Новости |
УРА – ФЕСТИВАЛЮ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ЮРМАЛЕ!
Сэр Джон Элиот Гардинер. Фото Рейнис Олинс
Большой друг «Музыкального Клондайка» композитор Александр Журбин продолжает щедро делиться своими впечатлениями о ярких музыкальных событиях, на которых ему довелось побывать. Сегодня Александр Борисович рассказывает о Фестивале классической музыки в Юрмале.
Фестиваль классической музыки в Юрмале - это что-то совсем новое, и широкой публике пока не известное. В этом году он проводится во второй раз. По идее, второй раз должен был быть в прошлом году, но, по понятным причинам, фестиваль был перенесен. В этом, 2021 году, организаторы фестиваля решили, что больше откладывать нельзя.Фестиваль открылся в назначенные сроки и имеет – пока! - огромный успех.
Но при этом все было непросто. И прежде чем рассказать о моих музыкальных впечатлениях, расскажу некоторую предысторию уже состоявшихся концертов. Сразу скажу, что это уже опубликованная информация, никакого особого «инсайда» у меня нет…
Итак, конечно, открытие Фестиваля планировалось заранее, за много месяцев. Были приглашены дирижер и солисты, а в качестве оркестра был выбран Оркестр Баварского Радио, очень известный, выдающийся коллектив, которым в разное время руководили такие великие маэстро, как Колин Дэвис и Лорин Маазель, а с 2003 года по 2019 год, то есть целые 16 лет, до самой своей смерти, этим оркестром руководил наш дирижер, великий музыкант Марис Янсонс. ( Кстати с 2023 года этот оркестр возглавит великий Саймон Рэттл). Я приношу свои извинения, что называю Мариса «нашим». Нет, конечно, он был официально латыш, и родился в Риге, как и положено. Правда, родился он в 1943 году, когда еще была немецкая оккупация, и его мама, оперная певица Ида Блюменфельд, полтора года прятала его от гитлеровцев, почти до окончания войны. Все его родственники по материнской линии были уничтожены в Рижском гетто.
Так что с галахической точки зрения он был, безусловно, евреем. Но его отец был, конечно, латышом, и одним из самых выдающихся латышей-музыкантов. До сих пор в фойе зала «Дзинтари», что находится на побережье Балтийского моря в Юрмале, стоит мощная огромная статуя Арвида Янсонса, великого музыканта и дирижера (кстати, почему она не стоит на улице, где нибудь у входа в зал - ума не приложу. Очевидно, это дело будущего).
Но при этом Мариса Янсонса, так же как и его отца, вполне можно назвать российским музыкантом и дирижером.
Уже в 1952 году Мравинский пригласил Арвида Янсонса в Ленинград, и он стал вторым дирижером этого замечательного оркестра, единственного оркестра в СССР, который имел наименование «заслуженный коллектив республики». Естественно, вся семья переехала в Ленинград, и именно там сформировался и созрел великий дирижер Марис Янсонс.
Я бы мог еще много рассказывать о Марисе. Судьба подарила мне счастье быть с ним знакомым, еще в Питере, где я учился в аспирантуре, мы несколько раз встречались за одним столом, а потом встречались и в Москве, и в Нью-Йорке. Не буду врать, что мы были близкие друзья. Но он меня узнавал, интересовался, как дела и что нового.
А я всегда восхищался его искусством. Его удивительным дирижированием, его musicianship, пониманием, и его безукоризненной чистотой и преданностью своей богине - МУЗЫКЕ.
* * *
Наверное, вы спросите, почему я так долго говорю о Марисе Янсонсе, и никак не перейду к рассказу о концертах Фестиваля «Рига-Юрмала», в которых Марис Янсонс, умерший два года назад, никак не мог участвовать?
А он участвовал, да еще как.
Сейчас расскажу.
Андраш Шифф и MARIS JANSONS FESTIVAL ORCHESTRA. Фото Паульс Звирбулис
Дело в том, что Оркестр Баварского радио, о котором я рассказывал выше, и который должен был стать основным участником первого уик-энда, неожиданно получил приказ (уж не знаю кто у них там начальник, то ли Радио, то ли ТВ, или просто Дирекция) что ехать в Латвию запрещено.
Причина: Ковид!
Не буду вдаваться в подробности, какие были цифры в это время, но в Баварии жесткие законы: нет и все.
Понятное дело, это был сильный удар, и по Фестивалю, и по оркестру. Когда это случилось, все именитые оркестры уже были расписаны и, так сказать, «забуканы» ☺. Искать новый оркестр было невозможно, менять дирижера и солистов нереально. В мире звезд классической музыки все планируется за годы, и никакие мгновенные замены не возможны.
И тут случилось чудо.
Оказалось, что концертмейстер оркестра, великолепный музыкант Томас Райф дружил с Марисом Янсонсом. Дружил по-настоящему, долгие годы, их связывало не только совместное музицирование, но и сердечные, добрые отношения.
И вот этот Томас решает, что фестиваль в Риге родном городе Мариса, срывать нельзя.
И он начинает буквально партизанское движение среди своих коллег-музыкантов, под лозунгом: мы должны поехать в Ригу!
После долгих уговоров и переговоров 60 музыкантов откликнулись на его призыв. Что действительно было чудом: ослушаться начальства в Баварии очень опасно. Остальных набрали по всей Германии, создали доселе не существовавший оркестр под названием «Фестивальный оркестр Мариса Янсонса» буквально в последние дни перед поездкой порепетировали – маэстро Гардинер выкроил для этого время – и фестиваль Рига-Юрмала был спасен…
Я расскажу о тех концертах, на которых нам с Ирэной, моей женой довелось быть.
Но прежде я хочу сказать, какие лица были у этих музыкантов. Да, во имя музыки, во имя фестиваля, и в память о своем многолетнем руководителе Марисе Янсонсе, они не побоялись ни ковида, ни гнева начальства, и на их лицах была печать вдохновения и высшего смысла.
Браво, прекрасные музыканты!
***
Фестиваль начался вечером 16 июля 2021 года в концертном зале Дзинтари.
Как я уже сказал выше, он проводится всего во второй раз, но уже имеет большой успех у меломанов многих стран…
Здесь много гостей из разных уголков Европы - Германии, Швеции, Финляндии, Великобритании. Как ни странно, практически совсем нет россиян, очевидно, из-за ковидных запретов.
Но много русскоговорящих людей из Риги, самой Юрмалы, а так же из Литвы и Эстонии.
Надо сказать, что фестиваль действительно заслуживает внимания любителей музыки со всего мира, и уверенно завоевывает свой авторитет. Сами посудите - в программе Фестиваля дирижеры Джон Элиот Гардинер, Юрий Темирканов, Дэниел Хардинг и Андрис Нелсон, певцы Матиас Гёрне, Рене Флеминг и Брин Терфель, пианисты Михаил Плетнев, Александр Канторов, Юджа Ванг, Андраш Шифф и Аркадий Володось, виолончелист Миша Майский..,- о чем еще можно мечтать в наше пандемийное время.
Это я назвал имена только звезд… Но есть еще множество более молодых и менее известных музыкантов, но это, как считается, «восходящие звезды».
***
Стоит пояснить, что модель фестиваля придумана необычная. Он происходит только по уик-эндам… и это правильная модель для таких городов, как Рига… Ведь все живут или в часе езды на машине, или в часе авиаперелета. И все с удовольствием приезжают-прилетают, и с удовольствием проводят уик-энд на чудесном берегу теплого Балтийского моря ( я не оговорился: в этом году температура морской воды +24! Такого никогда не бывало!)
Фото Рейнис Олинс
Надо отдать должное устроителям: с эпидемиологическим контролем здесь все очень строго, при входе проверяют паспорта и «ковидпассы» европейского образца… при мне несколько нарядных пар были отправлены домой…
***
Концерт Открытия Фестиваля прошёл при полном аншлаге.., несмотря на жуткую жару - небывалая в этой зоне температура под 30 градусов держалась уже неделю.., но народ был наряден, чутко слушал (правда хлопали между частями, но что поделать - курортный сезон!)
Сэр Джон Элиот Гардинер показал себя как музыкант экстра-класса, собственно, как и всегда. Чаще всего его помнят как блистательного исполнителя барочной и ещё более ранней музыки, но тут он играл классика Моцарта и романтика Шумана. И это было прекрасно!
А концерт Моцарта номер 20, ре-минор, играла американская пианистка Yuja Wang, - (в русской транскрипции Юйдзя Ван, хотя я бы лучше сказал Юджа Ван) хорошо известная в России… Ее Моцарт был изящен, порой чрезмерно сентиментален - во второй части, порой суховат - в финале. Но на бис она превосходно и обаятельно сыграла Мендельсона и Шуберта, а также свою коронную - некую псевдо-импровизацию на тему "Rondo Alla Turca", которую сочинил Аркадий Володось. Это вызвало в зале экстатический восторг! (все наверняка видели этот номер на YouTube, а люди любят знакомое, особенно курортники…).
Во втором отделение была 2-я симфония Шумана. Это не совсем обычная симфония XIX века, в ней вторая часть - Скерцо, а третья – Адажио, а не наоборот, как обычно. В ней много лейттем, и вообще много суггестивной, серьезной, очень серьезной музыки. Однако, публика выдержала все это с легкостью, а в конце после симфонии устроили долгую стоячую овацию!
На бис оркестр повторил вторую часть симфонии “Scherzo” в два раза быстрее, чем в первый раз…
Это было забавно… и здорово!
Юджа Ванг. Фото Паульс Звирбулис
Короче, Фестиваль начался с блеском. Толпа была довольна, и поглощала музыку с жадностью…
На следующий день был Lieder Abend великого немецкого певца Маттиаса Гёрне, которого справедливо считают продолжателем дела незабвенного Фишера-Дискау.
Я помню концерт Гёрне лет 5 назад в Москве, в Доме музыки, когда он пел «Зимний путь» Шуберта, поставленный замечательным южноафриканским режиссером и художником Уильямом Кентриджем. (я видел несколько его постановок в Метрополитен-опере).
Герне и в Риге пел замечательно, в программе ожидаемо были Шуберт, Шуман и Брамс.
А потом, в воскресный день, вечером, завершая первый уикэнд Фестиваля, на сцену опять вышел Фестивальный оркестр имени Мариса Янсонса, и дирижер Джон Элиот Гардинер. В программе была романтика – фортепианный концерт Шумана, и Первая симфония Брамса.
Солистом в концерте Шумана был суперзвезда современного пианизма, 67 летний артист экстра-класса, венгр по происхождению, живущий в Швейцарии, британский подданный сэр Андраш Шифф. Этот удивительный музыкант уже долгие годы являет собой пример великого мастерства и преданности великой музыке. Он почти никогда не играет музыку авангарда, музыку модерна, пожалуй, последним по времени жизни композитором, которого он исполняет является Барток, его соотечественник, умерший в 1945 году. После этой даты Шифф никакую музыку, очевидно, не признает. Но зато он записал все прелюдии и фуги Баха, все сонаты Бетховена, и много еще таких же полных комплектов.
Он человек невысокого роста, с тихим голосо и мягкой походкой, но когда он начинает играть, то перед нами рождается целый мир.
Концерт Шумана – технически несложный концерт, сейчас его в состоянии сыграть ученик 8 класса музыкальной школы, - но сколько там всего заложено! И интерпретация Шиффа была высшего класса, и мудрость, и праздничность, даже безумие Шумана проступали под пальцами этого человека. На бис он сыграл «Интермеццо» Брамса. Сыграл тихо, печально… и волшебно…
***
Ну, а потом была Первая симфония Брамса. Великая музыка, великая симфония, написанная композитором, уже не очень молодым, в 44 года, и над которой он работал около 15 лет.
Ее не зря называли Десятой симфонией Бетховена – во первых, потому что она очень большая, крупная, мощная симфония, никто такого не писал со времени смерти Бетховена. Ну, и конечно, нельзя не заметить, что главная тема финала этой симфонии явно напоминает «Оду к Радости» из Девятой симфонии великого Людвига. Но это сразу заметно, и Брамс совершенно этого не стеснялся, а наоборот, если кто-то ему говорил об этом, он отвечал: «Ну, это и дураку заметно…»…
Конечно ни о каком плагиате здесь не может быть и речи, скорее это дань уважения своему великому предшественнику, своего рода tribute…
Концерт получился на славу.
Не было никакой пошлости и гламура, никаких ненужных комментариев и конферанса, все было очень по европейски, дух «Новой Волны» и «КВНа», проходивших в этих стенах, кажется, был полностью вычищен.
Через уикэнд будет следующая фестивальная программа. Ожидаются дирижер Юрий Темирканов со своим Петербургским «заслуженным коллективом», виолончелист Миша Майский, Михаил Плетнев, Рене Капюсон, и Аркадий Володось.
Ждем с нетерпением!
Браво, Фестиваль Рига-Юрмала! И тем, кто это придумал и воплотил это в жизнь!
Фото предоставлены Riga Jurmala Music Festival
Продолжение следует...
12.08.2021
Анонсы |
-18.04.24-
-19.04.24-
-20.04.24-
-26.04.24-