• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


27.08.2012

ЧИТАЙТЕ В СЕНТЯБРЕ

В Турине (Пьемонт, Италия) завершился XVIII Фестиваль Europa Cantat

Это крупнейшее хоровое событие международного масштаба в очередной раз живо продемонстрировало величие и красоту хорового искусства. В период  с 27 июля по 5 августа 2012 года Европейская хоровая ассоциация European Choral Association - Europa Cantat провела свой хоровой фестиваль. По традиции, фестиваль включает в себя насыщенные концерты, круглые столы, образовательные программы для начинающих хормейстеров и коллективов, мастеров хорового пения и хоровых композиторов. В этот раз в Турин прибыло свыше 50 хоров из многих стран мира, а также около полусотни известных практиков хорового искусства, призванных поделиться опытом и секретами своего ремесла.

История фестиваля объединённой Европейской хоровой ассоциации European Choral Association - Europa Cantat -  с момента своего основания насчитывает более 60 лет. Главной идеей этого некоммерческого фестиваля является актуальность массового хорового образования, доступного как профессиональным исполнителям, так и любителям. Хоровая образовательная концепция Europa Cantat представляет серьёзный интерес, так как в рамках фестиваля были представлены свыше 50-ти Ателье (хоровых мастерских) различной тематической и стилевой направленности.
В чем отличительная особенность и притягательность этого фестиваля? Существуют ли в России подобные мероприятия? Каковы возможные перспективы любительского и профессионально-педагогического хорового искусства в нашей стране? Какие закономерные преграды становятся на пути начинающего хормейстера, и есть ли доступные возможности их преодоления? На эти вопросы мы попросили ответить непосредственного участника XVIII фестиваля European Choral Association - Europa Cantat, аккредитованного московского представителя, руководителя Камерного хора МГУКИ, доцента Тимура Мусаева.    
 
- Тимур, Вы только что вернулись из Италии, с фестиваля Европа Кантат. Каковы Ваши профессиональные впечатления?
- Несмотря на то, что в Москве мы давали информацию об этом фестивале везде, где только возможно, московский хор в Турине, к сожалению, в этот раз не прозвучал. Я сам планировал привезти на фестиваль несколько наших студентов, но языковой барьер всё же явился основным препятствием. Многие руководители московских детских хоровых коллективов, к сожалению, более заняты собственными проектами, но я уверен, что многие из них смогли бы достойно украсить Туринские сцены. А мне было интересно ознакомиться с профессиональными требованиями организаторов, приглашающих коллективы для участия в Фестивале, и с современными хормейстерскими подходами.
Несомненно, масштаб Фестиваля и его международный характер являются уникальной «оздоровительной» площадкой мастер-классов, посещение которых для современного хормейстера, особенно для молодого мастера, должно стать обязательным. Современные хоровые технологии и опыт носителей европейской хоровой культуры прошлого заставляют переосмысливать собственные позиции в нашем нелёгком хоровом деле. Даже формы организации подобных фестивалей, стилистика подачи мастер-классов, хоровой флэш-моб, хоровой этикет - всё это может и должно быть изучаемо в программах музыкального менеджмента. 
- Из российских коллег кто-то ещё был специально аккредитован для участия в Фестивале, удалось подружиться с кем-то из зарубежных?
- На фестивале в Турине также была аккредитована моя коллега, замечательный хормейстер и организатор, руководитель Санкт-Петербургской  ассоциации хормейстеров детских и молодёжных хоров Ирина Роганова, со своими коллегами. Аккредитация в данном случае подразумевает участие в обучающих семинарах, беседы с коллегами, обмен опытом и попытка систематизировать полученные знания применительно к российским  реалиям. Можно сколько угодно слушать хоровой опен-эйр, но без участия в хоровых Ателье, без текущих комментариев Мастеров, этот опыт не имел бы такой цены. Многие вещи показались новаторскими. Деятельность коллег из Италии, Норвегии, Швейцарии, Швеции, Нидерландов и общение с ними  были мне, как профессионалу, интересны, надеюсь пригласить кого-то из них в наши образовательно-хоровые педагогические бастионы. И, в который раз, варяги снова готовы обучать россиян, и им интересны наши хоровые проекты…
- Является ли новаторским для российского музыканта хоровой фестиваль Europa Cantat в Турине, или там применялись некоторые иные формы и идеи, что подразумевает просто иной взгляд на знакомые вещи?
- Несомненно, любой фестиваль – это воплощение известной идеи. Но организованный фестиваль становится брендом в силу узнаваемости и развития такового. Развитие придает высочайший профессионализм и чёткая командная работа. Либо подобные инициативы вырождаются в дилетантизм, что отталкивает потенциальную аудиторию. Её необходимо подпитывать новыми формами, а мы об этом часто забываем. Фестиваль Европа Кантат имеет громадный опыт и общественный мировой резонанс, в том числе - как успешный некоммерческий проект. Однако, некоммерческий – не значит «любительский». Все приглашённые мастера, работая, например, и с музыкой Монтеверди, и с григорианским хоралом, и с шумовой алеаторикой, и с хоровой джазовой партитурой, невзирая на уровень аудитории, были понятны даже без специального знания английского языка. Но свободное владение профессиональной терминологией необходимо.
Кроме этого, заметно изменилась концепция массовости хорового искусства. Мы привыкли говорить о том, что хоровое пение – это наиболее демократическое оружие пролетариата, о том, что значили рабочие хоры в Германии для Республики, почему хоровое пение – демократическое искусство. В США, например, хоровую культуру сформировали певческие церковные общины. Несмотря на то, что в США нет Министерства культуры, зато существует Ассоциация хоровых  директоров. Они выдают своеобразные лицензии на хоровую деятельность. Это правильно, так как существует определённый контроль качества в сфере культурных услуг для населения. Без лицензии невозможно провести даже любительский концерт. Эти требования работают и на престиж статуса хорового деятеля, хотя там эта деятельность не является оплачиваемой….
 
Фотографии  © EC 2012 Torino

 

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ СТАТЬИ И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

   ЧИТАЙТЕ В  СЕНТЯБРЬСКОМ ВЫПУСКЕ  ГАЗЕТЫ "МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК"  

СЕНТЯБРЬСКИЙ ВЫПУСК №9 (118)  (ВКЛАДКА)

ПОДПИСКА С ЛЮБОГО МЕСЯЦА

27.08.2012



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей