• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



06.11.2020

Большая опера на больших фестивалях

Из поистине грандиозной – и по объему, и по широте представленных жанров, афиши юбилейного фестиваля композитора Александра Журбина «Серьезно и легко» практически невозможно выделить какое-то главное событие, только мировых премьер крупных произведений, в том числе и для театра, несколько. И все же возьмем на себя смелость сказать, что именно одна из них – первое исполнение оперы «Анна К.», - может претендовать на титул одного из главных событий фестиваля. Прежде всего, потому что состоялось явление настоящей БОЛЬШОЙ романтической оперы, написанной композитором с несомненным соблюдением канонов жанра и в то же время бесспорно и абсолютно современной. Премьера «Анны К.» стала ярчайшим событием еще одного фестиваля – «Видеть музыку», который проводит Ассоциация музыкальных театров при поддержке Министерства культуры РФ с использованием Гранта Президента Российской Федерации.

Анна - Елена Терентьева

Замечательно, что Ассоциация нашла возможным включить в программу театрального фестиваля концертное исполнение оперы. Конечно, творческое объединение музыкальных театров России (в которое входят и несколько театров стран ближнего зарубежья) заинтересовано в том, чтобы репертуар расширялся за счет современных произведений. Уверена, что прозвучавшая в Концертном зале им. П.И.Чайковского «вживую» и в формате «полного метра» (с оркестром и хором) опера (судя и по всему, и записанная в этот вечер) сможет особо привлечь к ней внимание российских театров, и «сценической» премьеры останется ждать не так уж долго. Не будем подробно вдаваться в перипетии судьбы этой оперы Журбина, написанной семь лет назад и входящей в цикл, который сам автор  называет «Оперой для людей» (это своеобразная трилогия, в которую входят еще оперы «Альберт и Жизель» - прозвучала впервые в 2012 г., и «Счастливый день», мировая премьера которой также  входит в программу фестиваля «Серьезно и легко»).  Скажем только, что «Анна К.» в течение нескольких лет тщетно ожидала своего сценического воплощения, которое вроде бы входило в планы одного из ведущих театров страны, но, как говорится, не случилось. Случилось другое - Валерий Кузьмич Полянский, Государственная академическая симфоническая капелла России и замечательные солисты впервые представили оперу Журбина именно в формате концертного исполнения. Впрочем, не «чисто» концертного. Очень тактично и ненавязчиво были заданы элементы театрализации и в поведении солистов, и в оформлении сцены (например, достаточно упомянуть «вагонные» таблички  на нотных пюпитрах  с указанием маршрута «С-Петербургъ-Москва»), и в костюмах, где солистки в концертных платьях (исключительно стильных и меняющихся «созвучно» развивающемуся сюжету) соседствуют с вполне себе «костюмированным» персонажем – Бородатым мужиком - путевым обходчиком, и, конечно, в видеоряде, создающем и настроение, и атмосферу. Режиссером концертной версии выступил Игорь Яцко, он же читал своеобразные ремарки к действию. Оформление концертной версии – Вадим Андреев, автор видеоряда – Илья Рябов.

Няня - Надежда Крыгина, Аннушка - Екатерина Чудотворова

Сюжет «Анны Карениной» многократно становился основой для фильмов и спектаклей, в том числе музыкальных. Но Журбин не был бы Журбиным, если бы предпринял просто очередное прочтение всем известной истории. Вдохновившись великим романом, он предложил неожиданное его преломление, сделав главной героиней своей оперы, той самой Анной К., не Анну Аркадьевну Каренину, а ее дочь Аннушку, рожденную в союзе с Вронским и воспитанную Карениным. Многие из тех, кто писал и рассказывал об опере, уверяли, что при бесспорной оригинальности сюжетного хода уровень либретто, дескать, «не дотягивает» до уровня Толстого. Хочу привести несколько возражений – во-первых, рассказанная история, мягко говоря, не совсем роман Толстого, или точнее, совсем не роман, а во-вторых – нечасто в современном музыкальном театре можно встретить столь драматургически совершенное либретто, «крепко сшитое», увлекающее в водоворот сюжета, ярко обрисовывающее характеры и сочетающее высокие обобщения с детальной проработкой деталей. И его язык также сочетает в себе высокий слог и запоминающуюся простоту высказывания. Думаю, Журбин за другое либретто и не взялся бы, и, безусловно, он – соавтор либреттистов Анны Родионовой и Сергея Плотова, не только автор музыки. «Анна К.» во многом привлекает именно своей драматургией, получившей воплощение в замечательной музыке – собственно, это и есть настоящая опера. И музыка Журбина – абсолютно и бесспорно «оперная», напрямую отсылающая к выдающимся отечественным образцам жанра, апеллирующая прежде всего к Петру Ильичу Чайковскому. Она заставляет  вспомнить «Пиковую даму» - и не потому, что Журбин прямо цитирует, хотя прямые цитаты из Чайковского тоже есть, но они прочно вписаны в сюжет – ведь и Анна Аркадьевна с Карениным присутствуют на концерте молодого композитора, и Аннушка с братом слышат первое исполнение Шестой симфонии.

Вронский - Андрей Бреус

Яркая, запоминающаяся, по-настоящему захватывающая музыка оперы в лучших традициях сочетает в себе высокую лирику и эпическое начало. От в общем-то мелодраматического сюжета о том, как дочь узнает о судьбе своей матери и вырывается из оков привычных устоев, отказываясь выходить замуж за нелюбимого, до обобщенных размышлений о судьбе России – таков диапазон того, что воплощено композитором. Хор выступает подобно хору в греческой трагедии – именно ему отданы обобщения, именно в хоровой партии звучит тема России – бесконечной дороги…  Но и ропот осуждения – открытого ли искреннего чувства старшей Анны, или не понятого светским обществом нового произведения Чайковского тоже отдан хору, и тогда хор – уже вполне конкретное действующее лицо – та самая толпа, та самая «светская чернь», о которой столько писали русские классики… Опера изобилует красивыми сольными номерами, дуэтами, оркестровыми фрагментами (некоторые из них при сценическом воплощении явно станут развернутыми балетными сценами, как это и положено в жанре «большой» оперы). Замечательной краской стало включение народного голоса – Надежда Крыгина исполняет партию Няни, и я уверена, что ее сольный номер может стать самодостаточно концертным, а написанные для академических голосов арии и ариозо, помимо концертных исполнений смогут существенно пополнить тот дефицит номеров, с которым нередко сталкиваются молодые певцы, участвующие в конкурсах, где программа требует исполнения современной музыки.

Участвующим в премьере певцам явно нравилась исполняемая музыка – ведь они получили в распоряжение вокальный материал, позволяющий раскрыть свой вокальный потенциал и актерские возможности. Несмотря на то, что состав исполнителей несколько раз менялся – эпидемиологическая ситуация вносила в него свои коррективы, - ансамбль сложился замечательный. (Екатерина Чудотворова – Аннушка, Елена Терентьева – Анна, Евгений Либерман - Каренин, Андрей Бреус – Вронский, Руслан Розыев - Стива, Евгения Сегенюк – графиня Лидия Ивановна, Юлия Томина – Бетси, Людмила Кузнецова – Вронская, Валерий Гильманов – Бородатый мужик, юный Богдан Нагай – Сережа Каренин, Максим Сажин – взрослый Сергей). Возникло ощущение полного слияния артистов со своими персонажами, нечасто достигаемое даже в оперном театре, не говоря уже о концертном исполнении. Исполнители подарили зрителям драгоценное чувство сопереживания, отдельные сцены тронули буквально до слез, а какие-то поразили настоящим гротеском.

Валерий Гильманов

К этом произведению хочется возвращаться, хотя бы переслушать в записи, все вышесказанное – это непосредственные впечатления от премьеры. После более глубокого погружения в этот материал, конечно, возможен более детальный и серьезный разговор. Об этом же сказал в короткой беседе в антракте композитор Роман Львович: «Конечно, надо переслушать, надо посмотреть ноты… Но очевидно – это масштабная, огромная работа, открывающая что-то новое в таком мощном материале, как роман Толстого».

Ждем новых встреч с «Анной К.». Концертное исполнение оперы может стать украшением афиши любого российского (и не только) музыкального фестиваля, не только юбилейного авторского Александра Журбина. И  надеемся на театральные премьеры тоже!

Надежда КУЗЯКОВА

Фото предоставлены оргкомитетом

фестиваля А.Журбина «Серьезно и легко»

06.11.2020



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей