• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


«Через голову текст, через сердце песню – тогда все получится»

Сегодня «Музыкальный Клондайк» хочет познакомить читателей с педагогом со стажем в три десятилетия Яроцкой Ириной Александровной из города Нур-Султан (Казахстан). 22 года назад по инициативе Ирины Александровны была создана Детская эстрадная студия «Юность Астаны», в 2017 году ставшая Образцовым коллективом, где занимаются дети от 4 до 17 лет.

Со своими воспитанниками Ирина Александровна принимала участие в самых различных конкурсах и фестивалях в Казахстане, в России и в странах дальнего зарубежья. В зачете студии многочисленное количество дипломов и наград различных степеней за участие в конкурсах творческих работ, фестивалях детского творчества городского, республиканского, международного уровней.

Корреспондент «Музыкального Клондайка» встретился с Ириной Яроцкой и поговорил с ней о том, как можно мотивировать маленьких детей к обучению, о профессиональных секретах и о проблемах мутации голоса.

Ирина Яроцкая

- Ирина Александровна, у вас огромный опыт работы с детьми. Расскажите, сложились ли за годы практики какие-либо правила или профессиональные секреты?

- Наверное, это банально, но все начинается с любови к детям.  На первом месте всегда стоит отношение к детям и к их родителям, а уже потом сам процесс обучения.

- Расскажите о конкурсе «ДоМиСольКа» - что он из себя представляет?

- Восемь лет назад у меня появилась идея создать конкурс сольных исполнителей именно на базе нашего коллектива. Одним из факторов «запуска» конкурса «ДоМиСольКа» послужил ежегодный отчетный концерт наших учеников, который проходит в конце учебного года. Отчетный концерт сам по себе должен быть ярким и ёмким, но если включать в его программу всех сольных исполнителей, то он растянется на многие часы. Но опять же, мы должны помнить и о родителях, которые хотят увидеть на сцене своего ребенка. И появилась задумка создать конкурс, в рамках которого родители смогут прийти, послушать и поддержать своего ребенка, и в то же время ученики смогут получить оценку своих выступлений.

- Соревнования проходят внутри коллектива – не приводит ли это к образованию конкурентной среды, что может вылиться в обиду и зависть? Чем полезен такой внутренний конкурс?

- В такие моменты все зависит от руководителя и от того, как он разовьет эту тему. Например, у нас нет таких моментов, что ученики будут смотреть друг на друга «волком». Наоборот, они переживают друг за друга.

Конкурс полезен для детей, как в целях воспитания, так и в целях обучения. После смотра конкурса, на следующий день мы все вместе собираемся за своеобразным круглым столом и разбираем каждое выступление. Это очень важно, потому как именно такие искусственно созданные ситуации помогают им научиться анализу своей работы или другого ученика.

- Касаемо отношений к родителям. Иногда я лично присутствую на детских конкурсах и фестивалях, на которых часто можно заметить одну и ту же картину: родители, чьи дети по каким-то причинам плохо выступили, отчитывали их перед другими конкурсантами. Как вы подготавливаете родителей к конкурсу, в которых участвуют их дети и объясняете ли вы, что ругать их, тем более при посторонних людях, уж точно не стоит?

- Как правило, перед конкурсным выступлением я всегда объясняю родителям, что ни в коем случае нельзя ругать детей. Нужно помнить, что конкурс для ребенка всегда сопровождается волнением, а оно у каждого проявляется по-разному.

Ребенку важна поддержка родителей, как бы он не выступил. Тем более что он еще учится, и все победы ждут его впереди.

- Вы принимаете детей на обучения с 4 лет. Как можно заинтересовать такого маленького ребенка и мотивировать его к обучению?

- Для таких маленьких деток у нас разработана своя авторская методика, по которой мы работаем уже много лет.

Как правило, на первом занятии я их не проверяю на способность к музыке, ведь они видят меня в первый раз и впервые знакомятся с инструментом. Если я начну задавать им какие-то вопросы, то они просто зажмутся. Поэтому две недели у нас уходит на знакомство с предметом, после чего дети начинают распеваться и раскрепощаться.

На самом деле, все просто – чем раньше ребенок начал заниматься музыкой, тем раньше он будет развиваться в музыкальном плане.

- Помимо разбора вокального репертуара и работы над голосом проводите ли какие-то дополнительные занятия?

- Сейчас мы совмещаем актерское мастерство с занятиями по вокалу. У нас замечательный педагог Капарулина Елена Владимировна, которая блестяще раскрепощает детей, освобождает их от скованности на сцене и помогает нам создавать постановку песни.  Актерское мастерство немаловажный фактор для певца.

 - Не секрет, что в подростковом возрасте происходит мутация голоса – особенно это касается мальчиков. Как это влияет на ваши занятия?

- Как правило,  мутация голоса проходит легче у тех детей, кто давно занимается вокалом. Переход плавный и не такой заметный. Опять же, бывают и такие случаи, когда после мутации голоса подросток перестает петь, но я бы отнесла это к исключениям.

Перестройка проходит у учеников индивидуально. Но мальчики, занимающиеся вокалом, приобретают более мягкий голос.

- Существуют ли у вас какие-то правила, касающиеся гигиены голоса? Ведь певцам, особенно начинающим, очень важно следить за здоровьем своих связок.

- Перед занятиями рекомендую не пить газированную воду и исключить орехи и семечки – все это негативно влияет на связки и мешает петь. Также, рекомендую на улице, особенно зимой, не кричать и не петь, а спокойно разговаривать особенно после занятий. Опять же холодный воздух может попасть на разгоряченные и распетые связки, и ребенок может попросту заболеть. И, конечно, после занятий нельзя пить холодные напитки и есть мороженое.

- Существует ли сейчас проблема подбора вокального репертуара? Как вы находите новые композиции?

- На самом деле сейчас нет недостатка в детских и подростковых композициях. Конечно, я не имею в виду те песни, которые мы слышим с экрана телевизоров.

Благодаря социальным сетям и тематическим форумам педагоги из разных городов и стран обмениваются минусовками композиций, репертуаром свои коллективов. Это очень удобно. Да, зачастую администраторы таких сайтов просят вносить ежемесячный взнос, но он чисто символический.

Мария Куценко

- Ваш коллектив часто выступает за рубежом на международных конкурсах.

- Да, в определенный момент мы решили, что для нас важно выступать в Международных конкурсах. Впервые мы выехали за границу в рамках конкурса «Бегущая по волнам» в 2007 году. Тогда мы выступили в Египте, Турции и приняли участие в Московском конкурсе, при этом всегда забирали звания Лауреатов.

В то время доллар стоил меньше, поэтому участие заграницей было доступно многим. Сейчас мы так же выезжаем в другие страны, но реже – два или три раза в год.

За десять лет участия в Международных конкурсах у нас сложились замечательные отношения с президентом фестивально-конкурсного комитета «Fiestalonia Milenio» Давидом Джапаридзе. Мы принимаем участие во многих мероприятиях, организованных Давидом и успели побывать в Испании, Италии и Франции.

Полина Суворова

- Как влияет выступление за рубежом на ваших учеников?

- Они поднимаются на две-три ступени вверх и улучшают свой результат. Само отношение к исполнению у них  становиться другим, более профессиональным. Детям интереснее выступление именно в конкурсе – где можно получить оценку –, а не на фестивале.

- Что бы вы порекомендовали начинающим педагогам?

- Любить детей. Без этого ничего не будет. Всегда следить за своим отношением к детям и никого не выделять на групповых занятиях, даже если ребенок супер-талантливый.

И конечно, все это труд, поэтому больше заниматься с детьми.

 

Беседовала Александра САЙДОВА

Фото из личного архива Ирины Яроцкой


← статьи

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей