• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


Антуан Виллеже: «Я никогда не начинаю сочинять с карандашом в руках и листом бумаги».

В этом году компания «Арт-Центр Плюс» запустила международный онлайн-конкурс #ЛюдиИграютМузыку. Сегодня мы побеседовали с Лауреатом I степени Антуаном Виллеже из Канады. Антуан – талантливый 14-летний композитор и пианист,  выпускник Лондонского колледжа музыки (DipLCM) и Королевской консерватории музыки Северной Америки (ARCT).

- Антуан, расскажи, как начался твой творческий путь? Почему ты решил заняться композицией, что тебя увлекло?

- Моя мама – профессиональная пианистка Светлана Пономарёва, поэтому у нас дома всегда царил музыкальный дух, и меня постоянно окружала музыка. Мама занималась на рояле, папа слушал записи (он обожает классическую музыку). Потихоньку я начал учиться играть, исполнять маленькие пьесы. Но мне всегда нравилось импровизировать, было интересно придумывать разные мелодии, развивать их. Мама, слыша мои импровизации, попросила композитора Александра Печенюка дать мне –  для интереса – какое-нибудь задание по композиции. Он задал написать 16-тактовую тему и 4 вариации на неё. Я написал мажорную тему в ритме сарабанды. Потом дома мы слушали много произведений в форме вариаций, сравнивали их, смотрели партитуры, изучали разные стили. Так родился первый опус – «Сарабанда с вариациями». Мне было 7 лет. Самым трудным, оказалось, записывать свои идеи: мне больше нравилось просто импровизировать. Но записывать, конечно же, необходимо. После Сарабанды я взялся сочинять пьесу под названием «Битва». В ней не было жёстких ограничений формы, как в вариациях, а было свободное поле для фантазии, что мне очень нравилось. В «Битве» трёхчастная форма с контрастной серединой, и вся пьеса родилась из материала импровизаций, а также под влиянием музыки Прокофьева и Свиридова (мы тогда играли с мамой в 4 руки его «Время – вперёд!»). Так всё началось. На сегодня у меня 15 произведений (для фортепиано, голоса, хора, оркестра), а также их переложения для разных музыкальных составов.

— Как проходит твой творческий процесс: музыка сама рождается в голове или это все-таки кропотливая и долгая работа?

- Я никогда не начинаю сочинять с карандашом в руках и листом бумаги. Обычно идеи рождаются, когда я делаю что-нибудь отвлечённое - помогаю маме или гуляю. Я их записываю и оставляю на несколько дней, потом составляю из них что-то складное, смотрю, какая может быть форма, разрабатываю материал и т. д. Иногда интересно вернуться к неоконченной работе, со временем приходят новые идеи.

 - Давай поговорим о твоих педагогах. Какие правила ты выработал при обучении с тем или иным мастером?

- Мама занимается со мной фортепиано. Она очень виртуозно играет, и я всегда удивляюсь, как быстро у неё всё движется и, главное, как выразительно. С мамой интересно заниматься. Сначала я разучиваю произведение, затем мы работаем над техническими аспектами и переходим к пониманию пьесы. Мама очень требовательная. А я, скажу честно, люблю спорить - такой у меня характер. Но я понимаю, что даже если мне что-то не нравится из того, что мне говорят, в конце концов, учитель прав. Александр Печенюк, с которым мы занимались композицией, наоборот, ни на чём не настаивал и давал полную свободу. Он говорил, что научиться сочинять музыку нельзя – в тебе это или есть, или нет. Я просто приносил уже готовое, а он что-то советовал. И я действовал дальше: добавлял, или сокращал, или смотрел, как сделана форма, фактура и прочее у других композиторов. Тогда же я начал пробовать оркестровать свои сочинения. А два года назад мы познакомились с канадским композитором Майклом Конуэй Бейкером на концерте его музыки. Он предложил заниматься со мной, и с тех пор мы общаемся, он – мой наставник.

- Можешь подробнее рассказать про свою работу с Майклом Бейкером? Каково учиться у такого профессионала, и берешь ли ты с него пример?

- Когда мы встретились с Майклом у него дома, мы сели с ним за рояль и начали импровизировать в 4 руки. Он задавал определённые темы, или гармонии, или какой-то стиль (например, Бартока), и мы играли. Потом я один импровизировал. Это была наша первая творческая встреча. Майкл часто давал мне разные учебники. Один из них был о ладах народной музыки - Майкл хотел, чтобы я поэкспериментировал с гармоническим языком. Результатом изучения ладов стала пьеса для фортепиано "Вальс-Ванкувер», которую я посвятил Майклу и которую впоследствии переложил для разных инструментов и для оркестра. Майкл даёт много советов по оркестровке. Всегда интересно говорить с экспертом в этом деле, а он большой мастер оркестровки. Ещё он прекрасный мелодист и написал музыку ко многим кинофильмам.

Антуан с мамой (Светланой Пономарёвой)

- Какую музыку ты сам слушаешь?

 - Конечно, классическую. Из последних впечатлений: сочинения Альфреда Шнитке – Реквием для хора, Пассакалия для оркестра, Вторая симфония "Св. Флориан", а ещё испанская музыка для фортепиано - Гранадос, Альбенис, де Фалья, "Петрушка" Стравинского. А вообще, из композиторов мне нравятся британец Ральф Воан-Уильямс, Прокофьев, Равель, Дебюсси. Также интересен экспрессионизм, в частности, Веберн. Ещё я слушаю сейчас много рока, немножко К-поп, хип-хоп, мне интересно следить, как развивается эта музыка/

- Расскажи об участиях в конкурсе: участие в каких конкурсах для тебя наиболее значительны? Как часто ты принимаешь участие в конкурсах и как их выбираешь?

- В эти дни проводится много конкурсов онлайн. Мне это удобно, поскольку я могу отправить свои записи в любую точку мира, увидеть, на каком уровне я нахожусь по сравнению с исполнителями и композиторами других стран. Каждый конкурс для меня важен. В этом году я принял участие в международных конкурсах, которые проходили в Канаде, Испании, Люксембурге, в разных городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Ростове-на-Дону, Саратове. Везде удалось получить призовые места в номинациях Фортепиано, Композиция и Художественное чтение (одно из моих увлечений), а также один гран-при. Но год ещё не закончился, так что марафон продолжается.   

Александра САЙДОВА

Фото из личного архива Антуана Виллеже


← статьи

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей