• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


13.05.2021

Алексей Карабанов: «Служба – хорошее слово!»

15 мая, в день своего юбилея художественный руководитель Центрального оркестра ВМФ, Заслуженный артист России, капитан 1-го ранга Алексей Карабанов выйдет на сцену Большого зала Московской консерватории. Публика давно привыкла к эксклюзивным программам маэстро. Знаменательный повод обязывает вдвойне. Музыкальные сюрпризы будут храниться в тайне до праздничного вечера, а вот секреты дирижерского мастерства мы попытались выведать.

– Алексей Алексеевич! Военный и симфонический дирижер – две  разные профессии?

– Думаю, это две стороны одной и той же профессии. Можно сказать, две специализации. Принципы управления оркестром, техника дирижирования не меняются, как и в случае работы с большим симфоническим или камерным составом. Меняется отношение к «количеству» звука и особенностям его извлечения.

– Но есть, наверное, еще и специфика репертуара военных коллективов?

– Военная музыка – довольно широкое понятие. Прежде всего это исполняемые в воинских церемониях марши, гимны. Есть оригинальные сочинения в самых разных жанрах. Есть переложения симфонической музыки для военного (духового) оркестра, аранжировки эстрадной, джазовой музыки, аккомпанементы солистам-инструменталистам и певцам – от оперных арий до романса и патриотической песни. Все эти многочисленные сочинения, исполняемые военными оркестрами, естественно, тоже становятся военной музыкой. Получается, граница между военной и «гражданской музыкой» весьма условна. Что касается стилистики, то она касается, скорее, мастерства исполнителей, в частности – дирижера, и зависит от музыкального кругозора.

Служба и творчество – на первый взгляд, несовместимые понятия. Как насчет творческой свободы в военном оркестре?

– Раньше все музыканты, композиторы состояли на службе. Не служил только Глинка – он был барин. В императорских театрах тоже служили. Служба – хорошее слово. Оно показывает отношение, полную погружённость в свое дело. Просто в современном языке слово «работа» вытеснило понятие «служба». Поэтому многие и бегают с одной работы на другую. На службе это невозможно. Истинный критерий оценки деятельности музыканта – служение музыке. Что касается творческой свободы, она всегда была ограничена: и во времена Моцарта, и во времена Шостаковича, и на гражданской службе, и на военной. Преодоление преград – вот назначение творческой мысли.

– Не могли бы вы назвать самые яркие моменты вашей службы. Или всё-таки творческой карьеры?

– В моей судьбе творческая карьера и военная служба слились воедино. Было много памятных военных моментов – парадов и государственных церемоний. Но они неотделимы от оркестров, которыми я руководил, и потому также входят в творческую составляющую. Но всё же концерты и  гастрольные поездки всегда были и остаются для меня наиболее памятными событиями. Это знаковые выступления не только в крупнейших концертных залах, но и на блокпостах в Сирии. Мое творческое кредо: «Всегда». Всегда, к любому выступлению – на плацу, на Сенатской площади, в концертном зале, с военным или симфоническим оркестром – относиться, как к главному событию в карьере.

– Вы замечательно ведёте собственные концерты. Любите «поговорить?»

– Поговорить любят все. Так сложилось, что однажды мне обязательно нужно было прокомментировать программу, чтобы всем было понятно, почему мы исполняли определенную музыку. Дальше как-то пошло само собой. Публика (особенно в Петербурге) может даже обидеться, если я вдруг не комментирую свое выступление.

– Традиции это прекрасно, но что с современным репертуаром российских военных коллективов? Как он пополняется? Есть ли «свои» авторы?

– К сожалению, золотой век давно прошел. Писать музыку для военных оркестров в нашей стране непрестижно, и ее не пишут. На Западе по-другому. Это вопрос, в первую очередь, экономический. Профессиональные композиторы должны зарабатывать своим трудом, поэтому их взгляды устремлены к более перспективным жанрам. «Свои» авторы были и есть, но они не в силах переломить тенденцию.

– А новые военно-музыкальные традиции сегодня зарождаются?

–  О новых традициях судить сложно. Традиции – это сохранение старого. Вот когда увидим, что из того, что было сделано нашим поколением, что-то утвердилось, поговорим о новых традициях.

– Ваш юбилейный концерт проходит в Большом зале Московской консерватории. Для вас это родные стены?

– Да, можно так сказать. В Большом зале Московской консерватории я сдавал свой дирижерский государственный экзамен с Образцовым оркестром ВМФ СССР. Последние 13 лет я руководил этим коллективом, и мы много играли в этом замечательном зале. Мне очень приятно, что в день своего 60-летия я выступлю в любимом зале Московской консерватории с любимым оркестром Военно-морского флота…

– Серьезные и даже знаменитые музыканты, служившие под вашим началом... Таких ведь немало! И играют, и дирижируют.

– И преподают! Действительно, многие музыканты, служившие под моим началом, продолжают свою карьеру в лучших оркестрах и театрах страны. Мы сохраняем дружеские отношения. Мне это очень приятно.

За пультом Тюменского филармонического оркестра.

– Недавно вы побывали в Тюмени. Это первая ваша встреча с Тюменским филармоническим оркестром? Как впечатления?

– Да, в Тюмени я побывал впервые. Выступление с Тюменским филармоническим оркестром доставило мне большую творческую радость. Прекрасный оркестр! Молодой не только по дате создания, но и по составу исполнителей. Энергичный, виртуозный, очень отзывчивый, тонкий и вдохновенный! Конечно, это заслуга безвременно ушедшего из жизни руководителя коллектива, маэстро Евгения Шестакова. Сюрпризом оказалась для меня и тюменская публика. Ни телефонных звонков во время концерта, ни аплодисментов между частями сочинений. Полная сосредоточенность на музыке. Сразу вспомнилась публика Ленинградской филармонии времён Евгения Александровича Мравинского. Я счастлив, что культура слушателя, которая отчасти потеряна в столичных городах, сохраняется в российской глубинке. Всё это говорит о большой кропотливой филармонической работе, которая серьезно поддерживается губернатором Тюменской области, главой города и городской Думой. И конечно, неизгладимое впечатление произвел на меня горячий прием!

Мы говорили сегодня о военных музыкантах. Но ведь среди военных (по службе) всегда было много музыкантов (по призванию). Вспомним Алябьева, чье имя связано с Тобольском, исторической жемчужиной Тюменской области. Герой Отечественной войны 1812 года, друг Дениса Давыдова и в то же время автор гениальных романсов. Что-то в этом есть. Офицеры — романтики в душе?

– С этим нельзя не согласиться. Офицерами были и Римский-Корсаков, и Мусоргский, и Бородин, и многие другие, оставившие свой неизгладимый след в отечественной музыке.

– Мне вспоминается посещение крейсера «Пётр Великий». Огромное впечатление произвели морские офицеры – разносторонне образованные, глубокие, невероятно обаятельные люди. Среди них были и истинные меломаны.

– По понятным причинам мне приходилось много общаться с офицерами Военно-морского флота. Среди них есть не просто меломаны, но настоящие ценители, прекрасно разбирающиеся в симфонической, оперной, балетной музыке. Как мне рассказывали старые офицеры-подводники, перед выходом в море они собирали целые чемоданы виниловых пластинок и, уже находясь на боевой службе, в свободное от вахты время слушали классику. Мне всегда радостно видеть на наших концертах адмиралов, офицеров ВМФ и курсантов военно-морских училищ Санкт-Петербурга. В этом залог высокой культуры нашего будущего Флота.

– Мне кажется, вы находитесь сегодня на пороге нового творческого этапа.

– Я очень на это надеюсь. Много замыслов, идей и планов. Хотелось бы их все осуществить!

– С тех пор, как Вы пришли в Центральный оркестр ВМФ, а было это, если не ошибаюсь, в 2007-м году, многое изменилось. Оркестр засверкал! Проекты, фестивали, гастроли, своя публика… Авторитет руководителя? Грамотный менеджмент? За счет чего современный оркестр может выйти на авансцену?

Залог успеха – целенаправленный упорный труд, достаточно напряженный, но благодарный и приносящий творческое удовлетворение. Постоянные, ежедневные репетиции, отработка, шлифовка, расширение репертуара. Концерты – это не только вдохновенное музицирование. Это учеба, постоянное совершенствование ансамбля и артистизма, привыкание к работе «на публику». В итоге, большая концертная практика в соединении с непрерывными репетициями начинает давать хорошие результаты: оркестр замечают и публика, и концертные организации, появляются новые статусные приглашения, залы заполняются до отказа.

Дальше дело за малым – всегда быть на высоте!

Беседовала Татьяна ЦВЕТКОВСКАЯ

Фото из личного архива А.Карабанова.

13.05.2021



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей