет ли вообще смысл идти на этого певца или нет, а тут певец – лауреат премии «Онегин», это уже есть своеобразный отличительный знак. К сожалению, сейчас возникла такая тенденция, это касается и Большого и Мариинского театров, что очень мало званий на афише.

- Как вы считаете, почему это важно?

- Это важно для публики. Даже не столько для самого оперного певца. Публика должна разбираться. Я помню хорошо, когда я был молодой, в Кировском театре была группа артистов – это и Галина Ковалева, Ирина Богачева, Владимир Киняев, Борис Штоколов и далее, – и мы знали, что если имена этих людей стоят на афише, то имеет смысл идти в театр, потому что это будет хорошо.

- Когда читаешь о вас, то нельзя не заметить, что многие отмечают в вашем творчестве сильное рациональное начало, вы – певец, как говорят, «умный». А что для вас важнее – рацио или эмоция?

- Я вообще человек эмоциональный. Могу нашуметь и накричать, правда. По моему мнению, певец должен быть и рациональным, и эмоциональным одновременно. Но этому надо учиться. Если есть эмоциональность, заложенная от папы с мамой, то рациональность приобретается в процессе жизни. Мне очень помогло то, что вторую часть своей жизни я пою на Западе, там совершенно другие отношения. Без этой рациональности там не прожить.

- Часто можно услышать, что русская школа отличается от условно «западной», в чем главное различие, на ваш взгляд?

- С одной стороны, да, действительно, в отличие от русской вокальной школы, западная более точная. Немецкое вокальное искусство предполагает все эмоции через голос, тело не участвует в процессе. Здесь достаточно вспомнить творчество Фишера-Дискау.

Михаил Иванович Глинка приехал из Италии и основал русскую вокальную школу, это оставляет свой отпечаток. Есть предположение, что эмоции превалируют у русских исполнителей, и, скорее, некая холодность присутствует у западных. Но на самом деле это не так, потому что самое важное – это харизма. Когда менеджеры прослушивают молодого певца в театр на роль, в 90% случаях будет слышно: «у него/нее не хватает харизмы». Иногда эти менеджеры сами не понимают, а что стоит за этим словом. Но как я себе это объясняю, это очень четкое проникновение в характер героя – кто ты на сцене. Эмоциональность не за счет движения тела, а переданная через краски голоса – боль, обида, любовь, радость, актерское наполнение

Беседовал Антон Урбан

Фото А.Смагина предоставлено
Оргкомитетом Национальной оперной премии «Онегин»

04.04.2021



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей