• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


Светлана Пономарёва:
«Мне в жизни необыкновенно
повезло с учителями»

Продолжаем серию интервью с победителями Онлайн-конкурса #ЛюдиИграютМузыку компании «Арт-Центр Плюс». Сегодня мы познакомим вас с российской пианисткой, живущей в Канаде, Светланой Пономарёвой.

В качестве солистки и с камерными ансамблями, такими как Шанхай-квартет, пианистка выступала в Соединённых Штатах, Канаде, Германии и России. Сотрудничала с такими дирижёрами как Сергей Скрипка, Олег Бураков, Юрий Николаевский, Дмитрий Васильев, Владимир Рылов, Валерий Халилов, Анатолий Левин, Сергей Дурыгин.

В октябре 2004 года состоялся нью-йоркский дебют Светланы Пономарёвой в Карнеги Холле (Вэйл Рисайтл Холл).

Пианистка регулярно выступает в канадском Ванкувере, а также поддерживает тесные творческие связи с Россией, в том числе с родным Омском, куда периодически приезжает с концертами.

Корреспондент «Музыкального Клондайка» поговорил со Светланой о том, как строить работу над новыми произведениями, об её дебюте в Карнеги Холле и зачем профессиональному пианисту принимать участие в конкурсах.

- Вы помните ваши первые музыкальные впечатления?

- Из первых впечатлений: лет с трёх я постоянно играла на столе, как на воображаемом пианино, и мама в итоге повела меня в музыкальную школу. Самое яркое воспоминание – покупка пианино. Когда его привезли домой, я была самой счастливой на свете! Мой «Иртыш» до сих пор стоит у нас в Омске, на нём я занимаюсь, когда приезжаю в родной город. И конечно, вокруг меня всегда было много самой разной музыки. 

  - Расскажите о вашем нью-йоркском дебюте в Карнеги Холле? Сильно ли волновались? 

- Очень люблю Нью-Йорк. Этот город контрастов «качает» огромное количество энергии. Там всегда интересно, есть что послушать, посмотреть, куда сходить. Но одно дело приехать как турист, другое – выступать с сольным концертом на такой ответственной площадке как Вейл Рисайтл Холл Карнеги Холла. Волновалась, конечно. Но ожидание всегда страшнее самого момента. Пришла на репетицию и увидела, что всё здесь так же, как везде: сцена, рояль, зрительный зал. И успокоилась. Концерт прошёл хорошо, игралось легко и с удовольствием. Инструмент, акустика, атмосфера – всё замечательно.  И персонал очень дружелюбный. Надеюсь, ещё представится возможность там сыграть. Кстати, программа этого концерта записана на моём первом компакт-диске – Губайдулина, Дебюсси, Шопен, Мусоргский.

Карнеги Рисайтл Холл 2004 (репетиция)

- По какому принципу вы подбираете репертуар?

- Наверное, по принципу, к чему в данный момент лежит душа. Вообще, у меня большой списочек произведений, которые хотелось бы сыграть. Была, к примеру, мечта исполнить Второй концерт Прокофьева – грандиозное эпическое полотно. В 2014 году в Омске мечта осуществилась. Сразу следом родилась детская программа – музыка из репертуара музыкальной школы. В ней столько жемчужин, захотелось соединить их, как бусы, в одну нить: пьесы Прокофьева, Свиридова, Шнитке, Губайдулиной, Попляновой, Караманова, Глиэра. Туда же вошли и сочинения моего сына Антуана. Вот такой контраст. Эту программу приняли тепло и в Ванкувере, и в Омске. Затем была «Музыка к кинофильмам» - Дунаевский, Петров, Дога, Таривердиев. Тоже неожиданно.

Бывает часто так: что-то учишь для себя, и вдруг судьба посылает подходящее событие для этого произведения. Так было с Первым концертом Чайковского, который мне с детства хотелось сыграть, но взялась я за него только в 2017 году. И эта мечта сбылась! Причём исполнить концерт пришлось в московском Кремле - в самом сердце России, на фестивале «Спасская башня». Есть в репертуаре программы из русской музыки, французской, музыки Шопена, Листа. Интересно работать над разными произведениями, сочетать разные стили – к примеру, на одном из моих компакт-дисков записана музыка И.С. Баха и Шнитке.

Иногда вдруг что-то новое появляется в поле зрения и тут же захватывает. Как джазовые этюды Капустина. Видео его Токкатины имело успех на онлайн-конкурсах. Это первая джазовая пьеса в моём репертуаре. 

- Можете назвать ваших любимых композиторов? 

- Из композиторов, которых играю, каждый по-своему уникален, каждый несёт какую-то свою «весть», которую хочется попытаться расшифровать. Наверное, как некую точку отсчёта можно назвать имя И.С. Баха, подытожившего достижения предыдущих эпох и наметившего пути последующим. Его музыка, в которой «очень много всего запрятано», – фундамент для пианистов. 

Светлана Пономарёва Карнеги. 2004 год

- В своей профессиональной деятельности Вы совмещаете исполнительство и педагогику. Расскажите, как Вы строите работу над новым произведением или произведениями разных стилей?

- Мне в жизни необыкновенно повезло с учителями:  и в музыкальной школе, и в омской Шебалинке, и в московской Гнесинке. Всё, что я умею в исполнительстве и в фортепианной педагогике, это благодаря им.

Профессор РАМ им. Гнесиных А.А. Александров, у которого мне посчастливилось учиться в 90-х годах, говорил, что нужно постоянно воспитывать в себе внутреннего педагога. Произведение должно быть услышано, прежде всего, внутри, поэтому пианисту полезно иногда заниматься без инструмента, с нотами в руках (как дирижёр). Помогает также запись своей игры. Тогда слышишь себя со стороны, и сразу становится понятно, что делать дальше. А педагогика это своего рода лаборатория. Как в собственном исполнительском процессе, так и в работе над произведением с учеником обязательно присутствуют три элемента: технический, музыкальный (музыка это язык, который надо знать) и художественный (что стоит за текстом). 

Если хотя бы один из элементов «треугольника» отсутствует, не будет музыки, не будет исполнителя. Также необходимо  внимательное отношение к авторскому тексту, ведь задача исполнителя – попытаться раскрыть замысел композитора. Что касается стиля, то это важная часть музыкального языка.  Не может Бах звучать, как Шопен, Бетховен – как Шуберт, Рахманинов – как Скрябин. Нужно хорошо представлять разницу и между эпохами, и между композиторами, чтобы каждый автор заговорил на своём языке, а произведения не были похожи друг на друга.

- Существует мнение, что участие в конкурсах – необходимое условие фортепианной карьеры – вы считаете так же? 

 - Думаю, в наше время конкурсы нужны. И как исполнительский опыт, и как возможность, чтобы тебя услышали. Главное, не принимать их результаты близко к сердцу, какими бы они ни были. «Хвалу и клевету приемли равнодушно», как учил А.С. Пушкин. А после - продолжай хорошо делать своё дело. 

Беседовала Александра САЙДОВА

Фото из личного архива

Светланы Пономарёвой.


← статьи

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей