• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



"АЛЕКО" СНОВА НА СЦЕНЕ 

 

"И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет.."
 
21 и 23 июня в Центре оперного пения Галины Вишневской прошли премьерные показы оперы "Алеко" С.В. Рахманинова в концертном исполнении. Оркестром Центра оперного пения  дирижировал Андрей Лебедев. 
 
 
"Алеко" - уникальное произведение, написанное за 17 дней и ставшее выпускной консерваторской работой Сергея Васильевича Рахманинова. В основу оперы легла поэма А.С. Пушкина "Цыганы».  "Алеко", хоть и не вошедший в традиционную афишу оперных театров, являет собой исключительное взаимодействие музыки и текста, яркая и драматичная оркестровая партитура позволяет окунуться в атмосферу цыганского табора, прочувствовать страсть, тревогу и надвигающуюся трагедию. 
 
На сегодняшний день никого нельзя удивить перемещением времени действия спектаклей - адаптация классических произведений происходит повсеместно.  Большинство зрителей-традиционалистов не поддерживают данный феномен, новаторы же, напротив, видят в этом эволюцию жанра и естественное его развитие. Споры об этом не утихают, и каждая сторона в чем-то права, но все же стоит осторожно отметить, что у искусства нет границ и определенных форм, а его выражение может иметь различный характер. Другое дело  внутренняя "творческая цензура" самого художника. От нее зависит, насколько изменится произведение, что привнесет "реконструктор" и сколько останется от автора. 
 
 
"Алеко" в новой трактовке на сцене Центра оперного пения - пример уважительного и бережного отношения к классическому произведению. Музыка и либретто не претерпели изменений, только теперь знаменитые строки поют люди нашего времени. Молодые артисты вдохнули новую жизнь в хорошо известных героев, проживали их судьбы на сцене, да так, что хотелось крикнуть "Верю!". 
 
"Так, помню, помню — песня эта
Во время наше сложена,
Уже давно в забаву света
Поется меж людей она".
 
 Корреспондент «Музыкального Клондайка» встретился с режиссером оперы "Алеко" Натальей Дыченко и обсудил работу с артистами, режиссерские решения постановки и актуальность классики в наше время.  
 
Опера «Алеко" часто ставится на учебных площадках. Какую задачу вы, как режиссер, ставили в данной поставке? Как проходила работа с артистами, что для них было нового? Как вы обсуждали персонажей и что вкладывали в характер героев?
 
- Самая главная задача - показать многогранность образа каждого персонажа.  Если Алеко, то он не обязательно только порывистый, но также думающий и глубоко переживающий. Или же Земфира,  не только страстная, но и нежно любящая. Мне было важно научить наших студентов взаимодействию друг с другом и развитию образа в зависимости от ситуации. И чтобы  красивое и правильное пение исполнитель наполнил глубиной и искренностью.
 
Благодаря экрану, на котором транслируется видеоряд, пропадает ощущение статичности, которая присуща концертному исполнению. Вы хотели создать некий синтез концерта и спектакля? 
 
- Концертное исполнение не подразумевает декораций, но нам хотелось создать  атмосферу, которая  погружает нас в эту историю, и  дает зрителю информацию к размышлению. Удивительное видео было создано художником Еленой Соловьевой не просто для заполнения пустоты, а  для углубления идеи спектакля. Оно как бы договаривает то ,что мы не могли сказать прямо. Так же и с цыганским танцем, который не только украсил спектакль блистательной хореографией и исполнением Оксаны Хайдакиной и Семена Скрипкина, но привнес удивительно тонкие смысловые акценты. 
 
 
В вашей постановке классический текст и музыка сочетаются с людьми нашего времени. Означает ли это, что при смене времен, обстановки и эпох, тем не менее, человеческие чувства и взаимоотношения представляют собой константу? 
 
- Конечно! Человеческие отношения между мужчиной и женщиной всегда были, есть и будут главенствующими, и всегда будет борьба за любовь, желание любить и быть любимым.
 
Возвращаясь к вопросу о современной трактовке. Как вы считаете, где проходит та грань между современным прочтением и конфликтом с классикой? 
 
- Прежде всего в идее режиссера. О чем он хочет сказать зрителю, и какими средствами добивается того или иного результата, выбрав именно это классическое произведение. Наша задача была дойти до  глубины, которую заложили Пушкин и Рахманинов, через призму сегодняшнего дня, прекрасно осознавая гениальность и актуальность первоисточника.
 
беседовала Александра САЙДОВА
фото Александр ГАЙДУК
 
 

← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей