• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



13.06.2019

«Аттила»: рождение легенды

На сцене Башкирской оперы — самая масштабная постановка за всю историю театра.

Нынешняя премьера «Аттилы» Верди стоит несколько особняком по разным причинам: первая и самая, наверное, главная — режиссером спектакля стал наш знаменитый земляк Ильдар Абдразаков, которому не привыкать к дебютам на разных площадках мира, но не в роли постановщика. Кроме того, цикл премьерных спектаклей порадовал настоящим звездопадом выдающихся вокалистов из Мариинки, «Астана оперы», «Новой оперы» (Москва), тем самым задав высокую планку для артистов нашего театра. Впрочем, уже сейчас можно сказать, что хор (хормейстер-постановщик — Александр Алексеев) и оркестр, безукоризненно звучавший под управлением музыкального руководителя, дирижера-постановщика, лауреата «Золотой маски» Артема Макарова, вполне этой планке соответствуют.

Театральное дефиле

Немного истории. В отличие от многих ныне признанных шедевров, принятых поначалу в штыки, сочинение Верди, представленное на сцене Венецианского театра «Ла Фениче», встретило у зрителей самый горячий прием. Триумф был таким явным в связи с четко прослеживающейся патриотической ноткой: Венеция тогда была захвачена Австрией. Сюжет о борьбе итальянцев с варварами, призывы взяться за оружие и уничтожить тиранию, готовность отдать жизнь за свободу родины вызывали бурный отклик в Италии, находящейся на пороге революции 1848 года. Фраза одного из героев «Возьми себе вселенную, оставь Италию мне» сопровождалась возгласами зала: «Нам, нам Италию!».

Спектакль Башкирского театра не перегружен декорациями, хотя, думается, мог возникнуть соблазн засыпать сцену награбленными гуннами сокровищами или воссоздать роскошь дряхлеющей, но все еще могущественной Римской империи V века. Да и минимализм нынче, как говорят, в тренде. Пространство, в котором происходит действо, лаконично очерчено подобием золоченых колонн: в нем, в зависимости от сюжета, то появляется покрытое шкурами, с варварской роскошью украшенное ложе короля гуннов, то сверкающий штандарт с горделивым римским орлом, то приморский портик, куда бегут в страхе жители павшей Аквилеи.

Скупой, но выразительный видеоряд (художник по свету Ирина Вторникова) — блеск молний, низко несущиеся грозовые тучи, наводящие ужас на персонажей спектакля, зрительно делает сцену бесконечной, уходящей в небо, а построенные на контрастах действо и освещение эмоционально заряжают публику.

Сдержанность декораций искупается роскошью костюмов (художник-постановщик Иван Складчиков, Москва. Для него «Аттила» также стал дебютом в большой опере), настолько впечатляющих, что перед спектаклем состоялось «Аттила-дефиле» — впервые в истории театра. По словам директора театра Ильмара Альмухаметова, идея провести этот показ появилась потому, что такого количества костюмов еще никогда не было произведено цехами театра. Художник-перфекционист контролировал наклейку каждой бусины на каждом костюме. Для костюмов было использовано три тысячи страз и шесть тысяч штук оригинальной отделочной фурнитуры. Но ощущения избыточности нет, а сдержанное освещение не превращает роскошь в вульгарность.

Бич божий

Тревожный тон задается уже с пролога: по ступеням лестницы, в красных сполохах близкого пожарища бежит одинокий мальчик, за которым вскоре хлынут толпы беженцев. Впрочем, весь сюжет оперы Верди — это непрекращающаяся битва. И дело не только в том, что главный ее герой — «бич Божий», «яростный вепрь». Такими прозвищами, в которых ужас смешивается с восхищением, награждали современники Аттилу.

На сцене сшибаются, как скоростные поезда на полном ходу, четыре характера, четыре судьбы, четыре незаурядные личности, которым предстоит сделать выбор и определить не только свой путь — от их решения зависят судьбы доверившихся им людей. Собственно сам Аттила (Ильдар Абдразаков/Аскар Абдразаков/Артур Каипкулов), не столько рвущийся напролом, сколько мучимый сомнениями, пытающийся побороть колебания перед битвой за священную землю Римской империи. Дочь павшего властителя Аквилеи пленница Одабелла (Жупар Габдуллина, Казахстан/Олеся Мезенцева/Лариса Ахметова), настолько одержимая местью, разрываемая гневом, что выбивает из рук короля кубок с ядом: Аттила должен пасть только от ее руки. Попутно, однако, в ее планы врывается ревнивый жених Форесто (Евгений Акимов, Мариинка/Сергей Скороходов, Мариинка/Владимир Орфеев), настроенный столь же патриотично, но не умеющий сдерживать порывы ревности и изливающий гнев на и без того озабоченную мыслями об убийстве короля Одабеллу. Воинственной девушке приходится усмирять клокочущие страсти и обращать всю силу убеждения и ласки на страдающего ревнивца. И наконец Эцио (Василий Ладюк «Новая опера»/Владимир Копытов/Ян Лейше) — доблестный римский военачальник, до глубины души оскорбленный отказом Аттилы от союза против императора и жаждущий отныне только одного — смерти короля.

Смерть короля

«Аттилу» нередко и не без основания называют героико-патриотической оперой. Впечатляющие массовые сцены, развернутые финалы с хором, эффектные арии, энергичные, нередко маршевые ритмы, броские мелодии при отсутствии психологической глубины — ее характерные черты. Да и вроде бы красной нитью через весь сюжет проходит тема освобождения от тирании, борьбы с захватчиками. Но! Заслуга ли в том либреттистов или великолепной музыки Верди, в которой сквозь воинственные ритмы пробиваются чистые ноты щемящей неуверенности, глубокой печали, быть может, одиночества великого человека, только Аттила становится как главным персонажем оперы, так и человеком, на стороне которого постепенно оказываются зрительские симпатии. А акценты в опере незаметно перемещаются от патриотичности к истории любви и предательства.

И более ни один персонаж не вызывает ни сочувствия, ни даже симпатии. Эцио, благородный воин, помышляет о свержении своего императора, считая его слабовольным мальчишкой и лелея мечту сделаться правителем Италии. Ослепший от страстей Форесто мечется между ревностью и долгом, мучая Одабеллу подозрениями и упрекая в неверности. Одабелла, воинственная амазонка, покорившая сердце сурового завоевателя и расчетливо скрывающая до поры до времени истинные чувства. Именно она вонзит подаренный ей Аттилой меч в спину поверженного короля.

Радости у зрителей этот финал не вызывает. Вызывает сочувствие. К варвару, павшему не на поле битвы, а от рук своего окружения: предателя, которого он считал близким другом; лицемерки, которую он хотел назвать своей женой; врага, которого он помиловал и отпустил.

В опере действуют три исторических персонажа: сам Аттила, конечно, римский полководец Аэций, получивший в либретто имя Эцио, и бретонка Ильдико, она же Одабелла. Доподлинно известно, что король гуннов умер в брачную ночь. Мнения расходятся: кто-то считает, что от сердечного приступа, кто-то — что от руки молодой жены, отомстившей за гибель родных и унижение своего народа.

История умалчивает о дальнейшей судьбе Ильдико — Одабеллы, а вот Аэций — Эцио закончил дни не так, как, надо полагать, мечтал: после смерти гуннского вождя император Валентиниан, опасаясь могущества Аэция, приказал убить его во время аудиенции в императорском дворце…

АТИЛЛА – Полководец, АТТИЛА – влюбленный, АТТИЛА – герой своего времени

Ильдар Абдразаков:

— Прежде всего, он не варвар, каким его представляют историки. Когда Верди создавал свою оперу, он сделал его полководцем. При этом его предали, так что это герой, которого нам хочется пожалеть. Я во всем следовал музыке Верди, мои коллеги работали в том же направлении.

Аскар Абдразаков:

— Он — гунн, поэтому, естественно, воин. Играть его можно по-разному. Но он же влюблен в Одабеллу. Эта строптивая женщина, амазонка пришла и победила его, забрала его душу.
Поэтому для меня эта опера,-  прежде всего, история любви.

Артур Каипкулов:

— Мой герой — обычный мужчина, который вынужден воевать, потому что он живет в таком мире. Он грозен и воинственен, потому что позади него — свита, армия, он не может показать свои слабости перед ними. А внутри он ранимый.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгения СКУРКО, музыковед:

— Ранние оперы Верди драматургически очень слабы, их называют «концерт в костюме». В «Аттиле» эти роскошные костюмы вместе со сценографией вдохнули в оперу новую жизнь. Появилась сильная, страстная драматургия —благодаря замечательной режиссуре. Ильдар гениален во всем. Он к тому же вылепил очень неоднозначный образ Аттилы со множеством нюансов. Не знаешь, ненавидеть его или сочувствовать ему. И в результате сочувствуешь.

Тимур БЕКМАМБЕТОВ, режиссер:

— Постановка очень высокого уровня. А ваши хор и оркестр вполне ей соответствуют.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

- По словам Ильдара Абдразакова, этот спектакль — своеобразное посвящение его отцу — Амиру Абдразакову, режиссеру. В этом году он отметил бы 85-летний юбилей. «Я башкир, а племя башкир в какой-то момент примкнуло к воинам Аттилы, и они вместе дошли до Милана. Когда я осознал все исторические параллели, то окончательно понял, что хочу поставить именно эту оперу в своем родном театре, где впервые вышел на сцену», — рассказал он.

- Артиста можно назвать рекордсменом по количеству воплощений Аттилы на мировой оперной сцене. Постановки с участием Ильдара Абдразакова, исполняющего главную партию, проходили в Нью-Йорке, Риме, Барселоне, Монте-Карло, в Санкт-Петербурге, Астане. В прошлом году «Ла Скала» открывал оперный сезон «Аттилой» Верди, ведущую партию также исполнял Ильдар Абдразаков.

- Для спектакля было изготовлено около 400 костюмов, 180 пар обуви, израсходована тысяча метров льна. Иван Складчиков отметил, что вдохновлялся мотивами древней башкирской одежды: «Костюмы невольниц — это моя дань башкирской земле: если вы посмотрите на головной убор — это классический кашмау, просто немного видоизмененный. Девушки с ним легко обращаются, хотя весит он пять килограммов».

- В спектакле участвуют 300 персонажей.

- В самой массовой сцене — пира — занято 127 человек.

- Самому младшему артисту семь лет.

Елена ШАРОВА, Уфа

Фото А.Загирова предоставлено

Башкирским государственным театром оперы и балета

13.06.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей