Новости


Подписаться на новости


12.08.2021

УРА – ФЕСТИВАЛЮ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ЮРМАЛЕ!

Сэр Джон Элиот Гардинер. Фото Рейнис Олинс

Большой друг «Музыкального Клондайка» композитор Александр Журбин продолжает щедро делиться своими впечатлениями о ярких музыкальных событиях, на которых ему довелось побывать. Сегодня Александр Борисович рассказывает о Фестивале  классической музыки в Юрмале. 

Фестиваль классической музыки в Юрмале  - это что-то совсем новое, и широкой публике пока не известное. В этом году он проводится во второй раз. По идее,  второй раз должен был быть в прошлом году, но, по понятным причинам, фестиваль был перенесен. В этом, 2021 году, организаторы фестиваля решили, что больше откладывать нельзя.Фестиваль открылся в назначенные сроки и имеет – пока! - огромный успех.

Но при  этом все было непросто. И прежде чем рассказать о моих музыкальных впечатлениях, расскажу некоторую предысторию  уже состоявшихся концертов. Сразу скажу, что это уже опубликованная информация, никакого особого «инсайда» у меня нет…

Итак, конечно, открытие Фестиваля планировалось заранее, за много месяцев. Были приглашены дирижер и солисты, а  в качестве оркестра был выбран Оркестр Баварского Радио, очень известный, выдающийся коллектив, которым в разное время руководили такие великие маэстро, как Колин Дэвис и Лорин Маазель, а с 2003 года по 2019 год, то есть целые 16 лет, до самой своей смерти, этим оркестром  руководил наш дирижер, великий музыкант Марис Янсонс. ( Кстати с 2023 года этот оркестр возглавит великий Саймон Рэттл). Я приношу свои извинения, что называю Мариса «нашим». Нет, конечно, он был официально латыш, и родился в Риге, как и положено. Правда, родился он в 1943 году, когда еще была немецкая оккупация, и его мама, оперная певица Ида Блюменфельд, полтора года прятала его от гитлеровцев, почти до окончания войны. Все его родственники по материнской линии были уничтожены в Рижском гетто.

Так что с галахической точки зрения он был, безусловно, евреем. Но его отец был, конечно, латышом, и одним из самых выдающихся латышей-музыкантов. До сих пор в фойе зала «Дзинтари», что находится на побережье Балтийского моря в Юрмале,  стоит мощная огромная статуя Арвида Янсонса, великого музыканта и дирижера (кстати, почему она не стоит на улице, где нибудь у входа в зал  - ума не приложу. Очевидно, это дело будущего).

Но при этом Мариса Янсонса, так же как и его отца, вполне можно назвать российским музыкантом и дирижером. 

Уже в 1952 году Мравинский пригласил Арвида Янсонса в Ленинград, и он стал вторым дирижером этого замечательного оркестра, единственного оркестра в СССР, который имел наименование «заслуженный коллектив республики». Естественно, вся семья переехала в Ленинград, и именно там сформировался и созрел великий дирижер Марис Янсонс. 

Я бы мог еще много рассказывать о Марисе. Судьба подарила мне счастье быть с ним знакомым, еще в Питере, где я учился в аспирантуре, мы несколько раз встречались за одним столом, а потом встречались и в Москве, и в Нью-Йорке. Не буду врать, что мы были близкие друзья. Но он меня узнавал, интересовался, как дела и что нового.

А я всегда восхищался его искусством. Его удивительным дирижированием, его musicianship, пониманием, и его безукоризненной чистотой и преданностью своей богине -  МУЗЫКЕ.

* * * 

Наверное, вы спросите, почему я так долго говорю о Марисе Янсонсе, и никак не перейду к рассказу о концертах Фестиваля «Рига-Юрмала», в которых Марис Янсонс, умерший два года назад, никак не мог участвовать?

А он участвовал, да еще как.

Сейчас расскажу.

Андраш Шифф и MARIS JANSONS FESTIVAL ORCHESTRA. Фото Паульс Звирбулис

Дело в том, что Оркестр Баварского радио, о котором я рассказывал выше, и который должен был стать основным участником первого уик-энда, неожиданно получил приказ (уж не знаю кто у них там начальник, то ли Радио, то ли ТВ, или просто Дирекция) что ехать в Латвию запрещено.

Причина: Ковид! 

Не буду вдаваться в подробности, какие были цифры в это время, но в Баварии жесткие законы: нет и все.

Понятное дело, это был сильный удар, и по Фестивалю, и по оркестру. Когда это случилось, все именитые оркестры уже были расписаны и, так сказать, «забуканы» ☺. Искать новый оркестр было невозможно, менять дирижера и солистов нереально. В мире звезд классической музыки все планируется за годы, и никакие мгновенные замены не возможны.

И тут случилось чудо.

Оказалось, что концертмейстер оркестра, великолепный музыкант Томас Райф дружил с Марисом Янсонсом. Дружил по-настоящему, долгие годы, их связывало не только совместное музицирование, но и сердечные, добрые отношения. 

И вот этот Томас решает, что фестиваль в Риге родном городе Мариса, срывать нельзя. 

И он начинает буквально партизанское движение среди своих коллег-музыкантов, под лозунгом: мы должны поехать в Ригу! 

После долгих уговоров и переговоров 60 музыкантов откликнулись на его призыв. Что действительно было чудом: ослушаться начальства в Баварии очень опасно. Остальных набрали по всей Германии, создали доселе не существовавший оркестр под названием «Фестивальный оркестр Мариса Янсонса» буквально в последние дни перед поездкой порепетировали – маэстро Гардинер выкроил для этого время – и фестиваль Рига-Юрмала был спасен…

Я расскажу о тех концертах, на которых нам с Ирэной, моей женой довелось быть.

Но прежде я хочу сказать, какие лица были у этих музыкантов. Да, во имя музыки, во имя фестиваля, и в память о своем многолетнем руководителе Марисе Янсонсе, они не побоялись ни ковида, ни гнева начальства, и на их лицах была печать вдохновения и высшего смысла.

Браво, прекрасные музыканты!

***

Фестиваль начался вечером 16 июля 2021 года в концертном зале Дзинтари.

Как я уже сказал выше, он проводится всего во второй раз, но уже имеет большой успех у меломанов многих стран…

Здесь много гостей из разных уголков Европы - Германии, Швеции, Финляндии, Великобритании. Как ни странно, практически совсем нет россиян, очевидно, из-за ковидных запретов. 

Но много русскоговорящих людей из Риги, самой Юрмалы, а так же из Литвы и Эстонии.

Надо сказать, что фестиваль действительно заслуживает внимания любителей музыки со всего мира, и уверенно завоевывает свой авторитет. Сами посудите - в программе Фестиваля дирижеры Джон Элиот Гардинер, Юрий Темирканов, Дэниел Хардинг и Андрис Нелсон, певцы Матиас Гёрне, Рене Флеминг и Брин Терфель, пианисты Михаил Плетнев, Александр Канторов, Юджа Ванг, Андраш Шифф и Аркадий Володось, виолончелист Миша Майский..,- о чем еще можно мечтать в наше пандемийное время.

Это я назвал имена только звезд… Но есть еще множество более молодых и менее известных музыкантов, но это, как считается, «восходящие звезды».

***

Стоит пояснить, что модель фестиваля придумана необычная. Он происходит только по уик-эндам… и это правильная модель для таких городов, как Рига… Ведь все живут или в часе езды на машине, или в часе авиаперелета. И все с удовольствием приезжают-прилетают, и с удовольствием проводят  уик-энд на чудесном берегу теплого Балтийского моря ( я не оговорился: в этом году температура морской воды +24! Такого никогда не бывало!)

Фото Рейнис Олинс

Надо отдать должное устроителям: с эпидемиологическим контролем здесь все очень строго,  при входе проверяют паспорта и «ковидпассы» европейского образца… при мне несколько нарядных пар были отправлены домой…

***

Концерт Открытия Фестиваля прошёл при полном аншлаге.., несмотря на жуткую жару - небывалая в этой зоне температура под 30 градусов держалась уже неделю.., но народ был наряден, чутко слушал (правда хлопали между частями, но что поделать - курортный сезон!) 

Сэр Джон Элиот Гардинер показал себя как музыкант экстра-класса, собственно, как и всегда. Чаще всего его помнят как блистательного исполнителя барочной и ещё более ранней музыки, но тут он играл классика Моцарта и романтика Шумана. И это было прекрасно!

А концерт Моцарта номер 20, ре-минор, играла американская пианистка Yuja Wang, - (в русской транскрипции Юйдзя Ван, хотя я бы лучше сказал Юджа Ван) хорошо известная в России… Ее Моцарт был изящен, порой чрезмерно сентиментален - во второй части, порой суховат - в финале. Но на бис она  превосходно и обаятельно сыграла Мендельсона и Шуберта, а также свою коронную  - некую псевдо-импровизацию на тему "Rondo Alla Turca", которую сочинил Аркадий Володось.  Это вызвало в зале экстатический восторг! (все наверняка видели этот номер на YouTube, а люди любят знакомое, особенно курортники…).

Во втором отделение была 2-я симфония Шумана. Это не совсем обычная симфония XIX века, в ней вторая часть - Скерцо, а третья – Адажио, а не наоборот, как обычно. В ней много лейттем, и вообще много суггестивной,  серьезной, очень серьезной музыки. Однако, публика выдержала все это с легкостью, а в конце после симфонии  устроили долгую стоячую овацию! 

На бис оркестр повторил вторую часть симфонии “Scherzo” в два раза быстрее, чем в первый раз… 

Это было забавно… и здорово!

Юджа Ванг. Фото Паульс Звирбулис

Короче, Фестиваль  начался с блеском. Толпа была довольна, и поглощала музыку с жадностью… 

На следующий день был Lieder Abend великого немецкого певца Маттиаса Гёрне, которого справедливо считают продолжателем дела незабвенного Фишера-Дискау. 

Я помню концерт Гёрне лет 5 назад в Москве, в Доме музыки, когда он пел «Зимний путь»  Шуберта, поставленный замечательным южноафриканским режиссером и художником Уильямом Кентриджем. (я видел несколько его постановок в Метрополитен-опере).

Герне и в Риге пел замечательно,  в программе ожидаемо были Шуберт, Шуман и Брамс.

А потом, в воскресный день, вечером, завершая первый уикэнд  Фестиваля, на сцену опять вышел Фестивальный оркестр имени Мариса Янсонса, и дирижер Джон Элиот Гардинер. В программе была романтика – фортепианный концерт Шумана, и Первая симфония Брамса.

Солистом в концерте Шумана был суперзвезда современного пианизма, 67 летний артист экстра-класса, венгр по происхождению, живущий в Швейцарии, британский подданный сэр Андраш Шифф. Этот удивительный музыкант уже долгие годы  являет собой пример великого мастерства и преданности великой музыке. Он почти никогда не играет музыку авангарда, музыку модерна, пожалуй, последним по времени жизни композитором, которого он исполняет  является Барток, его соотечественник, умерший в 1945 году. После этой даты Шифф никакую музыку, очевидно, не признает. Но зато он записал все прелюдии и фуги Баха, все сонаты Бетховена, и много еще таких же полных комплектов. 

Он человек невысокого роста, с тихим голосо и мягкой походкой, но когда он начинает играть, то перед нами рождается целый мир.

Концерт Шумана – технически несложный концерт, сейчас его в состоянии сыграть ученик 8 класса музыкальной школы, - но сколько там всего заложено! И интерпретация Шиффа была высшего класса, и мудрость, и праздничность, даже безумие Шумана  проступали  под пальцами этого человека. На бис он сыграл «Интермеццо» Брамса. Сыграл тихо, печально… и волшебно…

***

Ну, а потом была Первая симфония Брамса. Великая музыка, великая симфония, написанная композитором, уже не очень молодым, в 44 года, и над которой он работал около 15 лет.

Ее не зря называли Десятой симфонией Бетховена – во первых, потому что она очень большая, крупная, мощная симфония, никто такого не писал со времени смерти Бетховена. Ну, и конечно, нельзя не заметить, что главная тема финала этой симфонии явно напоминает «Оду к Радости» из Девятой симфонии великого Людвига. Но это сразу заметно, и Брамс совершенно этого не стеснялся, а наоборот, если кто-то ему говорил об этом, он отвечал: «Ну, это и дураку заметно…»…

Конечно ни о каком плагиате здесь не может быть и речи, скорее это дань уважения своему великому предшественнику, своего рода tribute…

Концерт получился на славу. 

Не было никакой пошлости и гламура, никаких ненужных комментариев и конферанса, все было очень по европейски, дух «Новой Волны» и «КВНа», проходивших в этих стенах, кажется, был полностью вычищен.

Через уикэнд будет следующая фестивальная программа. Ожидаются дирижер Юрий Темирканов со своим Петербургским «заслуженным коллективом», виолончелист Миша Майский, Михаил Плетнев, Рене Капюсон, и Аркадий Володось. 

Ждем с нетерпением!

Браво, Фестиваль Рига-Юрмала! И тем, кто это придумал и воплотил это в жизнь!

Фото предоставлены Riga Jurmala Music Festival

Продолжение следует...

 

12.08.2021



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей