• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



11.11.2019

Балетный марафон в честь Аллы Шелест

«Бахчисарайский фонтан». Поклоны.

«Планета Аллы Шелест» - под таким названием в Самарском академическом театре оперы и балета прошел традиционный фестиваль классического балета, посвященный Алле Шелест, имя которой в одном ряду с именами великих балерин ХХ века Марины Семеновой, Галины Улановой, Майи Плисецкой.

Вот какую оценку Аллы Шелест мне довелось услышать в 1994 году из уст Майи Плисецкой, подарившей ей первой только что вышедшую книгу своих мемуаров: «Много раз мне по всему свету задавали один и тот же вопрос: кто из балерин, на мой вкус, на вершине балетного Олимпа. И всю жизнь я называла три имени: Семенова, Уланова, Шелест. Их назову и сегодня. Лучше балерин за свою жизнь увидеть мне не довелось. Многие роли Шелест не могу забыть. Жизель, Эгина, та же Зарема. «Слепая» в постановке Якобсона заставляла меня плакать. А выжать из коллеги слезу ой как трудно. У Шелест был дар необыкновенного перевоплощения. На сцене она была немыслимо красива. Божественно красива. После представления затухала, снимала грим, вставала под душ. И когда проходила через толпу наэлектризованных ею поклонников, запрудивших тесный артистический подъезд, ее не узнавали». О Шелест - актрисе и человеке лучше, пожалуй, и не скажешь.

В год 100-летия со дня рождения замечателього мастера девятнадцатый по счету именной шелестовский фестиваль отметил свой собственный – четвертьвековой юбилей. Местом рождения и постоянной прописки этого фестиваля Самара стала не случайно: с именем Шелест связан значительный этап жизни балетной труппы Куйбышевского-Самарского оперного театра. В 1966 году Шелест поставила на его сцене балет «Дон Кихот», а в 1970 - 1973 годы она являлась главным балетмейстером Куйбышевского театра, осуществив совместно с Рафаилом Вагабовым постановки балетов «Лебединое озеро», «Семь красавиц», «Тщетная предосторожность» и «Жизель». Благодаря Шелест балетная труппа театра пополнилась одарённой молодёжью - выпускниками Ленинградского хореографического училища, которые вскоре заняли вскоре ведущее положение и в течение нескольких десятилетий составляли костяк балетной труппы театра.

Программа нынешнего, юбилейного фестиваля стала своеобразной ретроспективой балетов, в которых Алла Шелест создала галерею незабываемых по танцевальному мастерству и психологической глубине образов своих персонажей.

Фестиваль открылся премьерой «Бахчисарайского фонтана» Бориса Асафьева с хореографией Ростислава Захарова – балета, в котором Шелест была непревзойденной Заремой. Постановку осуществила экс-прима-балерина Мариинского театра Дарья Павленко, дважды принимавшая участие в шелестовском фестивале. Сценография и костюмы по эскизам Валентины Ходасевич к первым постановкам балета 1930-х годов воссозданы санкт-петербуржцами Андреем Войтенко и Татьяной Ногиновой соответственно. Дирижер-постановщик спектакля – художественный руководитель и главный дирижер театра Евгений Хохлов.

«Бахчисарайский фонтан». Нурали – Парвиз Кумайдонов

«Бахчисарайский фонтан». Нурали – Парвиз Кумайдонов.

В премьерных фестивальных показах «Бахчисарайского фонтана» были заняты два по существу равноценные состава. Партию Марии исполнили Ксения Овчинникова и Марина Накадзима, Заремы - Анастасия Тетченко и Екатерина Панченко, Вацлава – Сергей Гаген и Игорь Кочуров, Гирея – Михаил Зиновьев.

В балете Минкуса «Баядерка» Шелест создала один из своих сценических шедевров - исполненный глубокого драматизма образ Никии. В фестивальном спектакле в этой партии успешно выступила прима-балерина Мариинского театра Оксана Скорик, сумевшая в танце передать трагическую безысходность своей героини. Чутким партнером балерины был премьер Мариинки Евгений Иванченко,

«Жизель». Жизель – Евгения Образцова, Альберт – Руслан Скворцов.

«Жизель». Жизель – Евгения Образцова, Альберт – Руслан Скворцов.

Одной из эмоциональных вершин фестиваля стал балет Адана «Жизель» В нем заглавную партию исполнила прима-балерина Большого театра воспитанница Вагановского училища Евгения Образцова, которой удалось создать исключительный по своей внутренней наполненности образ. В партии Альберта выступил премьер Большого театра Руслан Скворцов, классический танцовщик, обладающий необходимыми для амплуа романтического героя одухотворенностью и виртуозной техникой.

«Лебединое озеро». Зигфрид – Денис Родькин, Одиллия – Ксения Шевцова.

«Лебединое озеро». Зигфрид – Денис Родькин, Одиллия – Ксения Шевцова.

Еще одним полнометражным фестивальным спектаклем стало «Лебединое озеро» в постановке Юрия Бурлаки, воссоздавшего на самарской сцене московский спектакль с хореографией Александра Горского начала XX столетия. Спектакль украсили гости: прима-балерина Московского музыкального театра имени К. Станиславского и Вл. Немировича–Данченко Ксения Шевцова - Одетта-Одиллия, покорившая безупречной техникой, протяженной кантиленой движений и психологической достоверостью исполнения. Роскошным принцем Зигфридом предстал звездный премьер Большого театра Денис Родькин. Артист продемонстрировал весь арсенал своего виртуозного мастерства, приправленного яркой эмоциональностью и исполнительским драйвом. Вариацию принца в па-де-де из третьего акта Родькин исполнил в хореографии Баланчина. Порадовал музыкальный уровень спектакля. Под управлением Евгения Хохлова оркестр звучал по-особому выразительно и эмоционально.

В фестивальных спектаклях с наилучшей стороны проявили себя многие солисты самарской труппы. Можно назвать Михаила Зиновьева - Великого брамина и Ксению Овчинникову – Гамзатти в «Баядерке», ее же – Одетту и Игоря Кочурова - принца Зигфрида в концертном фрагменте из «Лебединого озера», Сергея Гагена и Марину Накадзиму в «Шопениане», Анастасию Тетченко – Мирту в «Жизели», Дмитрия Пономарева – Злого гения в «Лебедином озере», Дмитрия Сагдеева и Диего Эрнесто Кальдерона Армьена в характерных танцах балета. Не подвел и оркестр, когда за пультом был Андрей Данилов.

«Шопениана». Сцена из балета.

«Шопениана». Сцена из балета.

В афише фестиваля наряду с репертуарными спектаклями театра были и концертные программы - «Дивертисмент», показанный в один вечер с одноактной «Шопенианой», и масштабный «Шелест-гала», завершивший фестиваль. Основу концертных программ составили номера из балетов, в которых танцевала Алла Шелест. Некоторые из них – «Медный всадник» Глиэра, «Гаянэ» Хачатуряна, «Лауренсия» Крейна и «Пламя Парижа» Асафьева - никогда не шли на самарской сцене. Ряд номеров были представлены в новой хореографической редакции Юрия Бурлаки.

Один из таких номеров - па-де-де из балета «Пламя Парижа», но не то знаменитое, пронизанное революционным пафосом финальное па-де-де главных героев Жанны и Филиппа, а другое – из «вставного» придворного дивертисмента в котором артисты Мирейль де Пуатье и Антуан Мистраль разыгрывают галантную пастораль. Изысканную утонченность пластики этого дуэта в хореографии Василия Вайнонена сумели передать Марина Накадзима и Сергей Гаген.

Запомнился отсутствующий в идущей на сцене самарского театра «Эсмеральде» вставной номер – ставшее знаменитым па-де-де Дианы и Актеона, сочиненное Агриппиной Вагановой на музыку Цезаря Пуни и Риккардо Дриго для осуществленной ею в 1935 году постановки «Эсмеральды» в Ленинградском театре оперы и балета. Дуэт, требующий от артистов недюжинной личностной харизмы, особого апломба и эмоциональной распахнутости, исполнили Ксения Овчинникова и недавно перешедший в самарскую труппу из Красноярского театра Джотаро Каназаси.

Концертные номера показали широту творческого диапазона гостей, принявших участие в фестивале. Оксана Скорик и Евгений Иванченко блеснули в напоенном восточной негой дуэте Зобеиды и Золотого раба из «Шехерезады» Николая Римского-Корсакова, хореография Михаила Фокина, и в исповедальных по глубине чувств фрагментах из балета Арифа Меликова «Легенда о любви», хореография Юрия Григоровича.

Прима-балерина Большого театра Юлия Степанова и Денис Родькин исполнили два разножанровых, разнохарактерных номера: дуэт Леди Макбет и Макбета из балета Кирилла Молчанова «Макбет», хореография Владимира Васильева, и фрагмент из «Кармен-сюиты» Жоржа Бизе - Родиона Щедрина, хореография Альберто Алонсо, продемонстрировав редкостную выразительность и абсолютное владение современной балетной пластикой. Ксения Шевцова и ее партнер по труппе Московского музыкального театра классичный Денис Дмитриев заворожили лирической проникновенностью исполнения па-де де из «Жизели» и одного из лучших дуэтов сочиненного Дмитрием Брянцевым балета «Призрачный бал» на музыку Фредерика Шопена.

Впечатляющий по масштабу и звездный по составу исполнителей фестивальный марафон «Планета Аллы Шелест» стал достойным приношением великой балерине.

Валерий ИВАНОВ

Фото Антона Сенько предоставлены пресс-службой САТОиБ

 

11.11.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей