Новости |
"Бенефис альта" в Московской филармонии
24 января свой день рождения отмечал выдающийся российский альтист Юрий Абрамович Башмет. Как водится в таких случаях, были многочисленные поздравления и от официальных лиц, и от друзей, и даже встреча с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Но главное событие, посвященное дню рождения Юрия Абрамовича, состоялось все же вечером, в Московской филармонии, на сцене Концертного зала им.П.И.Чайковского.
Оркестр Башмета «Новая Россия» в этот вечер вел знаменитый маэстро Александр Сладковский, хорошо с оркестром знакомый. В свое время они немало поработали вместе. Накануне выступления мне удалось задать Александру Витальевичу пару вопросов.
-Александр, почему участвуете в этом концерте?
-Это становится уже доброй традицией. На 60-летие Юрия Абрамовича был очень большой концерт, мы приезжали со всем оркестром Республики Татарстан, поздравляли маэстро с юбилеем. Практически, наверно, каждый день рождения я удостоен чести быть на сцене рядом с моим любимым, дорогим кумиром, другом, учителем, очень близким мне человеком. Это очень большая радость.
Помимо этого, мы, конечно, часто встречаемся в сезонах и поддерживаем ту самую связь, которая мне дала своего рода «путевку в жизнь», потому что моя деятельность как художественного руководителя и главного дирижера симфонического оркестра Республики Татарстан началась сразу после того, как я четыре года отработал с Юрием Абрамовичем в его замечательном симфоническом оркестре «Новая Россия». Для меня это очень и очень важно. Мое участие в этом концерте – желание самого Юрия Абрамовича. Мне очень приятно, что мы продолжаем встречаться.
-Часто доводится дирижировать «Новой Россией»?
-Сейчас – как минимум, раз в год. В предыдущие годы больше.
-Разница ощущается между тем оркестром, который был тогда, и сейчас?
-Я даже не могу сказать (улыбается). Оркестр, безусловно, становится лучше. Они становятся взрослее, отношение к работе – основательнее. Думаю, что все мы растем. Потихоньку, не торопясь. И оркестр, если меняется, только в лучшую сторону, потому что каждая новая встреча – это почти всегда новые программы. И я прихожу к ним, как в свой родной дом, потому что все-таки четыре года – это много. По сегодняшним временным представлениям – это очень большой срок. По сути, это была работа в качестве ассистента Юрия Абрамовича. А она ведь многому учит. Для меня Башмет всегда был с детства, насколько я себя помню, человеком, на которого я равнялся, и я никогда не думал, что мне посчастливится так близко встретиться с этим выдающимся человеком и работать столько лет вместе.
Эта связь очень важна для меня. И в дальнейшей работе, которая была уже после «Новой России», мне помогали многие вещи, которым я научился у Юрия Абрамовича. И, конечно, самое глобальное, Башмет – это связь с тем временем, по которому мы сейчас все ностальгируем. Я имею в виду время титанов. Для меня это в первую очередь Мравинский, Светланов, Рихтер – такие фигуры, внутренняя связь с которыми помогает не забывать о том, что в искусстве самое главное – разумное распределение времени, репетиционного и музыкального. То, чему мы, к сожалению, в последние годы разучились. И как раз Башмет – та самая фигура, которая связывает и меня лично, и целое поколение музыкантов, которые выросли совсем недавно, с тем временем, по которому мы искренне ностальгируем.
Праздничная программа была составлена из произведений, написанных нашими современниками, ярко подчеркивающих всю красоту и мощь альта в руках у настоящего мастера. Открывался «Бенефис альта» одночастным «Концертом-поэмой» для альта с оркестром Романа Леденева, впервые исполненным учителем Башмета Федором Дружининым. Продолжил первое отделение Концерт №2 для альта и фортепиано с оркестром Александра Чайковского, причем сам Александр Чайковский сел за рояль и тем самым поздравил Юрия Башмета, сделав ему дорогой подарок. Надо заметить, что это сочинение, как и остальные два концерта Чайковского для альта, вдохновлено Юрием Башметом и посвящено ему. Во втором отделении публике посчастливилось услышать одно из масштабнейших сочинений живого классика, Гии Канчели – «Стикс» для солирующего альта, смешанного хора и симфонического оркестра.
Вечер для публики получился удивительным. Удивительно было уже и то, что концерт начался почти вовремя – задержка едва ли превысила четверть часа. С первых секунд своего появления на сцене, с первого звука, извлеченного из инструмента, Юрий Башмет неопровержимо доказал и подтвердил свое звание «короля альта». В крайне непростом сочинении Леденева, ритмически замысловатом и мелодически причудливом, маэстро показал не только виртуозное владение инструментом, но и прекрасно передал трагическую интонацию, которая была заложена в музыку композитором.
Создавалось ощущение, что зал выдохнул только по окончании исполнения. Это был тот самый Башмет, которого мы все так любим, ценим и уважаем, и немалая заслуга в том, что оркестр поддержал своего руководителя на должном уровне, не создавая лакун и провалов в сложнейшем звуковом полотне, принадлежала блистательному Александру Сладковскому, который был очень хорош за дирижерским пультом и вел оркестр с артистизмом и эмоциональностью даже чуть большими, чем те, которые присущи ему обычно.
Это и неудивительно, все-таки концерт был посвящен дню рождения великого музыканта. Для исполнения своих «Этюдов в простых тонах» (концерта №2 для альта и фортепиано) на сцене появился и присоединился к Башмету, Сладковскому и «Новой России» Александр Чайковский. Присутствие автора, а уж тем более его участие, всегда придает особой прелести исполнению, но не всегда идет ему на пользу, однако в этот вечер появление Александра Чайковского только усилило и украсило и без того мощный состав.
Концерт Чайковский написал замечательный, при всей внешней простоте и эклектичности, при всей композиционной смелости и неравновесности частей (а в звучании концерта хорошо заметны и ноты неоклассицизма, и романтика, и отзвуки киномузыки, и, конечно же, огромное джазовое влияние) музыка на самом деле получилась и сложной, и глубокой, и наполненной, и требующей полной самоотдачи как и от оркестра с дирижером, так и от солирующих пианиста с альтистом. Все справились просто на отлично, а уж «новорожденный» в очередной раз ярко показал, кому был посвящен этот концерт. Игра Башмета вызывала даже не удовольствие, а порой оторопь, и овация по окончанию разразилась нешуточная.
Вообще, хочется заметить, что атмосфера в зале и фойе царила особенная, возникало какое-то ощущение прикосновения к чуду. Фланирующая публика и множество улыбок создавали эффект праздника и в перерыве между музыкой, а во втором отделении, которое тоже (о чудо, чудо!) началось вовремя, к оркестру присоединилась хоровая капелла России им.А.А.Юрлова, и над замершим Залом Чайковского грянул «Стикс» Канчели.
Канчели – композитор огромный. Хотелось бы избежать эпитетов по отношению к ныне живущим, но, пожалуй, это тот самый случай, когда можно смело говорить о величии. Только живой классик мог бы пуститься в подобные музыкальные размышления о природе жизни и смерти, о сути бытия, о вечной безысходности и вечной надежде. Использовать при этом все мыслимые и немыслимые ресурсы, какие только доступны в хоре и оркестре и добиться столь превосходного, ошеломляющего результата.
Нельзя не заметить того, что дирижирующий оркестром Александр Сладковский превзошел сам себя при исполнении «Стикса», а, вспоминая о том, что сочинение посвящено Башмету, стоит ли удивляться, что главнейшая роль в этом мрачном, но восхитительном музыкальном пиршестве принадлежала альту. И в этот вечер альт находился именно в тех руках, которые были способны воплотить, а, может, даже и углубить все замыслы композитора.
До самого финала, до звука ледяного ветра, который вечно несется над вечными тяжелыми водами, зал завороженно замер. Тишина продолжалась и после окончания, а потом грянули такие аплодисменты, которые не часто услышишь даже и в этом щедром на великолепные музыкальные события и благодарность за них месте.
К сцене, как и в каждом перерыве в каждом отделении, потянулись люди, с роскошными букетами и корзинами цветов, появился и руководитель хоровой капеллы им.Юрлова Геннадий Дмитряк. Обняв Башмета и коротко его поздравив, он повернулся к своим питомцам, подал сигнал, и хор роскошно грянул над уже шумным залом «Многая лета».
На этой пронзительной и прекрасной ноте и был завершен концерт, посвященный дню рождения Юрия Абрамовича Башмета, а нам остается лишь поздравить Маэстро с днем рождения и сказать ему спасибо – за всю ту красоту и тот огромный вклад, который Юрий Абрамович внес в дело музыки не только России, но и всего мира. С днем рождения, Маэстро! Мы будем ждать новых встреч!
Ирина Шымчак
Фото автора
Анонсы |
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-