• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


21.12.2023

Анна Фатьянова-Китина: «Слово должно быть живо»

В гостях у нашего издания – руководитель Московского открытого молодежного конкурса «Время петь Фатьянова»,  руководитель культурного центра Алексея Фатьянова – Анна Фатьянова-Китина.

Анна Фатьянова-Китина.
Фотограф Петр Колчин

- В первую очередь, конечно, хотелось бы у вас узнать об организации конкурса. То есть, из чего возник, как это происходило?

- Конкурс родился из идеи продвижения творчества Алексея Фатьянова и его соавторов – композиторов Бориса Мокроусова и Василия Соловьёва-Седого.

Мы хотели, чтобы дети и молодые исполнители узнали о песнях, несущих высокие идеалы, любовь и нежность. Поэтому мы решили, что настало время петь Фатьянова. Именно так и родилось название конкурса.

Старшее и среднее поколение хорошо знакомо с творчеством Алексея Ивановича по старым фильмам, где звучали его песни. А вот молодежь, конечно, уже зачастую их и не помнят, и не знают. А ведь это действительно красивая музыка, написанная по законам классики.

В творчестве Алексея Фатеева часто упоминается Москва. Здесь он жил, и здесь он похоронен. Именно поэтому мы решили провести конкурс в столице и подали на грант Мэра Москвы. В итоге идея всем очень понравилась, грант мы получили и приступили к реализации проекта.

Фото с конкурса.
Фотограф Петр Колчин

- А кто входил в состав жюри конкурса?

- У нас было профессиональное жюри. Интересно, что в него вошло три внука: внук композитора Бориса Мокроусова – Максим Мокроусов, внук композитора Василия Соловьёва-Седого – Василий Соловьёв-Седой младший, и я.

Председатель жюри – заслуженный артист России Валерий Сёмин. Также в жюри работали прекрасная певица Ольга Голицына, руководитель проекта «Опера LAB» Вера Никонова, пианист и композитор Михаил Спирин, пианист и педагог Константин Одегов, руководитель арт-проектов, продюсер Елена Бурцева, солист и художественный руководитель Коми республиканской филармонии, заслуженный артист Республики Карелия Владислав Косарев.

Все вместе мы работали с 20 марта по 30 октября.

- Ваш конкурс «Время петь Фатьянова» проходил в три этапа. Как это было?

- В I туре у нас поучаствовали 1,5 тысячи человек. Кроме России, были участники из Казахстана, Узбекистана, Армении, Таджикистана, Грузии и Беларуси. Помимо исполнения произведения на стихи Алексея Фатьянова было условие исполнения другой песни того времени – любого композитора или поэта. Ребята с этим справились замечательно, и во II тур вышло 520 человек. К III туру их осталось 110 человек. На очном этапе мы отобрали 27 исполнителей для участия в Гала-концерте. В основном в концерте приняли участие жители Москвы и области, но также мы пригласили участников из других регионов: Краснодарского края, Саратовской, Владимирской и Челябинской областей. Гала-концерт состоялся 30 октября на новой сцене МДМ театра «Маска», и я очень благодарна нашим партнерам за предоставление зала. Зал был полон слушателей.

Наши ребята исполняли песни Фатьянова вместе со звездами эстрады в сопровождении замечательного Оркестра русских народных инструментов Владимирской филармонии. Большой концерт пролетел в одно мгновение. Люди вызывали участников на «бис» и не хотели расходиться.

- Что вы можете рассказать о значении творчества Фатьянова и его наследии?

- Алексею Фатьянову я прихожусь внучкой, руковожу культурным центром его имени. Творчество Алексея Ивановича очень разнообразно и связано, конечно, со своей родиной. И сейчас нашим Фондом издается достаточно большое количество литературы, которая расходится буквально за пять минут. Уже есть идея переиздать многие книги, потому что они востребованы. Стихи Алексея Ивановича Фатьянова сразу запоминаются, потому что это обычные хорошие русские слова. Это замечательно сложенный русский язык с такими оборотами, которые нам понятны с самого детства. Его творчество очень разнообразно. Недавно вышла книга с его первыми стихами, со стихами более позднего периода – военными, – а также его рассказы и повести, романы, которые Алексей Иванович тоже писал очень талантливо.

Алексей Фатьянов.
Фотография предоставлена пресс-службой
Фонда Алексея Фатьянова

- Одно из условий участия в конкурсе – обращение к произведениям автора. Подскажите, как обстоят дела с архивами и оцифрованными произведениями? Они есть в открытом доступе?

- Да, это всё есть. Стихи мы размещаем и на нашем, и других сайтах. Есть большая страница на официальном сайте администрации города Вязники Владимирской области. Это его родной город, где в этом году уже в 50-й раз прошёл ежегодный праздник Алексея Ивановича Фатьянова. Конечно, есть музей в доме Алексея Фатьянова – «Песня 20-го века».

В открытом доступе большое количество оцифрованной информации и библиографической, и архивной.

- Это большая работа.

- Да, безусловно. В архиве мы работали порядка 3-4 лет, чтобы всё это привести в порядок, отсканировать его дневники. Думаю, эта работа будет полезна, потому что ребята, которые сейчас участвовали в конкурсе, очень заинтересовались творчеством Алексея Ивановича Фатьянова. Я не ожидала, что будет такой отклик. Молодые авторы написали музыку на стихи Алексея Ивановича. Они объединили модные музыкальные жанры и его строки, и в итоге получилось современное звучание. Так, например, у нас появилась песня от молодого композитора Александра Федотова с элементами рэпа, где часть произведения зачитывают речитативом. Исполнителем выступил участник нашего конкурса – Даниил Семёнов. Это получилось здорово и талантливо.  Ребята очень серьезно отнеслись к творчеству Алексея Фатьянова. До сих пор мне поступают обращения от участников, с просьбой и дальше работать с его стихами. Я отвечаю на такие запросы положительно. Слово должно быть живо. Фатьяновские крылатые фразы давно вошли в нашу жизнь, но сегодня мало кто знает автора этих слов. С одной стороны это хорошо – Фатьянов стремился к тому, чтобы не писать песни, которые надо специально заучивать. Один раз услышал, и это осталось с тобой.

Удивительно, как автор сумел передать в своих стихах что-то для каждого свое. То есть для каждого это является чем-то близким, у всех своя трактовка. Например «Когда проходит молодость, — еще сильнее любится». Каждый приходит к этой фразе совершенно по-своему. А он написал эти строки в 27 лет.

У нас на конкурсе девочка пела песню «В соловьиную ночь». И вот маленький ребенок, который пел эту песню, говорит: «Ой, ну как же он мог написать такую девичью песню? Он же мужчина»… А ведь поэзия в этом и сильна, в этом-то и есть талант поэта. Ему неважно кто он, он пишет эти строчки от души. Это самое главное.

Александра САЙДОВА

21.12.2023



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей