• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


20.02.2024

Анастасия Саакова: «Процесс своего развития я не останавливаю ни на секунду»

В гостях у «Музыкального Клондайка» – педагог московской школы игры на хэндпане «Резонанс», музыкант и композитор Анастасия Саакова. В нашем разговоре мы затронули темы ее подхода к преподаванию, поиска своего ритма обучения и, конечно, поговорили об инструменте – космическом хэндпане.

- Анастасия, расскажите о школе хэндпана «Резонанс». Как проходит обучение в школе и что для вас важно в процессе обучения?

- Школа была основана в 2020 году, то есть действует уже три года. С ее основателями – Сергеем Хамом и Галиной Руденко, – я познакомилась в 2021 году. По их словам, появление школы «Резонанс» было обусловлено желанием создать максимально комфортное и камерное место, приходя в которое человек сможет полностью отключиться от внешних обстоятельств и погрузиться на несколько часов в мир музыки.

Тут стоит уточнить, что мы не поддерживаем философию «интуитивной музыки». Даже если к нам приходят люди, никогда не занимавшиеся музыкой, мы плавно знакомим их с основами музыкальной грамоты, чтобы они понимали и умели разговаривать на музыкальном языке.

Наши педагоги в своё время проходили обучение в нескольких школах хэндпана, брали частные уроки у мэтров, обучались самостоятельно. Это позволило нам составить максимально эффективную, понятную и комфортную систему обучения уже в «Резонансе».

Опять же, комфорт заключается не только в обстановке класса или самой школы, но и наборе людей в группы или индивидуальные уроки: мы активно поддерживаем «семейный» формат, когда к нам приходят парами или компаниями. Это могут быть родственники, пары, друзья.

У нас даже есть урок «музыкальное свидание», на котором мы показываем, как извлекается звук и базовые паттерны, но основной акцент идет на взаимодействие партнеров друг с другом.

В нашей школе единый незыблемый принцип: на первый план мы ставим задачу донести до ученика информацию подходящим именно ему способом. И так, чтобы у него постепенно, потихоньку, со своей скоростью начало получаться. Я всегда слежу за тем, чтобы человеку было комфортно со мной, как с педагогом, смотрю, подходит ли ему моя методика обучения. Если мы не совпадаем в этом плане, то всегда можно обратиться к другому преподавателю и посетить пробное занятие у него.

Кстати, советую: на пробных занятиях надо просить педагога сыграть какое-то произведение. Если вам нравится, что и как он играет, то можно идти учиться к этому человеку, потому что именно так он вас и научит.

- До «Резонанса» у вас был опыт преподавания?

- Был, но нельзя сказать, что я чувствовала себя уверенно в своих навыках как педагога. Когда Галина пригласила меня в школу, то я не имела какой-либо четкой картины и планов. Но в дальнейшем, уже после того, как я опробовала себя в этой роли основательно, все пришло само собой.

Один из главных факторов успеха преподавателя – научиться коммуникации с людьми и уметь найти подход к каждому человеку. Каждый случай индивидуален. Также выражение «кнутом и пряником» подходит не всем: кому-то нужен только кнут, кому-то пряник.

Еще важен момент правильной адаптации ученика и педагога друг к другу. Это довольно энергозатратно, но нужно понять, как человек воспринимает информацию, может работать с инструментом, какие навыки у него есть, как он усваивает материал и так далее. И от этого уже отталкиваться.

- Хэндпан – молодой инструмент, но уже успел обрасти некоторыми «мифами», касающимися именно обучения игре на нем.

-  Да, один из главных мифов «чтобы играть на хэндпане, не нужна никакая подготовка» или «просто соединись с космосом, и музыка сама польется из-под пальцев». Это очень сильно далеко от правды. Подход абсолютно такой же, как и с любым другим инструментом: ты можешь прийти с нулевыми знаниями, но в процессе обучения необходимо пополнение теоретической и практической базы. Игнорирование теории довольно сильно ограничивает в развитии, не позволяет выйти за рамки привычного. А постоянная регулярная практика даёт свободу владения инструментом.

Конечно, намного проще освоить инструмент тем, кто обучался в музыкальных школах или средних/высших учебных музыкальных заведениях. И даже тем людям, кто приходит с танцевальным «прошлым» – хэндпан всё-таки перкуссионный инструмент, поэтому ритм очень важен.

С хэндпаном проще, если сравнивать с другими инструментами, в плане музыкальной импровизации.  Даже на каких-то начальных уровнях, из-за того, что у него сильно ограниченное количество нот – это не гитара, не фортепиано. И уже на начальных этапах ты довольно быстро сможешь воспроизводить простые мелодии и ритмы.

- Как вы сами прошли путь от ученика до хэндпан-музыканта и педагога?

- Когда я впервые взяла этот инструмент в руки, то и подумать не могла, что через несколько лет сама стану педагогом. Что и говорить про выездные семинары, выступления на сцене и работу с оркестром. Мне просто понравилось звучание хэндпана, его тембр. И до сих пор, когда мне задают вопросы: «почему именно хэндпан? почему играешь? почему преподаешь?», другого ответа, кроме как «мне просто нравится, я не могу иначе», нет.

У меня за плечами только музыкальная школа. Интересно, что, когда общаешься с людьми, которые заканчивали в своё время музыкальную школу, многие говорят, что ходили в нее по наказу родителей, по принуждению. Я же поступала с чётким желанием научиться игре на фортепиано. Конечно, в подростковом возрасте были мысли прекратить занятия, но тут «включился» характер и свой аттестат об окончании школы я получила. Но, с тех пор к фортепиано долго не подходила.

Уже в осознанном возрасте я впервые увидела хэндпан у уличного музыканта. В тот момент он представился мне чем-то инопланетным и вообще удивительным инструментом. После я узнала, как инструмент называется, что его можно приобрести в Москве и здесь же пройти обучение.

Я сама обучалась в нескольких местах – было интересно, как подает информацию тот или иной педагог, какие у него особенности. И, наверное, осознанный путь начался уже только спустя год после того, как я впервые прикоснулась к инструменту. В первый год это были поиски.

Одним из переломных моментов в моей практике стала встреча с замечательным музыкантом Кириллом Ошеровым. Мне кажется, он за первый час семинара перевернул мое представление о самой себе в плане владения инструментом. В итоге я очень многое от него взяла и мне очень близко его музыкальное мышление.

Когда Кирилл погружает в свою методику: как он играет, как у него в этот момент работает мозг, что в этот момент происходит с телом – все открывается совсем с другой стороны. И по-новому начинаешь смотреть на игру мастеров-виртуозов: Дэвида Кукермана, Надишаны.

Кстати, если мы говорим про действительно знаковых исполнителей из мира хэндпана, то я думаю, что Дэвиду Кукерману можно поставить при жизни памятник за все, что он сделал для развития обучения в хэндпан-сфере. Человек-фанатик, трудоголик, системный, последовательный.

Тогда, в 2021 году, и пришло понимание, что мне еще учиться и учиться, чтобы выйти на тот высокий уровень, куда я стремлюсь. Не просто перебирать ноты друг за дружкой, а именно уметь зашифровать в музыку определенные вещи, мысли, чувства, передать их. И сейчас процесс своего развития я не останавливаю ни на секунду. Как говорится, «Practice non-stop».

- Анастасия, вы занимаетесь композицией?

- Раньше я занималась этим «набегами». В один момент музыка будто «льётся» из-под рук, а в другой, кажется, что больше ты никогда ничего не напишешь. Тогда я поняла, что мне не хватает системного подхода, знаний и контроля именно в композиции. Тогда мне посчастливилось узнать про педагога (композитора, аранжировщика, саунд-продюсера, пианиста и дирижера) Александра Васильевича Лаврова.

Я второй год обучаюсь у него на курсе «Композиция и аранжировка» – это система принципов, которые являются основными рабочими схемами ведущих мировых музыкантов. На курсе я учусь писать музыку в соответствии с самыми прогрессивными принципами и подходами и, кстати, вообще без инструмента. Как говорит Александр Васильевич: «Если человек пишет музыку в муках и под влиянием момента, то это признак необразованности и непрофессионализма». Высшая степень мастерства – когда музыка идет напрямую из головы на нотный лист с четким пониманием, что ты делаешь и зачем.

Александра САЙДОВА
Фотографии из личного архива
Анастасии Сааковой

20.02.2024



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей