• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


Испытание профессией: субъективная оценка своего профессионального будущего артистами балета или артисты балета на рынке труда.

Интересными и актуальными размышлениями на основе проведенных серьезных исследований о возможном профессиональном будущем артистов балета после завершения танцевальной карьеры делится с читателями «Музыкального Клондайка» Татьяна Мацаренко, кандидат педагогических наук,  научный сотрудник ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ, лауреат премии Всероссийского  Фестиваля молодежного творчества «Кремлевские звездочки» в области хореографического искусства, руководитель сообщества "Танец. Тренинг. Танцтерапия".   

В современном обществе в связи с социально-экономическими преобразованиями особую актуальность приобретает проблема профессионального долголетия, востребованности в хореографической сфере деятельности. Эта проблема усугубляется как особенностями самой профессии, так и несовершенством законодательства. Профессия - основа самоутверждения человека в обществе, выбор профессии «Артист балета» -— одно из самых важных решений в его жизни. Актуальность нашей  темы в первую очередь связана со спецификой карьеры артиста балета, которая начинается с самого детства и длится до 38-40 лет, и которая напрямую зависит от физического здоровья.

В ходе констатирующего эксперимента нашего исследования проводилось анкетирование, направленное на выявление желаемой профессиональной перспективы артистов балета после завершения их сценической карьеры. В качестве респондентов  выступили  Театр классического балета  «Moscow State Ballet»,  Академия танца им. Н. Нестеровой, Московский областной государственный театр «Русский балет», Театр пластического балета «Новый балет», Московский государственный академический театр танца «Гжель», Санкт-Петербургский хореографический ансамбль «Антре». Анкетирование проводилось и  среди действующих  педагогов-хореографов, руководителей хореографических коллективов, имеющих стаж педагогической деятельности от 2 до 25 лет. Экспериментальной базой послужили: МОУ ДОД Центр эстетического воспитания учащихся «Ровесник», МОУ ДОД Дворец пионеров им. А. Гайдара, Московский дом самодеятельного творчества, ДК «Гармония», ДК «Салют», ДК «Гайдаровец», ДК Плеханова (хореографические коллективы «Гелиос», «Спектр», «Геликон»), шоу-балет  «Блюз».   

Желаемая профессиональная перспектива артистов балета

Результаты анкетирования показали, что 37% артистов балета желают открыть свой театр, центр или школу, 22,5% быть педагогом-хореографом, 17% при любых обстоятельствах останутся работать в своём коллективе, 13,5% желают уйти в систему дополнительного образования детей, 6% — в спорт, фитнес, 4% стремятся стать репетиторами. Для нас значимо, с какими трудностями сталкиваются артисты балета в процессе адаптации к новой сфере деятельности. Результаты исследования показали, что 40,5% респондентов сталкиваются со сложностью в подборе методики преподавания , 27% — с незнанием специфики преподавания хореографии  в сфере дополнительного образования,  14%  отмечают необходимость прохождения курсов по современным направлениям в хореографии.  Артисты балета стремятся к более высоким целям в хореографической деятельности, желают обладать определённым положением (статусом) в коллективе и сталкиваются с отсутствием необходимых знаний, умений, компетенций.

Длительный период жизни артиста балета на профессиональной сцене связан с демонстрацией своих возможностей и стремлением к демонстрации личных успехов. Артисты балета ищут пути завоевания престижного положения, которое выражается в повышении своей социальной значимости, статуса, авторитета, который основывается не только на высоком профессиональном качестве исполнительского искусства, но и выражается в безусловном признании обществом, т. е. в высоком престиже. При этом артисты балета испытывают повышенную тревожность именно из-за опасности не занять высокого статуса. Артисты балета считают значимым трудоспособность — 18%, преданность делу — 16,8%, исполнительность — 15%, профессиональную хореографическую подготовку — 14%, технику движений — 11%, требовательность — 9,2%, дисциплинированность — 9%. Это связано с традициями хореографической школы. Востребованность артиста балета на рынке труда зависит от подготовки, полученной им в хореографическом училище, целеустремленности и сильного характера. Важную роль в карьере играет удача. Конкурсы, фестивали являются неотъемлемой частью творческой жизни артиста балета, и как исполнителя, и как руководителя хореографического коллектива. Мероприятия  конкурсного жанра  повышают престиж – в резюме артиста балета всегда перечисляются победы и звания.

Кто хорошо себя чувствует в свободном полете.

Перед бывшими артистами балета педагогическая деятельность и руководство хореографическим  коллективом  ставит привлекательные цели, достижение которых требует новых знаний. Саморазвитие заключается в том, что для осуществления функций руководителя хореографического коллектива одной из основных потребностей является потребность в информации, потребность занять определенную социальную позицию, развитие себя как субъекта педагогической деятельности и руководителя. Бывшим артистам балета, начинающим педагогическую карьеру, приходится включаться в новые для себя виды деятельности, работать в новых условиях, использовать новые средства. Проведенное тестирование показало, что из 100 респондентов 72% бывших артистов балета воспринимают возможность саморазвития как необходимое условие своей жизни, они не видят предела  своим возможностям, желают совершенствоваться, планировать творческие проекты, моделировать собственную деятельность, выделяя условия, необходимые для реализации этой цели.  О   востребованности бывшего артиста балета в педагогической деятельности и руководстве хореографическим коллективом можно ознакомиться в авторской монографии    «Социально-профессиональная адаптация артистов балета к педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей» или  в  сообществе «Танец. Тренинг.Танцтерапия»  

 Артисты балета, которые уже работают педагогами-хореографами в частных  хореографических коллективах  или   в системе дополнительного образования детей  и взрослых, и имеют педагогический стаж, более адекватно оценивают деятельность преподавателя и руководителя хореографического коллектива. Из них только 8% стремятся к открытию своего центра или школы, осознавая трудности и ответственность. Они больше увлечены процессом педагогической или постановочной деятельности, не заботясь о собственных достижениях; 56% артистов балета с педагогическим стажем считают, что преподавательская деятельность обеспечивает надёжность существования, такая профессия — признак стабильности, 22,5% отметили, что для преподавания хореографии необходим индивидуальный стиль деятельности, 13,5% желают повысить свою квалификацию с целью совершенствования педагогической деятельности. При этом выявлена проблема: в профессионально-педагогической позиции артиста балета существуют противоречия. Стремление сохранить профессиональный статус мешает артистам балета отождествлять себя с другими педагогами дополнительного образования, они себя позиционируют как специалисты, мастера хореографии. Однако, начиная работать руководителем хореографического коллектива, испытывают трудности при организации коллектива, у них отсутствует ответственность за состояние дел, прогнозируемость результатов. 32% артистов балета, работающих в педагогической сфере, испытывают трудности в привлечении участников в свой коллектив. Характер затруднений здесь определяется в основном низким уровнем организационной и педагогической компетентности, невозможностью предоставить новый интересный материал для занятий. 

Привлечение участников в коллектив и их закрепление является основной трудностью для руководителя хореографического коллектива. Специфика работы в современных  условиях  состоит в том, что если педагогу-хореографу  как руководителю не хватает организационных качеств, умения подобрать интересную методику преподавания, расположить к себе участников, пробудить интерес, показать преимущества, убедить, мотивировать к занятиям, то коллектив у него распадается.

По результатам нашего исследования  20,5% артистов балета отметили, что в своей работе стараются проявлять оригинальность, использовать в своей практике танцевальные фитнес направления (калланетика, пилатес, степ-аэробика, фитбол-аэробика, фитнес-йога, стрейтчинг, фитнес-катание на роликовых коньках и т.д); 24% опираются на особый стиль, национальную хореографию; 23,5% берут за основу возможности самих участников коллектива. В помощь педагогам-хореографам, тренерам по фитнес направлениям   создано сообщество «Танец.Тренинг.Танцтерапия»,  в котором   предлагаются современные методики,  апробированные на практике,  для проведения занятий как с детской аудиторией, так и с любой возрастной группой (методика боди-балет, йогалатес, стретчинг, степ-аэробика,  port-de-bras  и др).  Например, методика "Танцевально-игровой тренинг" помогает  действующим педагогам-хореографам решить проблему постановки и проведения урока с детьми или со взрослыми разного уровня физической подготовки.  Материалы для проведения занятий по хореографии, фитнес – тренировкам, современные УТП,  сценарии  проведения уроков, танцевально-игровые тренинги, описание движений  опубликованы в  сообществе  "Танец. Тренинг. Танцтерапия".   

Татьяна МАЦАРЕНКО

В подготовке материала использовалась следующая литература:                                                                   

Гренлюнд, Э.Танцевальная терапия / Н.Ю. Оганесян, – СПб.: Речь, 2011, 288 с.
Кузьмина Е. О статусе артиста балета // Новости Якутии. 2005. № 19. С. 3.
Мацаренко Т.Н. "Методика и организация  хореографической деятельности  дошкольников и младших школьников", - М.  Издательство  Перо, 2016.
Савостьянов А.И.  Мацаренко Т.Н. "Пластические тренинги саморазвития и самосовершенствования".- М.  Издательство  Перо, 2017.
 Савостьянов А.И.  Мацаренко Т.Н. "Психологические тренинги самооздоровления, самосозидания, самоорганизации и самоопределения", М.  Издательство  Перо, 2017.


← статьи

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей