Новости |
Благодаря поп-арту появились процессуальные виды искусства, в том числе перформанс. Это было стремление стереть границу между искусством и жизнью, стремление к постоянной новизне и актуальности. Режиссеры обратились к действию, раскрывающему новое пространство по отношению к сцене и образам - земле и природным пространствам, мусору и предметам, ч еловеческому телу, к сознанию. То есть, всему тому, что предстает в реальной жизни и значит, должно развиваться в реальной ситуации. Перформанс, как вид искусства, появился в 60 - 70 х годах XX века в Америке, где груз традиций не был так велик, где общество было способно принять нововведения, противоречащие общественному вкусу и морали. Такой вид искусства был вызван стремлением дать произведению политическое или социальное обоснование, которое делает искусство актуальным. На самом деле, все началось значительно раньше, когда Шекспир заставил своего героя сказать: «Мир — это история, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, лишенная всякого смысла и значения».
Реальные сценические ситуации перформанса на практике часто опираются на приемы театра абсурда, который отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приемы. Время и место неопределенны и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Интриги, повторяющиеся диалоги, драматическая непоследовательность действий — всё подчинено одной цели: созданию сказочного, иногда ужасного, настроения.
Что хотел донести до зрителя режиссер и основатель Русского инженерного театра «АХЕ» Максим Исаев? «Спектакль «Заполнение пробелов» («Gap Filling») - это лирические эпизоды вечных взаимоотношений мужчины и женщины от детства до старости, рассказанные актерами и эквилибристами, спетые боцманами и балеринами, оформленные инженерами и картографами. Поддавшись мрачному очарованию своих утрат, они планомерно пытаются заполнить собою пустоту вокруг себя». Московская премьера спектакля состоялась в рамках 9-ого осеннего театрального фестиваля Seasons.
Это было реальное «заполнение пробелов» во всем – не осталось дистанции, расстояния, стерлись грани противоположных несовместимых понятий. Между зрителем и актерами – с помощью импровизированных лавок из досок на асфальте между сценой и зрительской трибуной, а также некоторым вовлечением зрителя в процесс спектакля. Стираются грани между сушей и морем, странами и городами – основное действие происходит в 6 морских контейнерах, а команда из русских, польских, немецких актеров произносит тексты и поет песни на нескольких языках. Это нетекстовой спектакль, но в финале звучат слова, которые собирают историю в единое целое. Контейнеры заполнены разным содержанием, персонажи находятся внутри них, но переходят, перелезают, перепрыгивают из одного в другой, взаимодействуя между собой на разные лады. Перед своеобразным «домом» из контейнеров живет еще один персонаж, который, с одной стороны, одинок и обособлен, а, с другой стороны, вынужден жить в прямой зависимости от остальных. Переплетаются и, в результате, создают единое гармоничное целое пение, хореография, игра на музыкальных инструментах, цирк, пантомима, эквилибристика. Есть в постановке и противоположные стихии – огонь в виде костра, разжигаемого в центре «сцены», и вода в нескольких проявлениях, как наполнение одного из контейнеров, как одна из форм привлечения внимания зрителя – ее пьют, льют, брызгают. Шумовые эффекты также подчинены единству и противоположности морских приливов и отливов – они то усиливаются, то ослабевают, отступая на второй план. Шум моря позволяет зрителю быть не только «здесь и сейчас», но и одновременно отправиться в путешествие во времени и пространстве. Возраст зрителей - от детей дошкольников до пожилых людей, внимание всех без исключения приковано к происходящему; сам спектакль показывает взаимоотношения мужчины и женщины от детства до старости. Современная постановка, в некотором роде, навеяна сюжетом советского мультфильма «История одного преступления», это подтверждает режиссер в ответе на соответствующий вопрос словами: «Все мы воспитаны на советских мультфильмах, они пересматриваются много раз, они сидят где-то там, глубоко в голове».
Группа «АХЕ» была основана в 1989 году Максимом Исаевым, Павлом Семченко и Вадимом Васильевым, которые в то время являлись участниками авангардного театра «ДА-НЕТ» Бориса Понизовского. Они снимают кино, участвуют в вернисажах, создают перформансы, близкие к ритуалам и инициациям. В середине 90-х годов коллектив покидает Вадим Васильев, а оставшиеся Павел Семченко и Максим Исаев начинают все больше использовать театральные законы и пространство, с самого начала заявив о себе как о группе, свободной от всяких жанровых рамок и стилей. В 1999 году появляется Русский Инженерный Театр «АХЕ»; коллектив именует себя «русским инженерным» или «оптическим», реализуя эти понятия в ряде спектаклей. С середины 90-х «АХЕ» становится постоянным участником театральных фестивалей в Эдинбурге, Венгрии, Голландии, Франции, Польше, Чехии, Бразилии и др. Театр «АХЕ» прописан в Петербурге, но живет повсюду, чаще всего в Германии.
Перед премьерой в Москве спектакль «Заполнение пробелов» («Gap Filling») был показан на фестивале «Объединение Культур» в Польше, в г. Щецин, откуда в московскую премьеру были приглашены актеры щецинского театра «КАНА» и несколько других участников польского фестиваля.
Официальный сайт Театр «АХЕ» www.akhe.ru/
Подробнее о других мероприятиях Проекта Seasons www.seasons-project.ru/
Фоторепортаж по ссылке www.facebook.com/media/set/
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-