• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


06.06.2021

Кирилл Ошеров:
«Наша задача – создание новой музыки».

9 июня на большой сцене Клуба Алексея Козлова будет представлен молодой музыкальный проект «Треугольный сон», работающий в стиле World Ethno Fusion. Перед концертом, корреспондент «Музыкального Клондайка» встретился с основателем и руководителем проекта Кириллом Ошеровым.

Кирилл – единственный в России перкуссионист, владеющий иранским классическим барабаном томбак. Он мультиинструменталист, в арсенале которого хэндпан, рамочные барабаны, уду, дарбука, собственная перкуссионная установка и множество перкуссионных инструментов со всего мира.

Кирилл Ошеров. фотограф Вламир Котов

- Кирилл, первый вопрос у меня связан как ни банально, но с музыкальным образованием. Посмотрев весь список музыкальных инструментов, которыми вы владеете, нельзя не спросить: а с какого из них начиналось погружение в мир музыки?

- Я начинал играть на джембе (прим. редакции – африканский барабан) на улице: играл на Кузнецком мосту, на Болотной площади… Потом мне это наскучило, потому что  я понял, что так у меня не может быть никакого развития. Я считаю своей отправной точкой 2010 год, когда я учился в ГИТИСе. В этот год я поехал на остров Крит на музыкальный фестиваль «Лабиринт» - так называемую музыкальную семинарию. В программу фестиваля входят курсы по повышению квалификации для исполнителей. Основателем фестиваля является Росс Дейли – всемирно известный музыкант из Ирландии, который много путешествовал и обосновался на Крите. Он начинал играть непосредственно на греческих инструментах и сейчас Росс Дейли – один из самых значимых и влиятельных музыкантов в данном направлении. В частности, он преобразовал такой инструмент, как критская лира, сделав его более эволюционным, добавив резонаторные струны. Также стоит отметить, что он мультиинструменталист. Лично для меня он является одним из ориентиров в жанре Contemporary Modal Music – современной модальной музыки.

Наверное, стоит немного определиться с терминологией. Модальная музыка – та, что построена на ладах. А лад – это музыкальная последовательность, определенная в каждой традиции. Она отличается: турецкая и греческая, индийская, иранская и т.д. Например, в иранской традиции, в отличие от остальных, немного другая нотная запись и понимание музыки, но все эти традиции объединены наличием 12 ступеней и дополнительных четвертьтонов. В частности, это описано в книге, которая называется «Turkish Music Makam Guide» (автор Мурат Айдемир).

На критский фестиваль я попал случайно. Пробовал учиться на томбаке, искал материалы в сети, и в Facebook один грек посоветовал мне отправиться на это мероприятие. В тот момент там как раз преподавал Педрам Хаварзамини. Тогда я не знал, кто это, но ознакомившись с видеороликами, понял, что он - музыкант запредельного уровня.

В тот момент я играл в качестве хобби, но мне улыбнулась удача попасть сразу к одному из самых крутых мастеров. Там же я познакомился с Зохаром Фреско – виртуозным перкуссионистом израильско-турецкого происхождения. Сейчас он один из самых знаменитых исполнителей на рамочных барабанах.

Именно этих мастеров я могу назвать своими учителями, от которых я впитывал знания. Безусловно, есть и другие люди, которые способствовали и продолжают способствовать моему становлению, но Педрама и Зохара я выделяю особенно.

 

- Опять же, об инструментах. Они все связаны с традициями разных музыкальных культур и направлений.

- Когда ты играешь на этих инструментах, ты не можешь не слушать данную музыку. Иначе ты не научишься играть. К примеру, если ты пытаешься научиться играть на томбаке, но при этом слушаешь только Drum and Bass или House, то у тебя ничего не выйдет.

Музыкант должен знать и впитать культуру через музыку, потому что мелодия с ритмом идут рука об руку. И, если у тебя только ритм, то ты словно без одной руки.

Мне нравится тот жанр, в котором я работаю. Вообще, я меломан и у меня нет определенного стиля, которому я отдавал бы предпочтение при прослушивании. Единственное, что я не слушаю «тяжелую» музыку.

Мне нравится много современных стилей, в том числе и рэп, который я начал слушать в достаточно юном возрасте. Этническая музыка также рано влилась в мою жизнь. Когда учился играть на томбаке, то начал знакомиться с иранской народной музыкой.

Это можно сравнить с заплетением косички – одно за другое, и постепенно углубляется.

- Кто, на ваш взгляд, может называться представителем такого направления, как World Music?

- Исполнитель или коллектив могут называться World Music-исполнителями, если кто-то из них реально осведомлен о традиции. Геннадий Лаврентьев, который является одним из музыкантов «Треугольного сна», очень хорошо разбирается в индийской и турецкой музыкальной традиции. Он играет на виолине именно в индийском стиле, и таких исполнителей очень мало в России.

В этом и заключается отличие от самодеятельности – когда человек услышал и подхватил несколько мотивов и на этом его развитие закончилось. Для того чтобы World Music исполнитель отвечал за себя, он должен быть преподнесен именно со знанием. Индийская, турецкая и иранская традиции богаты своими развернутыми импровизациями.

- Смотрите – в случае, если мы говорим о народной музыке или глобально возьмем жанр World Music, – многие музыканты, которые ищут аутентичное историческое звучание, направляются в так называемые экспедиции. Они находят носителей знаний и через запись на диктофон сохраняют напевы, звучание и т.д. В вашем случае, присутствует такое явление? Т.е. посещая другие стран, и приобщаясь к культуре, как вы вводите и осваиваете те или иные звучания?

- Как раз мое путешествие на Крит было таким опытом. Мне не нужно было самостоятельно выстраивать маршруты, так как Росс Дейли собрал всех именитых мастеров в одном месте. И я именно перенимал традицию. В то же время, мне хочется отправиться в Израиль и Иран. В Иран у нас были запланированы гастроли, но из-за пандемии нам пришлось их перенести.

- Недавно у вас вышел альбом «NATURAL STATE». Можете рассказать о работе над ним и о его концепции?

- Это музыка моего авторства. Значительную роль в работе над альбомом сыграл саунд-продюсер Андрей Демиденко. В каждую песню, которая числится на альбоме, он вложил от 10 до 50%.

«NATURAL STATE» – квинтэссенция моего музыкального пути и опыта за последние годы. Отмечу, что у меня нет профессионального музыкального образования, и в мелодиях я ограничен. Я сочинял композиции, отталкиваясь от ритмов, и уже позже облекал их в мелодические партии. Но все эти мелодии не были вымучены, они не составлялись математически, наоборот – придуманы достаточно спонтанно.

Хотя там и задействованы традиционные народные инструменты из разных культур, я не причисляю этот альбом к направлению World Music. И он не относится к Contemporary Modal Music. Это мелодии, которые «пришли» ко мне, и я облек их в определенную форму. Также хочу сказать, что на создание альбома меня подтолкнул Сергей Пушкин, спродюсировавший и выпустивший его на своем лейбле. Сергей - известный ди-джей, и вы можете знать его под псевдонимом Betelgeize.

«Треугольный сон». Фотограф Вламир Котов

- Хочу поговорить с вами о вашем коллективе «Треугольный сон». Можете рассказать о ваших коллегах, участниках группы? Как вы начали вместе работать?

- До создания коллектива мы друг друга знали и играли вместе на различных концертах. Нас объединила любовь к модальной истории. Я долгое время не мог реализовать некоторые свои идеи, потому что рядом не было подходящих людей.

Нас объединило стремление к работе. Например, Паата Чакаберия – реальный практик. Он в свои достаточно юные годы умеет и знает намного больше меня. Геннадий Лаврентьев - опытный музыкант, знакомый с традициями разных культур. У меня одного не получилось бы реализовать те идеи, которые уже претворились или находятся у нас в разработке, потому что у меня не было такого количества знаний.

Мне нравится работа в команде, так как она приносит большие плоды. Например, мы сыграли с оркестром La Primavera в Казани и получили положительные отзывы от именитых музыкантов. Я считаю это одним из главных наших достижений. Наша задача – создание новой музыки. Мы не пытаемся подстроиться или кого-то копировать. Мы делаем нечто свое: аутентичное, неповторимое и неплоское.

 

- Как вы отбираете коллективы и музыкантов для сотрудничества, что для вас важно? Вы работаете со многими известными исполнителями в жанре ethnic fusion. И, конечно, не могу не упомянуть ваше сотрудничество с камерным оркестром La Primavera.

- Сотрудничество с оркестром – одна из давних моих целей. Однажды Валерий Толстов – известный в World Music-среде музыкант, пригласил меня поучаствовать в его проекте Authentic Light Orchestra, где я непосредственно познакомился с камерным оркестром La Primavera. Это был мой первый опыт такой работы. Это было потрясающее ощущение, ни с чем не сравнимое. И, конечно, я загорелся желанием, чтобы «Треугольный сон» поработал с этим оркестром. И все сложилось.

Что касается сотрудничества с другими музыкантами – оно определяется возможностью других исполнителей сыграть материал. Например, я могу пригласить к сотрудничеству великолепного, технически подкованного джазового саксофониста, но в итоге мы получим скучное звучание. Почему мы сотрудничаем с Олегом Моряхиным (саксофонист): у него есть понимание модальной музыки, микротональной. Янис Кофопулос – является представителем этноса, откуда эта музыка «прорастает».

Я могу пригласить к сотрудничеству только тех, кто ориентируется в традиции. На самом деле у нас довольно маленькое комьюнити: в основном территориально ограничено Москвой.

«Треугольный сон». Фотограф Вламир Котов

- Совсем скоро вы выступите на Большой сцене в Клубе Алексея Козлова. Кто выступит вместе с вами?

- Основное достижение для нашего концерта то, что он будет проходить на большой сцене. Стоит понимать, что попасть на большую сцену клуба Алексея Козлова совсем непросто, музыканты забивают эту площадку более, чем на полгода вперед.

Так как сцена большая, у нас широкий состав исполнителей. В этот раз с нами вместе выступит Артур Газаров – известный в России перкуссионист, который немного изменит наше ритмическое движение в коллективе. Также мы пригласили Олега Моряхина. И мне поможет Любава Соколова, играющая на хэндпане. Андрей Демиденко сыграет на флейте и выступит в вокальных партиях.

Совсем недавно я познакомился с Хассаном Белкассем. Он родом из Алжира и в данный момент учится в Академии имени Маймонида по классу виолончели. Но он является профессиональным музыкантом на кануне – это струнный музыкальный инструмент, чем-то напоминает наши гусли, который является традиционным инструментом в Египте, Иране, Азербайджане и Средней Азии.

Сейчас мы плотно сотрудничаем с Хассаном и он выступит, как наш специальный гость.

Александра САЙДОВА
фото Вламир Котов

06.06.2021



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей