Новости |
ЧИТАЙТЕ В СЕНТЯБРЕ
ГОСТЬ "МУЗЫКАЛЬНОГО КЛОНДАЙКА"
ДЕНИС МАЦУЕВ: «Для меня российская публика - самая родная и любимая»...
Денис Мацуев - пианист феерического таланта и по существу безграничных технических возможностей. Еще будучи учеником Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, он стал лауреатом Международного благотворительного фонда «Новые имена» и Международного конкурса пианистов в Иоганнесбурге (ЮАР), а в 1998 году, за год до окончания Московской консерватории, - золотым лауреатом XI Конкурса имени П.Чайковского.
Сегодня, покорив лучшие сцены мира, Мацуев, как и многие ведущие отечественные музыканты, не обходит стороной и российские пределы. С 2008 года пианист проводит концертные туры по городам Поволжья, маршруты которых неизменно проходят через Самару. «Роман с Самарой» длится почти два десятилетия, по существу с самого начала исполнительской карьеры артиста, когда в 1994 году совсем юным, начинающим пианистом он впервые приехал в этот город и принял участие в традиционном международном фестивале «Молодые звезды».
Автору этих строк посчастливилось неоднократно бывать на концертах Мацуева. Довелось быть и свидетелем его триумфа на Конкурсе Чайковского. В предлагаемом вниманию читателей интервью Дениса Мацуева - его откровения о собственной творческой судьбе, о взаимоотношениях с публикой и о том, что волнует его в нашей сегодняшней жизни.
- Ваше детство, Денис, прошло далеко от столицы. Была ли у вас изначальная мечта сделать большую артистическую карьеру?
- Я вырос в Иркутске. Это, может быть, парадокс, но во мне, как в Зорро, уживались две совершенно непохожие ипостаси. С одной стороны, я был в хорошем смысле слова домашним ребенком, «маменькиным сыночком», а с другой - страшно любил свое дворовое окружение. Меня тянуло в футбольную и хоккейную команды, я был старостой, заводилой двора.
- Рояль, по всей видимости, сопутствовал Вам с раннего детства.
- Я рос в музыкальной семье. В Иркутске мои родители были далеко не последними людьми, а папа - и вообще был первым в музыкальной среде города. Он пианист, композитор, писал музыку к спектаклям драматического театра, для театрального училища. Мама тоже пианистка, преподавала в педагогическом институте. Папа - мой самый главный педагог, с ним я начал заниматься с трехлетнего возраста. В плане артистизма, выстраивания взаимоотношений между солистом и публикой особенно много мне дала бабушка. Со мной всю жизнь занимались все мои близкие, и за это я им безмерно благодарен.
- Как же у вас возникло решение уехать из Иркутска в Москву?
- Когда в четырнадцать лет впервые собирался в Москву, не мог и предположить, в какую «заварушку» я попал. Ведь это возраст, когда хочется играть в футбол, а не на рояле. Родители сделали тогда мудрый шаг: когда я недоуменно спросил, зачем мне ехать в Москву из моего родного города, где у меня есть все, где я первый, отец мне сказал, что я смогу ходить на матчи своего любимого «Спартака», увидеть его игру вживую. Признаюсь абсолютно серьезно: именно это и подвигло меня ехать в Москву - в то время футбол для меня был главнее музыки. Так уж сложилось. Это был неспокойный 1991 год.
- Что послужило непосредственным толчком вашей первой поездки в столицу?
- Меня позвали на съемки передачи «Утренняя звезда». И уже в Москве педагоги поинтересовались, почему я живу в Иркутске и не поступаю в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Меня привезли в эту школу, где я сыграл одну из прелюдий Рахманинова, после чего тогдашний директор школы, ныне ушедший из жизни Валентин Сергеевич Бельченко сказал: «Срочно приезжай». Честно говоря, тогда я не совсем понял, что произошло. Этому эпизоду вообще не придал особого значения. Да и школа находилась где-то на окраине Москвы в каком-то ужасающем, пропитанном отвратительным запахом здании. Днем я сыграл прелюдию Рахманинова, а вечером пошел на отборочный футбольный матч чемпионата Европы 1992 года СССР - Италия.
- Но в конечном счете Вы, очевидно, не жалеете о том, что оказались в столице?
- Безусловно. Учеба, фонд «Новые имена», мастер-классы, зарубежные поездки - я сразу окунулся во все это. По правде говоря, тогда в Москве мне было очень хорошо. Первый год жил у родственников, а затем мои родители, бросив все в Иркутске, приехали в Москву, где поначалу снимали однокомнатную квартиру. Для них это был большой риск. Теперь-то они, конечно, не жалеют о том своем рискованном шаге.
- Что было для Вас, Денис, самым сложным на пути творческого становления?
- Даже не могу этого сформулировать. Главное, что я никогда не мучился, не преодолевал себя. Поначалу плохо представлял себе, что такое карьера пианиста. Все шло как бы само собой: учеба, конкурсы, приглашения на концерты. Мне всегда было интересно выступать. После школы поступил в консерваторию. Вначале занимался в классе Алексея Наседкина, а после его отъезда в Японию - в классе Сергея Доренского.
- Какую роль в Вашей судьбе сыграл ХI Конкурс имени Чайковского, на котором Вы стали золотым лауреатом?
- После этого конкурса в моей жизни все повернулось буквально на 180 градусов. Но ничего не изменилось в том плане, что всего по-прежнему нужно было добиваться своим трудом. Ничто не давалось в руки просто так. Я победил не в самое лучшее для Конкурса Чайковского время. В то время он сильно потерял в своем престиже, рейтинге. Дошло до того, что его исключили из ассоциации международных конкурсов и чуть не перекупили японцы. Но, несмотря на это, Конкурс Чайковского всегда был и продолжает оставаться одним из самых лучших в мире. После победы у меня была масса предложений со всех континентов на концерты, записи, ангажементы. Все это требовало огромного труда. Но я выжил.
- В последние десятилетия многие молодые российские музыканты уехали искать счастья за рубежом.
- Никогда - с моей самой первой победы семнадцатилетним мальчишкой на конкурсе в южноафриканском Иоганнесбурге - не хотел уезжать из России. Да в этом и нет никакой необходимости. Вся моя жизнь - в пути. Я люблю путешествовать. Часто заезжаю домой только для того, чтобы переодеться, и снова в дорогу. Играю в разных странах на самых разных аудиториях, приходится выступать и на закрытых акциях, на саммитах, в узком кругу. Публику я не выбираю и всегда играю с огромной отдачей и ответственностью.
- Гастролируя в разных странах мира, Вы много выступаете и в России.
- За два десятилетия концертной деятельности я побывал в десятках городов нашей страны. В России ежегодно играю в течение месяца и получаю огромное удовольствие. Для меня российская публика - самая родная и любимая. Это за рубежом достаточно один раз выступить удачно, и твое будущее практически обеспечено. У нас не так. Российская публика очень знающая и требовательная. Чтобы завоевать ее, нужен не один год. Ты должен постоянно доказывать свою состоятельность. Перед нашей публикой всегда испытываю особое волнение, она меня воспитала. Российская публика понимает абсолютно все и каждый раз ждет от тебя откровения, так что каждое выступление - проверка на прочность. Прошлые заслуги не имеют никакого значения, и если сегодня был успех, это не значит, что завтра в зале будет аншлаг.
- Вы уделяете много внимания поддержке молодых талантов.
- Я вхожу в Президентский совет по культуре и как бы отвечаю за молодое поколение российских музыкантов, лидером которого меня назначили. Люблю общаться с молодыми людьми, которые учатся в училищах, школах. Меня беспокоит состояние подрастающего поколения музыкантов. Ко всему прочему, сейчас я являюсь также и президентом фонда «Новые имена». Этот фонд сделал много полезного для молодежи. Я сам был его стипендиатом и хорошо знаю, какие это прекрасные школы, мастер-классы, какое общение молодежи. Многие из тех, кто прошел все это, стали хорошими музыкантами. Россия вообще славится своей поддержкой молодежи. Сейчас появилось много новых фондов, отбирающих способных ребят. Очень важно держать их в поле зрения, оберегать от эксплуатации теми, кто стремится заработать на их таланте.
- Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять в первую очередь для поддержки музыкального образования в стране?
- Как член совета горжусь, что удалось в буквальном смысле спасти музыкальные школы-десятилетки от новых стандартов, от преобразования их в учреждения дополнительного образования. Начинать серьезные занятия музыкой в 13 лет равносильно убийству нашей великой школы музыкального образования, воспитавшей мировую исполнительскую элиту. Сейчас важнейшая проблема - поддержать педагогов, работающих в музыкальных школах, и особенно в провинции: именно в провинции, а не в столице родились все наши удивительные музыканты-самородки. Педагоги получают крошечные зарплаты и уезжают в тот же Китай, где, в отличие от нашей страны, сейчас невероятный бум в сфере музыкального образования. Нужно немедленно исправлять положение. От этого зависит, каким вырастет у нас новое поколение. Сегодня вся страна подсажена на иглу шоу-бизнеса. На всех телеканалах одно и то же: попса, насилие, реклама. Нужны специальные меры и по поддержке провинциальных симфонических оркестров. Их у нас не так много – около пятнадцати на всю страну. Может быть, это будут президентские гранты. Не должно быть пропасти в заработной плате между столичными и провинциальными музыкантами, которые играют с такой отдачей и энтузиазмом.
- Кажется, есть подвижки и в законе о меценатстве?
- К счастью, благодаря усилиям совета принят, наконец, закон о меценатстве. Это единственный рычаг спасения нашей культуры в современных условиях, потому что невозможно спокойно смотреть на уникальных подвижников, которые работают в музыкальных школах, библиотеках, музеях. А Россия всегда славилась великими меценатами, достаточно вспомнить Мамонтова, Морозова, Третьяковых, Сафонова.
- Несколько слов об учрежденном вами международной фестивале «Крещендо».
- Фестиваль «Крещендо» - мое детище, дело моей жизни. На этом фестивале я собираю молодых исполнителей в возрасте до 30 лет. Некоторые из них живут в России, некоторые уехали, кто-то стал уже знаменитым, кто-то еще нет. Фестиваль стал свидетельством того, что нынешнее поколение российских музыкантов, которое идет за Плетневым, Башметом, Спиваковым, - по крайней мере не хуже, и русская исполнительская школа по-прежнему существует. Фестиваль полностью оправдал свое название: «крещендо», что в переводе с итальянского означает «по нарастанию». Фестиваль «кочевой». После Москвы и Санкт-Петербурга он уже прошел в Екатеринбурге, Калининграде, Пскове, Тель-Авиве, в столице Дягилевских сезонов Париже и Нью-Йорке. Сейчас 90 процентов молодых концертирующих музыкантов – это те, кого открыл этот фестиваль. Раньше их никто не знал, а сейчас они выступают на лучших подмостках. А вот известная скрипачка и педагог Дора Шварцберг, которая работает в Европе, вынуждена разрешать своим ученикам играть на улице: больше негде...
Беседовал Валерий ИВАНОВ
Фото Евгений ЕВТЮХОВ
Полную версию статьи читайте
в сентябрьском номере
газеты "Музыкальный Клондайк"
29.08.2013
Анонсы |
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-25.10.24-
-27.10.24-
-30.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-